Первые из десяти неблагих деяний — три действия тела: убийство, взятие того, что не дано, и неправильное сексуальное поведение.
Убийство.
Убить — значит оборвать течение жизни. Существуют три вида убийства, приводимые в действие тремя ядами.
1. Убийство из желания — забивать животных, желая по лучить их мясо, кожу и прочее.
2. Убийство из гнева — например, убить человека со злым умыслом.
3. Убийство по неведению — убить без намерения, на пример, когда ребенок убьет птичку или кто-то наступит на муравья.
Живые существа, не свободные от трех ядов, не обладают счастьем.
Деяние убийства считается полностью совершённым, когда в нем присутствуют следующие четыре аспекта:
1. Предшествующий умысел: «Я совершу этот проступок!»
2. Намеренное осуществление действия и приложения к нему усилий.
3. Собственно совершение убийства, переживание этого поступка.
4. В завершение переживание радости от этого поступка и отсутствие сожаления.
Следствия убийства проявляются трояко:
1. Следствие созревания таково: совершив убийство из желания, ты, скорее всего, переродишься как голодный дух;
совершив убийство из гнева, ты, скорее всего, переродишься в адах; а совершив убийство по неведению, ты, скорее всего, переродишься животным.
2. Следствие преобладающего действия таково: из-за совершенного в прошлом неблагого действия жизнь твоя будет короткой и ты будешь много болеть, даже если родишься человеком.
3. Следствие, соответствующее причине, заключается в том, что под влиянием прежних привычных склонностей ты станешь испытывать удовольствие от совершения убийства.
Поэтому, Цогял, мы не должны совершать таких действий. Сутры учат, что если приложишь усилие, чтобы никогда не совершать этих действий, то уйдешь от накопленных ранее
следствия созревания, следствия, соответствующего причине, и следствия преобладающего действия. Тогда ты обретешь изобильное счастье богов и людей.
Взятие того, что не дано.
Сущность второго неблагого деяния тела, взятия того, что не дано, заключается в присвоении чужого имущества.
Это деяние можно совершить силой, например, ограбить средь бела дня; тайком — похитить украдкой; обманом — жульничать с гирями и весами.
Цогял, люди, не отказавшиеся от желания, не обладают счастьем.
Как и предыдущее, это действие считается полностью совершённым, если есть все четыре аспекта, и его следствия тоже бывают трех видов:
1. Следствие созревания таково: ты падешь в три низших мира в соответствии со степенью тяжести проступка — боль шей, средней или меньшей. В частности, можешь родиться голодным духом.
2. Преобладающее следствие: даже если родишься человеком, у тебя будет мало имущества и тебя будут часто обворовывать и грабить.
3. Следствие, соответствующее причине: из-за неблагой привычной склонности, накопленной во всеобщей основе, в будущих жизнях ты станешь получать удовольствие от взятия
того, что не было тебе дано.
Цогял, если ты откажешься от таких деяний, то обретешь три следствия. Ты обретешь то, что противоположно трем предыдущим следствиям: перерождение в мирах богов и людей, большое богатство и прочее.
Неправильное сексуальное поведение.
Сущность третьего неблагого деяния тела — неправильного сексуального поведения — вступать в связь с тем, с кем не разрешено.
В этом деянии можно выделить следующие разновидности:
1. Не подобает простому человеку иметь сношение с тем, кто находится под опекой царя, например, с царицей.
2 Не подобает иметь сношение с тем, с кем это запрещено законом.
3. В Индии не подобает иметь случайные сношения с теми, кто находится под опекой родителей, поскольку мужчины и женщины, не живущие своим домом, находятся под защитой родителей.
4. Не подобает иметь сношения с тем, кого защищают «общественные устои», то есть с тем, с кем это считается постыдным, например, с матерью или сестрой.
5. Не подобает иметь сношения с тем, кто находится под опекой священной Дхармы, например, с супругой гуру, с теми, кто принял монашеские обеты и т. д.
Похотливые люди не вступают на путь освобождения. Цо-гял, применяй противоядие.
Существуют также случаи, когда не подобает иметь сношения даже с тем, с кем это позволительно:
1. Не подобает иметь сношения в неподходящее время, такое как полнолуние, новолуние и восьмой день.
