Улль

1Улль – древний бог, да что там – древнейший. Например, Бальдр – бог «молодой» и имя его не имеет древнегерманских «аналогов». Другое дело, Один — *Wōđanaz, Тюр — *Tîwaz, Тор — *Þunraz, и, конечно, Улль — *Wulþuz.

*Wulþuz означает «слава».

В СЭ Улль упоминается в «Речах Гримнира»:

Идалир — имя
месту, где Улль
палаты построил.

Идалир означает «тисовые долины» и хотя в СЭ нигде не говорится об атрибутах Улля, тем не менее, тисовая древесина являлась идеальным материалом для изготовления луков и копий. Она не гниет, устойчива к влаге, тверда и эластична. Древнейшие копья и луки, дошедшие до наших дней, возраст которых исчисляется тысячами лет, как раз тисовые. Как тут не вспомнить вечнозеленый (прямо как тис) ясень Иггдрасиль, к которому Один пригвоздил себя копьем.

А в МЭ Идалир не встречается. Зато говорится:
«Улль — имя сына Сив, пасынка Тора. Он так хорошо стреляет из лука и ходит на лыжах, что никому не под силу с ним состязаться. Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве».
Неизвестно, досочинил ли Снорри родство Улля с Сив самостоятельно или он узнал об этом из не дошедших до нас источников. Получается, что только Улля и Локи зовут по матери.

А еще в «Речах Гримнира» есть вот такая таинственная строфа:

Боги и Улль
тем благо даруют,
кто пламя размечет;
если снимут котлы,
откроется взорам
мир сынов асов.

Ullar hylli
hefr ok allra goða
hverr er tekr fyrstr á funa,
því at opnir heimar
verða of ása sonum,
þá er hefja af hvera.

Не совсем ясно, о чем речь, похоже на некий священный ритуал, но дело даже не в этом; обратите внимание – «боги и Улль», т.е. Гримнир выделяет Улля из сомна других богов — никого другого, а именно его. Какое же важное место занимал Улль, какая значительная роль ему была отведена?.. Увы, сведения об этом, видимо, утеряны безвозвратно.

Однако, и это еще не все. В «Гренландской песни об Атли» говорится о «кольце Улля», на котором приносились клятвы, т.е. снова – священнодействие. В 2007 году на раскопках в Швеции были обнаружены разные находки, в т.ч. некие кольца.

Кстати, Улль не знает конкурентов в рейтинге топонимов в его честь: в Швеции — Ulleråker, Ultuna, Ullared, Ullevi, Ullvi, Ullene, Ullånger, Ullen, Ullbro, Ullunda, Ullstämma, Värmullen, Ullsberg; в Норвегии — Ullarhváll, Ullarnes, Ullarvin, Ullarøy, Ullinsakr, Ullinshof, Ullinsvangr, Ullinsvin, Ullsfjorden.
Это прозрачно намекает о масштабах распространения культа Улля в означенных странах. Почему же тогда в Эддах он удостоился всего нескольких строк? Наверное, потому что Эдды писали исландцы, а не шведы или норвежцы.

Согласно МЭ, Улль также входит в состав гостей на пиру у Эгира.

Кеннинги Улля: «сын Сив», «пасынок Тора», «ас-лыжник», «ас-лучник», «ас-охотник», «ас щита». Щит, к тому же, зовут «ладьей или кораблем Улля», «ясенем Улля».

Лыжи, лук и охота присутствуют, например, на вот этом руническом камне http://kmb.raa.se/cocoon/bild/show-image.html?id=1600.. (изображение датируется 11-м веком). Есть мнение, что персона с бородой, луком и лыжами – как раз Улль.

Да, Улля можно смело считать изобретателем биатлона и покровителем биатлонистов ))

Латинизированное имя Улля – Оллерус. В Gesta Danorum он описывается как искусный колдун, который владел волшебной костью и с ее помощью мог пересекать моря аки посуху.

Улль, согласно ЭСМ, — бог-управитель месяца илир (Снорри называет его «морозным месяцем»), середина ноября по середину декабря, т.е. тот промежуток, что соответствует зодиакальному знаку – сюрприз! – Стрельца.