ГРОДНЕНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ - НАСТОЯЩИЙ ГОРОД МЕРТВЫХ
Переходим к самому, для меня, интересному месту.
Казалось бы, какая может быть экскурсия на кладбище, что там вообще может быть интересного? Но на самом деле такие вопросы возникают лишь у тех людей, которые не очень интересуются историей, а кладбище в их понимании — это современное нагромождение могил, разбитых на участки.
Кладбище в Гродно возникло вслед за Лычаковским во Львове и Роса в Вильнюсе. И если в этих городах сейчас вход на кладбища платный, а территория ухожена, то до нас еще не дошла такая тенденция. Но гродненский некрополь - настоящий город мертвых, тут есть свои кварталы и даже улочки. А над памятниками работали знаменитые в то время резчики по камню и литейщики. Образцов их работ, к сожалению, все меньше и меньше. Хотя еще можно увидеть уникальные ограды и памятники. Из известных могил на православном кладбище - памятник герою войны 1812 года генерал-майору Сергею Ланскому, шефу Белорусского гусарского полка, который был смертельно ранен в боях 1814 года во Франции. Ланской завещал похоронить себя на русской земле, а в ту пору Гродно был самым западным городом Российской империи, поэтому именно здесь и нашел последний приют генерал-майор. А на католическом кладбище похоронена писательница Элиза Ожешко.
Сегодня я хочу рассказать вам про гродненский некрополь, сравнить его со Львовским, отыскать могилы известных людей и показать тот отпечаток истории Гродно и региона, который оставили ЛЮДИ. Не знаю, получится ли этот пост большим, или же будет маленьким, но мне есть что сказать (главное, за интересными местами и ходить далеко не нужно).
Я давно знала, что на кладбище, которое расположено в Гродно на улице Антонова, находится могила Элизы Ожешко. Но все никак не удавалось почтить память великой писательницы.
Буквально через метров 20 от входной брамы начинается самое интересное — дивного вида могилы, надгробия, стеллы и склепы, которые начали устанавливать здесь с конца ХVIII века. Вообще свою историю гродненское кладбище на Антонова начинает в конце XVI века, но официально все началось лишь в 1792 году, когда в след за Вильнюсом и Львовом на восточной границе Речи Посполитой в Гродно появилось свое католическое фарное кладбище. Инициатором закладки фарного кладбища стал отец Józef Muczyński (умер 4 февраля 1793 года). Сейчас его площадь составляет чуть больше 3 га, во Львове же это 40 гектаров.
Письменных свидетельств о времени основания старейшего православного кладбища в Гродно нет. В конце ХVIII века, вместе с вхождением Принеманского края в состав Российской империи и образованием в 1801-1802 годах Гродненской губернии, в городе начинает формироваться православное кладбище (рядом с католическим, почти 5 га), вынесенное за пределы центральной части города. Новое православное кладбище было отдано под попечительство Гродненского Софийского православного собора. Основанием для такого рода решения было, вероятно, и то, что у подошвы этого кладбища, вдоль всего берега Немана (в продолжение нынешней Подольной улицы) находились две православные церкви с «могилками».
Если судить по хронологии проводившихся здесь захоронений, то имеются достаточно убедительные основания считать началом его истории конец ХVIII столетия. Одним из подтверждений этому могут быть сохранившиеся до настоящего времени надгробия в форме округлых или квадратных обелисков-колонн, изготовленных из кирпича, скрепленного известью с глиной. Вероятно, одни из них были отштукатурены изначально, на другие штукатурка наносилась спустя годы с целью консервации, третьи и сегодня стоят во всей своей кирпичной наготе.
Датировку самых старых из обелисков-колонн затрудняет oтcyтcтвие у их основания специальных плит со сведениями об упокоившихся. Вывороченные из своих ниш, а затем варварски уничтоженные, они не оставляют никаких надежд на их прочтение.
Большую часть старого православного кладбища занимают могилы горожан 50-70-х годов. В это время на кладбища, ставшим уже городским и коммунальным, хоронили людей, не взирая на их национальность и конфессиональную принадлежность. В то время как на каталочиеском «современных» захоронений практически нет. Интересный пример захоронения 1967 года — видимо, любящая мать все что могла сделала для сына…
Самая старая могильная плита, которую мне удалось обнаружить на кладбище, датируется 1794 годом.
