Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Объявление


18+ Форум несет информационно-познавательный характер в области эзотерики, оккультизма и магии и не является пропагандистским
На нашем форуме на постоянной основе действует Школа деревенского колдовства и Факультативы по чисткам, защитам, диагностике и любовной магии.


Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь » Кабинет Черная Магия » Жалмауыз Кемпир (Баба Яга) и ритуальное убийство стариков


Жалмауыз Кемпир (Баба Яга) и ритуальное убийство стариков

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Демонологический образ Жалмауыз Кемпир (Баба Яга) и ритуальное убийство стариков

Хочу поделиться интересной на мой взгляд этнографической статьей. Речь идет о происхождении образа Жалмауыз Кемпир в демонологии тюркских народов, в частности (но не только) у казахов и киргизов. Жалмауыз Кемпир означает "Прожорливая Старуха", и по своим характеристикам этот персонаж напоминает славянскую Бабу Ягу.

В статье приводится одна из теорий возникновения данного образа. Вкратце, у народов Центральной Азии существовало поверье, согласно которому старики, перешедшие определенный возрастной рубеж, считались опасными для окружающих, особенно для своих потомков. Поэтому их различными способами ритуально умерщвляли.

Статья описывает представления, связанные с опасностью, исходящей от стариков, способы их ритуального умерщвления и поверья, согласно которым старики по прошествии времени превращались в демонических существ.

Статью привожу с сокращениями. Полную версию можно прочесть тут: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-157-2/978-5-88431-157-2_104.pdf

Жалмауыз Кемпир в представлении народов Центральной Азии обычно олицетворяет злое начало. Это людоедка, похитительница детей. Это демоническое существо, старуха в лохмотьях, которая живет в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосет у них из колена кровь; когда жертва ослабевает, демон ее съедает.

Важным элементом этого персонажа является так же его старость и проживание в отдаленной местности. Это, пожалуй, самый важный элемент, требующий специального рассмотрения в контексте отношения к старческому возрасту у народов Центральной Азии в целом.

Возраст, маркирующий наступление старости в монгольских народов определялся 60-ю годами. Эта возрастная группа
представляла собой социальную память коллектива, аккумулировала в себе опыт и знания. Сам возраст налагал на стариков печать «сакральности», на них налагалась обязанность исполнения религиозных церемоний в бытовых обрядах жизненного и природного циклов.

Однако возраст 70 лет в ряде случаев считается уже критическим. Человек, достигший этого возраста, считается способным нанести вред своим потомкам. По этому поводу у монголов существует половица «зловещий старик тот, который увидит своих правнуков».

Как полагают, такой человек «живет за счет других». К этому же возрасту относится обычай прижизненных поминок, который распространен у некоторых народов Средней Азии и который, по всей вероятности, связан с подобными представлениями о вредоносности стариков, достигших определенного возраста. По-видимому, обычай прижизненных поминок является смягченным вариантом центральноазиатского обычая убийства стариков.

К 70-летнему возрасту обычно относится известный центрально-азиатский обычай убийство стариков путем их ритуального закармливания (монг. ухэ унгулхэ), относящийся как к древности и средневековью, так и к XIX, а иногда и к нач. XX вв.

Когда человек достигал семидесятилетнего возраста, устраивали пир, на котором собирались знакомые и родные. Эти последние угощали старика или старуху у себя дома со всевозможным почетом. Затем его заставляли проглотить
кусок жиру, вырезанный в виде ленты, тем самым, создавая пробку, которая душила старика.

Совершалось это потому, что считалось, что если он доживет до 80 лет, то его потомство перестанем умножаться, то есть он живет уже за счет последующих поколений.

Одновременно в фольклоре Центральной Азии присутствовали общеевразийские мотивы, описывающие древний обычай, согласно которому в древности выросшие дети увозили стариков в пустынные места, где те должны были умереть в одиночестве, и причина, по которой от этого обычая отказались.

Причина эта обычно заключается в том, что старик дает полезный совет, который спасает род или государство в сложной ситуации.

Подобный персонаж «прожорливая старуха» существует и в китайской культуре. Здесь он называется цю-гу или чу-гу — старуха, у которой снова выросли зубы и которая ест детей.

Китайские древние и средневековые источники описывают эти поверья у народов Юго-Западного Китая следующим образом:

«Когда старые Цонсцы с горы Мэнь шань долго не умирают, то у них вырастает хвост. Они едят людей, не признавая в этом детей. Любят горы, боятся домов; крепки на бег, как звери. Туземцы называют их Цюх у (осенние лисицы).»

«Люди обычно живут 180-190 лет. С достигшими же 200 лет дети и внуки не смеют жить вместе, поэтому выносят в глубокую долину, в большое ущелье и оставляют провианта на 4 или 5 лет. Эти престарелые мало-помалу начинают не обращать внимания на человеческие дела, а только знают есть и лежать.