2. Не подобает иметь сношения в неподходящем месте, например, перед алтарем Трех Драгоценностей.
3. Не подобает совершать сношения через несоответствующее отверстие, делая это, как животные.
Цогял, обычно люди, не оставившие мирскую жизнь, попадают в темницу мары. Как и те деяния, о которых уже шла речь, неправильное сексуальное поведение считается полностью совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и точно так же у него бывают три вида следствий:
1. Следствие созревания приводит к перерождению в трех низших мирах. Даже если ты родишься в высших мирах, тебя будут ждать ссоры с супругом и тому подобное.
2. Преобладающее следствие: даже в будущих жизнях твои помощники, супруг и другие не будут отзывчивыми и станут проявлять различные виды неблагодарности.
3. Следствие, соответствующее причине: твои неблаготворные привычные склонности приведут к тому, что тыбудешь находить удовольствие в неправильном сексуальном поведении.
Цогял, отказавшись от этих поступков и воздержавшись от их совершения, ты обретешь противоположные следствия, поэтому отказаться от них чрезвычайно важно.
Во-вторых, существуют четыре вида неблагих деяний речи.
Ложь.
Сущность первого, лжи, — на словах выдавать нечто неистинное за истину.
Это деяние подразделяется на следующие разновидности:
1. Ложь, от которой ни пользы, ни вреда, например, бредни выжившего из ума старика.
2. Ложь, приносящая выгоду или ущерб, например, принесение пользы одному человеку в ущерб другому.
3. Ложные притязания на обладание высшими человеческими качествами: заявлять, что обладаешь такими качествами, как сверхспособности, когда на самом деле этого нет.
Цогял, не произноси бездумных слов.
Как и предыдущие деяния, ложь считается полностью совершённой, если в ней есть четыре аспекта, и точно так же у нее бывают три вида следствий:
1. Следствие созревания заключается в падении в низшие миры.
2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, к твоему голосу не будут прислушиваться.
3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты снова будешь с удовольствием лгать.
Цогял, отказавшись от этих деяний, ты обретешь противоположные следствия, поэтому отказаться от них чрезвычайно важно.
Подстрекательство к раздорам.
Сущность второго неблагого деяния речи — подстрекательства к раздорам — заключается в том, чтобы разлучать добрых друзей.
Это деяние подразделяется на следующие разновидности:
1. Открытое подстрекательство к раздорам, когда говорят прямо в лицо.
2. Скрытое подстрекательство к раздорам, когда говорят
за глаза.
3. Тайное подстрекательство к раздорам, когда нашептывают каждому поодиночке.
Цогял, люди, не умеющие держать язык за зубами, не обретут счастья.
Как и предыдущие деяния, подстрекательство считается полностью совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и точно так же у него бывают три вида следствий:
1. Следствие созревания заключается в падении в три низших мира.
2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, у тебя будет мало друзей и много ссор. Ты будешь часто испытывать сожаление, вызывать всеобщую неприязнь,
и все, что ты скажешь, не возымеет действия.
3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях тебе снова будет нравиться подстрекать к раздорам.
Цогял, отказавшись от этих деяний, мы обретем противоположные следствия, поэтому важно от них отказаться.
Пустословие.
Сущность третьего неблагого деяния речи, пустословия, — трата времени.
В этом деянии выделяют следующие разновидности: 1. Шаманские заклинания.
2. Байки и игра словами.
3. Шутливые беседы.
Как и предыдущие деяния, пустословие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают три вида следствий:
1. Следствие созревания — падение в три низших мира.
2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, твои слова будут лишены достоинства, подобны лепету и бессвязны.
3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты снова станешь находить удовольствие в пустословии.
Цогял, отказавшись от этих действий, обретешь противоположные следствия, поэтому не увлекайся бесцельной болтовней.
Резкие слова.
Сущность четвертого неблагого деяния речи, резких слов, — речь, ранящая другого человека.
Это деяние подразделяется на следующие разновидности:
1. Изобличать на людях чьи-то недостатки.
2. Оговаривать кого-то за глаза.
3. Нашептывать по секрету то, что может повредить другому.
