Если позволите, встряну со своими пятью копейками...
Огненный змей-есть частый представитель восточнославянского фольклора,как воплощение черта,беса,дьявола,который не только соблазнял тех самых красных дев,но еще и жил с ними и детей умудрялся им делать.Отсюда прекрасно делается вывод:черт-любовник-помощник в присухе на девицу.
Полностью согласна по всем пунктам, кроме того момента, что Огненный Змей - воплощение черта.
Образ гораздо более ранний, и восходит к общим древним Великим богам, как правило супругам Великой богини (Матери-земли или, чуть позже, Богини плодородия, ех. Геи, Реи, Деметры и пр.)
Например, Древнейший Зевс почитался в образе Змея. Позднее он только превращался в Змея, но...гм... всегда по делам любовным, дабы в этой ипостаси оплодотворить какую-нибудь богиню. Наиболее долго отголоски этого древнейшего культа продержались в Македонском царстве (если кто помнит - Александр Великий родился от союза Олимпиады, которая была жрицею Сабазия (в Македонии отождествлялся с Зевсом) и того самого Зевса-Сабазия, пришедшего к ней в образе змея. Когда, о этом "приходе" вездесущие слуги доложили царю Филиппу, мужу Олимпиады. Супруг ревностью. конечно, воспылал, но из осторожности, прежде чем врываться и крушить, заглянул в замочную скважину и увидел на ложе супруги гигантского змея. Увидел, и окривел на тот самый глаз, которым увидел. После чего врываться передумал. А в положенный срок родился Александр).
Да... так вот, стало быть, Огненный змей древнейшее мужское божество плодородия, так сказать специализирующее на том, чтобы приходить и оплодотворять, и вообще приносить всяческий достаток (клады, богатства, которые он приносит в дом и пр.). В "современной иерархии" он не черт, а суть демон.
В российских губерниях его, Огненного Змея, именовали по-разному, но всегда по "профессиональной направленности".
На Смоленщине и Рязанщине - любак, на Орловщине — волокита, в Тамбовской губернии — любостай.
Видом он - чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.
В избу проникает через трубу, и является в образе красивого парня или знакомого мужа хозяйки дома (Волог., Яросл., Влад., Ряз., Тульск., Курск., Вятск.).
И в завершение цитата:
"В заговорах О.З. призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине". (В. Иванов, В. Топоров)