По всему телу у них вырастают густые зеленые волосы, похожие на мох. На заднице вдруг образуется хвост, и, если пройдет много времени, то он становится длиннее тела. Тогда у них появляются красные волосы, золотой сок, крючковатые зубы, острые когти.

Они перелезают через отвесные скалы и направляются взад и вперед, как будто бы летели; схватывая тигров, барсов, кабарг и оленей, они добывают себе пищу. Слоны также боятся их. Туземцы называют их «Лупяо» - зеленые тыквенки».

+2

2

Пару дней назад читала про этот обычай в одной этнографической книге. Очевидно, что этот обычай у некоторых народов сохранился до начала двадцатого века.
http://sh.uploads.ru/t/T4R0g.png

0

3

Норфет

Как интересно! Вообще, логично предположить, что этот обычай имеет очень широкую географию распространения, охватывающую совершенно разные народы.

Я, собственно, почему статью выложила. Хотела обсудить. Что на самом деле могло являться предпосылкой появления обычая избавления от стариков?

В приведенном отрывке четко прописано, что убивались (позже самоубивались) старики, неспособные к труду. То есть тут мы видим банальную борьбу за выживание, невозможность прокормить всех и избавление от лишних ртов, которые становились обузой.

0

4

Старческий маразм - достаточная причина.

+1

5

Черная Магия написал(а):

«Люди обычно живут 180-190 лет. С достигшими же 200 лет дети и внуки не смеют жить вместе,

То ли в средневековом Китае продолжительность жизни человека превышала максимальный теоретический размер в 140 лет, то ли реальный возраст тогда умножали на два...))))

Черная Магия написал(а):

Когда старые Цонсцы с горы Мэнь шань долго не умирают, то у них вырастает хвост. Они едят людей, не признавая в этом детей. Любят горы, боятся домов; крепки на бег, как звери.

Судя по этому описанию, проблема с пенсионерами на лавочке возле подъезда, которые перемывают косточки всем подряд, с того времени не изменилась, так, что восточные обычаи вероятно не лишены здравого смысла...))))

0

6

Черная Магия написал(а):

В статье приводится одна из теорий возникновения данного образа. Вкратце, у народов Центральной Азии существовало поверье, согласно которому старики, перешедшие определенный возрастной рубеж, считались опасными для окружающих, особенно для своих потомков. Поэтому их различными способами ритуально умерщвляли.

Я пришла к выводу,что старики даже не осознанно жрут молодую энергетику,и еще как...но ритуально убивать...ну не нам судить конечно...со своим уставом в чужой монастырь не лезут...

0

7

Я постоянно сталкивалась с пожилыми,которые без конца рассказывают о своих болячках,о не благодарных детях и бла бла бла.. теперь я просто избегаю таких

0

8

Черная Магия написал(а):

Я, собственно, почему статью выложила. Хотела обсудить. Что на самом деле могло являться предпосылкой появления обычая избавления от стариков?

Да, разница между великим духовным выбором для будущего потомства и банальным устранением больных и дряхлых, огромная! Но когда вопрос касается людей, я бы не ждала ничего хорошего))). А умение оправдать себя у людей всегда было развито больше остальных чувств. Что конечно же не отменяет того что приношение родных в жертву могло помочь, наверно.

+1

9

Черная Магия написал(а):

Что на самом деле могло являться предпосылкой появления обычая избавления от стариков?


Черная Магия написал(а):

убивались (позже самоубивались) старики, неспособные к труду. То есть тут мы видим банальную борьбу за выживание, невозможность прокормить всех и избавление от лишних ртов, которые становились обузой.

И? Что тут еще может быть непонятного? Не можешь прокормить себя сам - иди нафиг - тут вон скольким детям жрать нечего, ты еще тут под ногами мешаешься. Эти законы до сих пор действуют. Неужели это на самом деле удивительно?

+1

10

Стыд старика, не могущего самостоятельно себя прокормить? Никто не видел, не? Им СТЫДНО за то, что они не могут себя обеспечить. Это в ПОДКОРКЕ. Это не лечится. Люди, выходящие на пенсию, начинают угасать от ощущения собственной ненужности. Вчера был сильный здоровый мужик, после выхода на пенсию - дряхлый инвалид, не знающий, куда себя приткнуть, а дети и прочие близкие стыдливо прячут глаза. Это инстинкты. Диктуемые ОБЩЕСТВОМ. И по сю пору общество как может, так от стариков и избавляется. Закон выживания из мира животных. Как ни борись, он работает. Старикам для жизни нужна любовь. А нету у нас для них этого ресурса. Беда печаль.

Старики счастливы в тех странах, где большие семьи, где куча внуков-правнуков, где сильны родовые связи. Там им почет/уважение. А где детей прокормить нечем - там и стариков по быстрому нафиг. Ибо самим не хватает. И все это жизнь. И это нормально. Где родился - там и пригодился.

+2

11

В США и Европе они вполне полноценно живут. Не сказала бы, что там большие семьи.

+2

12

Мадб написал(а):

В США и Европе они вполне полноценно живут. Не сказала бы, что там большие семьи.

