Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Объявление


Дорогие друзья! На нашем форуме на постоянной основе действует Школа деревенского колдовства и Факультативы по чисткам, защитам, диагностике и любовной магии.


Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Убыр. Демонический дух

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Демонический дух - убыр

В ходе полевой работы нами зафиксированы следующие номинации персонажа: убыр, убырлы (с убыром), убырлы карчык (старуха с убыром), убырлы кешелəр (люди с убыром).Татары различают два типа данного персонажа.

По сведениям информантов, убыр- это демоническая душа,вселившаяся в человека при его жизни, или самостоятельно существующая, блуждающая по ночам,выходя через дыру в могиле. Исходя из этого,в представлении татар различают убыр живого человека и мертвого (теренеке, үленеке), в зависимости от того, как дифференцируются признаки и действия данного персонажа.

Первый тип, к которому относится человек-«двоедушник», представляетсобой в большинстве случаев одиночное женское существо различных возрастов с присущими ей телесными аномалиями в виде дыры в подмышке или на голове с левой стороны.На исследуемой территории достаточно полно разработан мотив оборотничества убыр, способного принимать облик черной кошки,овцы,гуся и свиньи, в случае принадлежности живому человеку.

Часто записываются былички о том,как некто обнаруживает черную кошку или другое животное на улице или в хлеву и калечит его,а утром односельчане распознают по характерному увечью человека, в которого вселился убыр.Убыр появляется только в ночное время, может повстречаться на улице, а также залететь в дом через печную трубу.

При этом тело человека-двоедушника спокойно лежит у себя дома,поэтому и члены семьи иной раз не догадываются,что рядом с ними проживает такое существо. Характерными для первого типа считаются вредоносные функции (наводить порчу, преследовать человека, пугать, высасывать жизненную силу).

Большая группа быличек строится на основе таких мотивов: убыр живого человека нападает на мужчину, пытаясь забрать его мужскую силу; крадет плод из чрева матери,а также теленка у стельной коровы, чтобы затем высосать из них
жизнь и закопать; вылетает из печной трубы и летает по ночам, насылая порчу.

В исследуемой традиции широко распространены защитные меры, принимаемые при встрече с убыр. Знающие люди (телен белгəн кешелəр) предлагают при встрече с убыр разделить двойную ветку рябины (куш милəш), после чего это существо превращается в человека и умоляет никому не говорить о нем.

Широкое распространение имеет обычай определения пребывания убыр в доме.Для этого поднимаются на крышу и дуют в печную трубу.Если убыр залетел в дом, то из трубы сыплются куски кирпича или песок.После этого в печь закидывают соль, для того, чтобы на лице убыр появились дырочки,по которым можно будет распознать человека-двоедушника наутро.

Второй тип представляет собой самостоятельную демоническую душу, которая блуждает по ночам и предстает перед человеком в виде стога сена, огненного шара или скопления огоньков. Вредоносная функция убыр в этом случае
характеризуется проявлением следующих действий: нападение на человека, который после этого заболевает, превращается в убыр или блуждает, потеряв дорогу; вселение демонического персонажа или в слишком чистоплотного,или слишком неряшливого человека.

От убыра-души, которая вылетает через дыру в могиле, может защитить собака. Вместе с тем, в записях последних лет, сделанных на территории Предволжья, удалось найти тексты, описывающие способность убыр второго типа заглатывать облака, тем самым вызывая засуху.

Анализ опубликованных на сегодняшний день источников и научных работ показал,что, действительно, подобное действие закреплялось за данным персонажем, однако причина возникновения мотива не объяснялась.

В традиционной обрядности казанских татар одной из причин возникновения засухи считается захоронение самоубийц и пьяниц на общих кладбищах.В случае нарушения данного запрета и отсутствия дождя могилы этой категории покойников заливались 40 или 41 ведром воды через имеющееся в них отверстие.

Однако в данном случае следует различать две категории умерших не своей смертью (үз үлеме белəн үлмəгəн кешелəр): умерших по своей воле и умерших насильственной смертью. В случае, если на месте смерти человека пролилась кровь, то там образуется особый мифологический персонаж өрəк, которогоможно встретить в местах кровопролитных войн, убийств, аварий и т.п.

Персонажи, которые сами избрали смерть или не дорожили отведенной им жизнью,становятся причиной возникновения засухи, но никак не персонифицируются в народных представлениях, и сценарий их действий остается неясен.

Возможно,возникновение убыра связано с грешными душами самоубийц и пьяниц,т.к. анализ ипостасей персонажа показал, что он представляет собой демоническую душу, которая может вселяться в человека, а также может существовать самостоятельно. Однако данная гипотеза требует дальнейших исследований на более обширном сравнительном материале.

Л.Х. Давлетшина

+3

2

Мадб написал(а):

Демонический дух - убыр

В ходе полевой работы нами зафиксированы следующие номинации персонажа: убыр, убырлы (с убыром), убырлы карчык (старуха с убыром), убырлы кешелəр (люди с убыром).Татары различают два типа данного персонажа.


Убыр и жалмавыз карчык - это одно и то же?

0

3

Практически да.

+1

4

Убыр на слово "упырь" похоже. Функциями тоже похож, но не совсем.

0

5

Мне она снилась как-то в мою беременность. Женщина сильно "в возрасте", мыла меня в бане, поливала водой и рассказывала, что ее сильно демонизируют, что ей уже  больше 770 лет. На вопрос, как ее зовут ответила что-то вроде "Валамуз". Жалмавыз я уже потом нагуглила. И было мне рядом с ней невероятно спокойно и защищенно... И с тех пор не могу ее (и Бабу-Ягу тоже) воспринимать как негативный персонаж.

+2

6

Wolf4109 написал(а):

рядом с ней невероятно спокойно и защищенно... И с тех пор не могу ее (и Бабу-Ягу тоже) воспринимать как негативный персонаж.

Она вовсе не негативный персонаж, просто ее имя украли для наших сказок

+1

7

А можно ли как-то к ней обращаться? Работал ли кто с ней?

0

8

Wolf4109 написал(а):

А можно ли как-то к ней обращаться? Работал ли кто с ней?

Не знаю даже, нужно для начала узнать о ней по-больше, собрать информацию о ней из разных источников, сопоставить, сравнить эту информацию, сделать какие-то свои выводы, т.к. информация разных источников может координально отличаться , попытаться ее понять и далее уже пытаться пообщаться, и далеко не факт, что получится с 1 раза или получится вообще.

0

9

Марийка написал(а):

Не знаю даже, нужно для начала узнать о ней по-больше, собрать информацию о ней из разных источников, сопоставить, сравнить эту информацию, сделать какие-то свои выводы, т.к. информация разных источников может координально отличаться , попытаться ее понять и далее уже пытаться пообщаться, и далеко не факт, что получится с 1 раза или получится вообще.


Я уже информацию собирала. Более того, я даже ее купила))). Как-то увидела на ярмарке куклу, самодельную. Или она меня увидела)). Теперь она уже год стоит у меня дома и смотрит на меня с вопросом в глазах. А я не могу уловить сути ее безмолвного  обращения. Как-то так.... :blush:

0