Цогял, огонь резких слов опаляет и твое сердце, и сердца других людей. Оружие резких слов убивает жизненную силу освобождения.
Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:
1. Следствие созревания — перерождение в трех низших мирах.
2. Преобладающее следствие: даже если ты родишься человеком, любые твои слова будут обидными для других, и ты всегда будешь их раздражать.
3. Следствие, соответствующее причине: тебе будет нравиться говорить резкие слова.
Цогял, отказавшись от этих действий, ты обретешь противоположные следствия. Живые существа темной эпохи не обладают счастьем.
В-третьих, есть три неблагих деяния ума:
Жадность.
Сущность первого, жадности, — привязанность к чему-то наилучшему.
Это деяние подразделяется на следующие разновидности:
1. Воздерживаться от раздачи своего имущества.
2. Желать, чтобы чужое имущество принадлежало тебе.
3. Привязанность к чему-то наилучшему, что не принадлежит ни тебе, ни другим.
Цогял, не держись за владение материальными вещами. Те, кто практикует Дхарму, не понимая непостоянства, не обладают счастьем.
Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:
1. Следствие созревания — перерождение в трех низших мирах.
2. Преобладающее следствие: даже если родишься человеком, всегда будешь жить в безотрадной местности, где царствуют голод и жажда.
3. Следствие, соответствующее причине: в будущих жизнях ты станешь находить удовольствие в жадности.
Поэтому, Цогял, важно отказаться от этих деяний.
Недоброжелательство.
Сущность второго неблагого деяния ума, недоброжелательства, — враждебное отношение.
Это деяние подразделяется на следующие разновидности:
1. Недоброжелательство, проистекающее из гнева.
2. Недоброжелательство, проистекающее из чувства недовольства.
3. Недоброжелательство, проистекающее из зависти.
Цогял, не совершай деяний ума, которые вредят тебе и наносят ущерб другим.
Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:
1. Следствие созревания — перерождение в низших мирах.
2. Преобладающее следствие: даже если родишься человеком, люди будут беспричинно враждебны по отношению к тебе, и ты постоянно будешь сталкиваться с неприязнью и
тяжбами.
3. Следствие, соответствующее причине: у тебя разовьется злобный склад ума.
Цогял, не отказавшись от недоброжелательства, не сможешь практиковать ни Хинаяну, ни Махаяну.
Ложные воззрения.
Сущность третьего неблагого деяния ума, ложных воззрений, — преувеличивать или преумалять.
Это деяние подразделяется на следующие разновидности:
1. Ложное воззрение, при котором придерживаются небуддийских взглядов этернализма и нигилизма.
2. Ложное воззрение, при котором придают первостепенную важность правилу или ритуалу, такое как «аскетизм собак и кур» 18.
3. Ложное воззрение, при котором придерживаются веры в «преходящее собрание» 19.
Цогял, мало кто понимает разницу между Дхармой и не Дхармой.
Это действие считается совершённым, если в нем есть четыре аспекта, и у него бывают такие три вида следствий:
1. Следствие созревания — перерождение в трех низших мирах.
2. Преобладающее следствие: если ты родишься человеком, то это произойдет, например, в диком окраинном племени, где даже не услышишь имени Трех Драгоценностей.
3. Следствие, соответствующее причине: в твоей основе-алае укрепятся привычные склонности следовать ложным воззрениям, после чего они станут для тебя привлекательными.
Цогял, все благородные существа осуждают эти десять неблагих деяний. Все ученые их отвергают. Их не следует совершать даже тем, кто стремится достичь особого величия и богатства богов и людей, поэтому откажись от них.
Есть много людей, которые не отличают добро от зла, но те, кто отличает, становятся последователями учения Будды. Совершать неблагие деяния, прекрасно зная о причинах и следствиях благих действий и проступков, — значит ничем не отличаться от животного.
Благородная Цогяп спросила: Чего достигнет тот, кто откажется от этих действий?
Учитель ответил: Благодаря следствию созревания ты родишься среди богов или людей. Твой голос будет мелодичным, как у Брахмы, тело будет прекраснее всех других, как у Индры, и, подобно правителю вселенной, ты будешь владеть великим богатством.