А там экономическая ситуация другая))) Продуктов столько, что сожрать не успевают))) Утрирую, конечно, но.

0

13

Они считают, что могут себе позволить содержать столько стариков (на самом деле, не могут, это факт). Это дань современному цивилизованному обществу - содержать стариков. Современные же люди типа не приматы, списывать небоеспособных. А на самом деле - приматы. А на самом деле, в масштабе страны содержать этих уже небоеспособных, не приносящих плюса - офигенный минус. Но надо держать марку. Чем держание марки заканчивается - все мы знаем. Здесь мы уходим в большую политику и вопросы глобальной экономики. Государству, как раньше клану, а еще раньше семье - не ВЫГОДНО содержать стариков. На их содержание уходит прорва ресурсов. Отдачи материальной-то нету))) Тока материальный вброс регулярный. Финансовая дыра. Это есть факт. Который как был тыщи лет назад, так по сю пору и остался. Мы как были на уровне приматов, так и остались. Цивилизация, вроде как, развивается, ниче остальное не не меняется.

+1

14

Я, наверное, из другого какого-то места, у нас старики в почете, в моем кругозоре, но не исключаю,что я могу не видеть или не замечать чего-то. Я лично не знаю и не встречалась с уродами, бросающих своих стариков, Слава Богу...

+3

15

Marita написал(а):

Они считают, что могут себе позволить содержать столько стариков (на самом деле, не могут, это факт). Это дань современному цивилизованному обществу - содержать стариков. Современные же люди типа не приматы, списывать небоеспособных. А на самом деле - приматы. А на самом деле, в масштабе страны содержать этих уже небоеспособных, не приносящих плюса - офигенный минус. Но надо держать марку. Чем держание марки заканчивается - все мы знаем. Здесь мы уходим в большую политику и вопросы глобальной экономики. Государству, как раньше клану, а еще раньше семье - не ВЫГОДНО содержать стариков. На их содержание уходит прорва ресурсов. Отдачи материальной-то нету))) Тока материальный вброс регулярный. Финансовая дыра. Это есть факт. Который как был тыщи лет назад, так по сю пору и остался. Мы как были на уровне приматов, так и остались. Цивилизация, вроде как, развивается, ниче остальное не не меняется.


Тысячелетиями в Китае вбивалась бескорыстная почтительность к родителям.

0

16

Мадб написал(а):

Тысячелетиями в Китае вбивалась бескорыстная почтительность к родителям.

У нас на каждом ответственном застолье: день рождение чей-то, Рождество, Пасха, новый год и прочие, принято обязательно выпить за здоровье всех живых, отдельно за здоровье живых стариков и пожелать им долгих лет жизни а затем вспомнить мертвых всех даже пра-пра-пра... и за них выпить со словами благодарности и т.п. (не стукаясь).

0

17

Марийка написал(а):

Я лично не знаю и не встречалась с уродами, бросающих своих стариков, Слава Богу...

А я очень много такого видела и вижу. Обратные случаи - исключение из правил. Рада за всех стариков, живущих в тепле и любви.

0

18

У меня мама старенькая, я поздний ребенок. У нее хорошее образование. Она занимается моими детьми. Это и воспитание, и уроки, и пригляд. Не знаю, чтобы я без нее делала. Платить за такую работу наемным людям было бы крайне накладно. Потом бабушки для детей это ценнейший человек, на мой взгляд. Да, она не отводит их в кружки и в школу, не гуляет с ними в парке, но все остальное, одно то, что она есть рядом, мы все можем рассчитывать на ее опыт, ее советы... Не понятно мне избавление от стариков... Я сделаю все, чтобы продлить маме саму жизнь и ее качество.

+3

19

Ого!!! захотелось и мне вставить свои 5 копеек. Мои предки по маминой линии, в царские времена были высланы в Казахстан. Понятно что там и жили и с аборигенами очень даже дружили. Так вот, я знаю казахские сказки про Жалмаул Кемпир, но ни когда не слышала о ритуальных убийствах, да еще и стариков. Знаю многие обычаи казахов, но все они очень уважают своих стариков, сколько написано книг о стародавних временах азиатских народов и там нет подобного. Во времена СССР наши люди ездили в Монголию, так сказать экономику поднимать. Так вот тоже много рассказывали разного о жизненных укладах монголов, но ничего кроме уважения к старым. Азиаты наоборот всегда своих стариков прислушиваются. Помню бабки их с дедами, старые, согнутые, ну понятно что не красавцы(старость не красит), но всегда одеты хорошо, в первых рядах, да на почетных местах. Даже сейчас, в Казахии есть определенные роды и старейшина свой, не важно дед или бабка и к нему прислушиваются, ну или делают вид, но уважают по-любому. А если в семье живет старый человек, так еще как всеми командует и живет он обычно с последним ребенком. Так что, может я неправильно поняла.....

+1


Вы здесь » Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь » Кабинет Черная Магия » Жалмауыз Кемпир (Баба Яга) и ритуальное убийство стариков