Лично меня на кладбище поразило огромное число могил чиновников Российской Империи. Конечно, на кладбище покоятся представители всех социальных слоев православного Гродно. Между тем, достаточно даже бегло взглянуть на старинные надгробия, чтобы придти к выводу, что здесь похоронены только наиболее зажиточные граждане. Небольшая часть могил обездоленной части жителей города со временем пропала, т.к. обычные люди не могли позволить себе раскошный памятник, а простой деревянный крест хранил память о погребенном не более трех-пяти лет.
На старом православном кладбище не похоронен ни один из более чем тридцати гродненских губернаторов: они как прибывали сюда по назначению свыше из различных регионов страны (преимущественно из тогдашних столиц — Москвы и Петербурга), так и уезжали все по тем же высоким указам, отбыв на высоком губернаторском кресле от нескольких месяцев до 3-7 лет.
Поразило и то, что практически на каждом памятнике можно было узнать, кем был умерший, порой, от чего умер и кому приходится родственником.
Если проводить сравнение со Львовским некрополем, то у нас в Гродно можно встретить похожие по исполнению памятники — модные тенденции, так сказать, четко прослеживаются — это и стилизованный под дерево гранит, и композиции, высеченные в камне. Единственное отличие — во Львове есть экскурсоводы, вход на кладбище платный, территория ухожена.
В самом начале православного кладбища у входа в часовенку можно найти могилу матери Максима Богдановича. На ней так и написано: «Мацi паэта». На соседнем кладбище, католическом, находится могила Элизы Ожешко. Оба памятника самые обычные. Если честно, я не ожидала такой простоты для таких людей.
Из известных могил могу посоветовать посетить памятник герою войны 1812 года С.Н. Ланского.
Гродненское кладбище хранит память не только о покоящихся здесь горожанах (священнослужителях, чиновниках, военных, купцах, мастеровых), но и тех, кто создавал надгробия. Любой, кто будет гулять по кладбищу не раз обратит внимание на памятники, сделанные Болеславом Шишкевичем. Сам мастер прожил всего 29 лет, его же мастерская под руководством жены сделала ему памятник (за костелом на каталическом кладбище).
О его жизни известно немного. Происходил он из обедневшей шляхты. В 1874-1876 годах учился в Волковысском уездном училище. Потом переехал в Гродно. В 24 года он обвенчался в Гродненском фарном костеле с Ромой-Марией Протасович. Через пять лет Шишкевич умер от скоротечной чахотки. Рома-Мария взяла в свои руки фирму-мастерскую Б.Шишкевича и стала во главе ее. Судя по датировке надгробий, изготовленных в этой мастерской (клейма – «Шишкевич», «Б. Шишкевич, «Мастерская Б.И.Шишкевича в Гродно», «Б.Шишкевич, Гродно, ул.Гончарная», реже – «Р. Шишкевич»), она продолжала свою деятельность до 1907 года.
Еще одним замечательным мастером кладбищенских памятников был Василий Андреевич Качан (1853-1907). Его руками воздвигнуты на гродненском кладбище сотни прекрасных надгробий. Мастерская Качана просуществовала в Гродно до 1928 года. Надгробия, изготовленные в ней, отличались добротностью, строгостью линий, а благодаря основному материалу (граниту) — прочностью и долговечностью. В мастерской выполнялись заказы как православных, так католиков. На Фарном кладбище в Гродно, в конце XIX — начале XX века было установлено немало творений рук династии Качанов.
Реально при наличии времени прогулка по кладбищу затягивает. Складывается такое ощущение, что это кладбище нещадно ворует у вас время.
В день моей прогулки по кладбищу в церквушке на его территории крестили младенца… вот такая вот преемственность поколений и небольшая интерпритация человеческого бытия в одном месте…
Что хочу сказать об этом кладбище как практик, кладбище ооооочень сильное и "живое", но и капризное, этого у него не отнять... Хозяйка мне встречалась в виде очень красивой дымчатой кошки, с такими не естественно яркими глазами. Очень "приятное" кладбище, во всех отношениях.
Оно как бы манит к себе и затягивает в свои глубины...здесь забываешь обо всем и чувствуешь внутри себя, что-то типа эйфории, как-то так.