Касательно заботы об усопших в Исламе.
Во-первых стоит заметить, что в Исламе нет таких понятий, будто бы можно отмолить кого угодно, хоть самоубийцу, хоть человека, умершего без веры, как в это верят христиане. Мусульманам даже запрещено молиться об упокоении души человека, умершего не мусульманином, будь то кровный родственник или кто-либо.
Для сравнения: в христианстве (в Православии, не знаю, как в других христианских конфессиях) поминать в церкви некрещенных нельзя, однако никто не запрещает и, наоборот, очень даже приветствуется поминовение и отмаливание без привлечения церковных служащих. Та самая Неусыпаемая Псалтирь, читаемая монахами, свечи на канун, помины, милостыня, посещение кладбища и отчитки родственниками на кладбище и дома - в христианстве это допустимо. В Исламе - нет. Я не буду вдаваться в рассуждения, почему существует такая разница во взглядах между двумя религиями. Важна суть.
Что можно сделать в рамках Ислама для поминовения усопших? (исключительно мусульман)
Я опишу, как обстоят дела в Турции - типичной мусульманской стране.
1) Читается Коран - особенно суры Фатиха, Я-Син и Мюльк, во имя поминовения души (душ) определенных усопших. Также можно прочитать Коран от начала до конца (это называется хатм-и-Куран) с тем же намерением посвятить это чтение усопшим. Делать это может любой, не обязательно священник (имам)
Немного оговорюсь, в Исламе вообще нет категории священников как таковых. Имамом может быть любой, обладающий минимальными знаниями религии и не являющийся открым грешником (фасыком) - то есть человеком, о котором достоверно известно, что он постоянно и серьезно нарушает заповеди Ислама. К примеру, обряд бракосочетания, ежедневной молитвы (намаза), отпевания покойника и т.д. может совершить любой человек, знающий о предписаниях Ислама, а также молитвы и суры из Корана, необходимые для проведения данной церемонии. Если нет человека, который выполняет обязанности имама "по долгу службы", то имамом может стать любой знающий Ислам мужчина - не фасык, обычно выбирается человек, обладающий наиболее глубоким знанием Ислама, или же самый старший.
Возвращаясь к теме.
2) Хотя мусульмане и верят, что отмолить кого бы то ни было и за что бы то ни было не всегда возможно, но если человек умер мусульманином, у его потомков и близких есть возможность облегчить ему существование в загробном мире, а также, возможно, способствовать его прощению в Судный День.
Поэтому очень важна молитва об усопших родственниках и близких. В Исламе нет поминальных дней как в христианстве. Отчасти это потому, что молитва, произносимая за упокой души усопшего, равносильна в любой час любого дня. В Исламе нет нужды ждать определенного дня. Особенно полезно молиться об усопших после каждого намаза (который совершается в сутки 5 раз).
3) Далее для упокоения души умершего потомкам следует творить благие дела - построить школу, открыть дет.дом, выкопать колодец и отдать его в общественное пользование, посадить дерево - у кого на что хватит сил и средств. Считается, что "бонусы" за добро, совершаемое потомками, "капают" усопшим предкам. Поэтому, естественно, в интересах каждого мусульманина оставить после себя верующее и творящее добрые дела потомство.
4) Исходя из предыдущего пункта, можно давать милостыню за упокой душ усопших, можно принести жертву (зарезать верблюда, корову, овцу или даже курицу, если на большее нет средств) во имя Господа и раздать мясо нуждающимся, при этом изначально вознамерившись совершить это во имя упокоения душ усопших и обретения ими благ на том свете.
Сначала идет намерение, потом действие.
5) Посещаются кладбища, где так же читается Коран и молитвы за души усопших. К слову сказать, мусульмане отнюдь не чураются кладбищ, как было высказано ранее. В старых городах или в их исторических районах чуть ли не на каждом углу можно встретить небольшие кладбища, возраст захоронений от 100 до 300 (а может и более) лет. Также встречаются индивидуальные могилы. Эти места огорождены невысокой оградой - примерно по пояс - чтобы люди случайно не наступили. И проходящие мимо люди читают суру Фатиха за упокой души там лежащих (сура очень короткая и ее знает наизусть любой, даже не совершающий намаза человек).
6) Так же есть что-то сроднее поминкам в христианстве. Это событие обычно не приурочивается к определенному дню - дню рождения или смерти или еще что-то. Но когда люди считают нужным, они собирают знакомых, читают Коран (сами или приглашают того, кто умеет), молятся за упокой вместе с гостями, которых потом угощают. То есть сначала Коран и молитва, потом - трапеза.
7) Касательно того, насколько эффективно было бы совершить паломничество в Мекку (хадж или умру) ради упокоения душ усопших (т.е. для отмаливания рода). На мой взгляд, в Исламе, с целью поминовения, наиболее эффективными считаются действия, напрямую приносящие благо окружающим, будь то милостыня, или посаженное дерево. Тогда как хадж скорее действие индивидуальное, приносящее благо в первую очередь его совершающему.