Благодаря преобладающему следствию ты будешь обладать великими знаниями, станешь очень умной и встретишься с Дхармой учений Будды. В конце концов ты достигнешь трех уровней просветления.
Благодаря следствию, соответствующему причине, ты будешь во всех грядущих жизнях прилежно избегать десяти неблагих деяний.
Благородная Цогял спросила: Если взять эти десять неблагих деяний, есть ли какая-нибудь разница в тяжести зла?
Учитель ответил:Да, разница есть. Обычно она зависит от соответствующей беспокоящей эмоции:
1. Совершая десять неблагих деяний из гнева, родишься существом ада.
2. Совершая неблагие деяния из страсти, родишься голод ным духом.
3. Совершая неблагие деяния по неведению, родишься животным.
Есть также разница в тяжести в зависимости от объекта деяния:
1. Совершая десять неблагих деяний по отношению к особому объекту, родишься существом ада.
2. Совершая их по отношению к обычному объекту, родишься голодным духом.
3. Совершая их по отношению к низшему объекту, родишься животным.
Среди разных видов убийства особенно тяжкое созревание зла происходит, если отнять жизнь у бодхисаттвы, развившего бодхичитту.
Среди различных видов взятия того, что не было дано, самое большое злодеяние — украсть то, что принадлежит Трем Драгоценностям.
Среди разных видов неправильного сексуального поведения величайшее злодеяние — насилие над архатом.
Среди разных видов лжи величайшее злодеяние — обмануть учителя или почтенного члена сангхи.
Среди разных видов подстрекательства к раздорам величайшее злодеяние — вызвать раскол в сангхе.
Среди разных видов резких слов величайшее злодеяние — грубо говорить с членом сангхи.
Среди разных видов пустословия величайшее злодеяние — беспокоить ум монаха или того, кто практикует сущность недвойственной медитации.
Среди разных видов жадности величайшее злодеяние — желать завладеть деньгами, пожертвованными Трем Драгоценностям.
Среди разных видов недоброжелательства величайшее злодеяние — замышлять «пять деяний с немедленными последствиями».
Среди разных видов ложных воззрений, величайшее злодеяние — преумалять истинный смысл.
Цогял, ты не должна совершать ни одно из этих деяний даже ради спасения своей жизни.
Вообще говоря, между десятью неблагими деяниями тоже есть разница:
1. Вследствие убийства, подстрекательства к раздорам, резких слов и недоброжелательства родишься существом ада.
2. Вследствие неправильного сексуального поведения, взятия того, что не дано, и жадности родишься голодным духом.
3. Вследствие лжи, пустословия и приверженности к ложным воззрениям родишься животным.
Десять благих деяний.
Благородная Цогял спросила учителя: Как следует практиковать десять благих деяний — противоядия, которые следует применять?
Учитель ответил: Десять благих деяний имеют четыре стороны:
1. Их сущность — чистое деяние тела, речи или ума, порождающее истинно высокое.
2. Определение благого деяния: действие, которое приносит плод желаемого счастья, если его правильно совершил тот, кто обладает свободами и дарованиями.
3. Благие деяния подразделяются на противоположные десяти неблагим деяниям: спасать жизнь, быть чрезвычайно щедрым, вести чистую жизнь, говорить правдиво, примирять раздоры, говорить мягко и сдержанно, говорить со смыслом, любить всех существ, не испытывать привязанности, быть свободным от сомнений относительно следствий деяний и окончательного смысла.
4. Десять опор, которые помогают благим деяниям пребывать в твоем потоке бытия, следующие: обладать верой в истинные учения, иметь самоуважение и чистую совесть,
воздерживаться от азартных игр и ссор, воздерживаться от базарных зрелищ, всегда поступать по совести, отбросить лень, не водиться с безнравственными друзьями, упражняться в гибкости тела, речи и ума, развивать четыре сферы восприятия и, в особенности, сосредоточивать ум на пути благородных.
Цогял, нет никакого сомнения в том, что, действуя таким образом, ты достигнешь плодов истинно высокого.

из книги «Учение о зарождении Бодхичичтты, как пути» («Учения Дакини» Ранджунг Еше, Россия, СПб, 2000)