Сиванму - Царица-мать Западного рая», китайская богиня, одна из наиболее почитаемых фигур даосского пантеона. Иероглифы, из которых состоит ее имя, дословно означают следующее: 西 — «запад», 王母 — «царица-мать». Иногда сочетание 王母 используется в качестве обращения к бабушке по мужской линии, отсюда и другое толкование ее имени — «Бабка-хозяйка».

Согласно китайской традиции, Сиванму являлась повелительницей Запада, хранительницей источника и плодов бессмертия. В более древних мифах она выступала владычицей Страны мертвых, живущей на Западе, и хозяйкой небесных кар и болезней, а также стихийных бедствий, которые она насылала на людей.

Изначальный образ богини значительно отличался от того образа, который известен нам сейчас. Согласно «Канону гор и морей» (Шаньхайцзин, 山海经, IV-I вв. до н.э.), одному из самых ранних источников по китайской мифологии, Сиванму походила на человека, но имела хвост барса и клыки тигра, любила свистеть, а на всклокоченных волосах носила множество украшений. Богиня жила в пещере на Нефритовой горе и сидела на треножнике, пищу ей приносили три синие (или зеленые) трехногие священные птицы. Сила Сиванму заключалась в контроле над природными стихиями: она управляла небесными эпидемиями и пятью наказаниями, а также была хозяйкой царства мертвых, которое находилось на Западе.
Дальнейшая трансформация образа Сиванму была связана с переосмыслением древних сюжетов через призму религиозных или идеологических доктрин даосизма и конфуцианства.

В более поздней, уже подверженной религиозному влиянию традиции зооантропоморфный образ Сиванму значительно изменился, и она превратилась в небесную красавицу, жившую на крайнем Западе, в Нефритовом дворце, который находился на берегу Яшмового озера на горе Куньлунь. Возле озера росло персиковое дерево с плодами, дарующими бессмертие, и бессмертные регулярно съезжались к Сиванму на торжества. Иногда плоды бессмертия отождествлялись с источником бессмертия или эликсиром бессмертия, а царство мертвых, которым управляла богиня, называлось также «Западным раем».

Стоит отметить двойственность образа Сиванму в китайской традиции: это одновременно и грозная богиня, насылающая на людей болезни и неприятности, и красавица-хранительница священных плодов, дарующих столь важное для даосизма бессмертие.
В легендах богиню всегда сопровождал белый тигр Бай Ху — дух Запада. Иногда рядом с ней изображались зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия, что связано с одним из сюжетов цикла о стрелке И. Дворец Сиванму, а также принадлежавшие ей сад с персиковым деревом и источник бессмертия окружал золотой вал, охраняемый волшебными существами и чудовищами.

В эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) появились первые упоминания о муже богини, повелителе Востока Дунвангуне 东王公, с которым, по легендам, Сиванму встречалась раз в году на крыле гигантской птицы. Вполне возможно, что образ этой супружеской четы связан с любовью китайцев к симметрии (西 — запад, 东 — восток) и концепцией действия вселенских сил инь и ян, согласно которой Сиванму — воплощение женского начала инь, а Дунвангун — мужского начала ян. Изображался муж богини с птичьим лицом, телом человека и хвостом барса.
Со временем Сиванму стала покровительницей даосских святых мудрецов («бессмертных»). Так, согласно трактату «Описание всех вещей» (Боучжи, 博物志, III в.), ей была подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов. В даосской традиции она также получила имена Гоу Ваньлин или Ян ***.

В средневековом даосизме и фольклоре Сиванму изображали красивой молодой женщиной в придворном костюме, с заколкой на голове, часто в сопровождении павлина или сидящей на нем.

Что касается культурной роли Сиванму, долгое время она являлась одной из наиболее почитаемых богинь в китайской традиции. Сиванму покровительствовала женщинам и помогала душам в загробном мире. Ее изображения полагалось дарить женщинам к 50-летию. В некоторых областях Китая крестьяне, гадая о погоде, обращались к ней с просьбами о предсказаниях. Известны также случаи жертвоприношений в честь богини, во время которых люди взывали к Сиванму с просьбой о помощи во время голода и эпидемий. С ее фигурой связана и особая «архитектура» алтаря предков, который располагается строго в западной части дома или храма — как раз там, где, по поверьям, обитает правительница Западного рая.

(Взято из сети)