Анализируя китайский культ лисы, исследователь И. А. Алимов определяет, что религиозное почитание лисы получило свое распространение не ранее конца первого тысячелетия нашей эры: лисе ставятся кумирни, приносятся жертвы; к ней обращаются с молитвами и просьбами об исполнении желаний.101 Предполагается, что до этого времени лиса воспринималась почти исключительно как вредоносное демоническое существо, встречи с которым следовало избегать, а при возможности – стараться уничтожить. По-видимому, с этим закономерно связывать и значительную трансформацию образа лисицы-оборотня в литературе.
Упоминания о культе лисы в китайских источниках до позднеимперского времени крайне разобщены и фрагментарны. Исследовательница Кан Сяофэй отмечает, что, по-меньшей мере начиная с эпохи Тан можно утверждать, что поклонение духам лисы 狐神 (ху шэнь)102 было довольно распространено. Приводится цитата, относящаяся к этому времени: «С начала Тан многие простолюдины поклоняются лисьему духу». 103 По всей видимости, поклонение лисам формально приписывалось именно простому народу, в то время как официальная власть должна была бороться с подобными культами.104 Разрозненные упоминания о культе лисы периода династии Сун повествуют о разрушении «Храма лисы-вана»105 в провинции Шаанси конфуцианскими чиновниками, что нашло отражение в официальной династийной истории.

Святилища лис встречались повсеместно – в гостиничных домах, на обочинах дорог, в гробницах предков, храмах и даже в государственных учереждениях.106,107 При этом культы лисы оставались локальными и запрещенными официальной властью; лисы приравнивались к малым сверхъестественным силам или мелким божествам-покровителям местности и не могли быть включены в государственный пантеон. К лисам было принято обращаться с личными просьбами – сравнительно низкий ранг лисы среди остальных божеств позволял ей быть доступной для просьб людей обоих полов и разного социального статуса: лисы могли даровать богатство, покровительство, пророчества и помощь в излечении от болезней.108

Внимания заслуживает рассказ из истории семьи исследовательницы Кан Сяофэй. Ради исцеления от болезни одного из членов семьи бабушка совершила молитву и жертвоприношения в гробнице, обращаясь к духу лисы за помощью. Во сне больному явился белобородый старик, который вытер его лицо рукавами своего одеяния. На следующее утро болезнь пошла на убыль.109

Важно отметить, что лисы воспринимались именно как особенный класс мистических существ, а не единое персонифицированное божество – считалось, что разные люди и семьи поклоняются разным лисам. 110 Поклоняться лисам можно было в собственных спальнях, в жертву приносилась обычная человеческая еда и напитки. 111 Дух лисы почитался как индивидуальное божество и часто наделялся собственным именем. Поклонение лисам основывалось на распространенных представлениях о них, но отношения с каждой отдельной лисой устанавливались индивидуально.112

Чтобы определить место лисы в религиозной иерархии китайцев, необходимо подробнее рассмотреть виды божеств, традиционно почитающихся в китайских семьях. Кан Сяофэй выделяет Божество Очага, которое присматривает за порядком в семье и выступает в качестве покровителя в повседневной жизни; поклоняться ему следует у очага. Умершие родственники семьи, духи предков, почитаются на специальном алтаре, который располагается в доме. Призраки же ассоциируются с опасными бродягами – их боятся и приносят им жертвы за пределами дома, так как считается, что это поможет задобрить духа и избежать несчастий. Лиса в сознании китайцев ассоциировалась в первую очередь с призраками, которых нужно опасаться и задабривать. Однако лиса могла стать и домашним божеством. При этом у нее можно было просить исполнения желаний, выходящих за пределы моральных норм.113

Стоит уделить внимание краткому рассмотрению особенного положения лисы в китайской традиции. В «Книге песен» обнаруживается упоминание, что лиса, наряду с призраками, не может быть подвергнута проклятию, что демонстрирует ее особенное положение среди живых существ и особенную связь с духами. Цитата эпохи Хань говорит о том, что лиса является демоническим животным, находящимся под управлением призраков – по-видимому, чему причиной является лисий контакт с духами. Кан Сяофэй рассуждает о неясной связи между лисой, как животным на границе миров живых и мертвых, и загадочными путешествиями шаманов в преисподнюю.114Такое «пограничное» положение лисицы в представление китайцев может иметь свои корни в уже упомянутой ранее привычке лис селиться в могилах, соприкасаясь тем самым с загробным миром.115

Заманчиво утверждать, что культ лисы изначально являлся подкупом враждебных человеку сил, и со временем развился в отношения с персональным духом-покровителем: трансформация из опасного демона в духа-защитника – явление довольно распространенное в простанородном религиозном сознании. В отношениях с демонами в Китае жертвоприношения являются альтернативой акту изгнания (экзорцизму); особенно распространен «подкуп» среди простого населения. В то же время официальные власти и, в особенности, новые управляющие, активно боролись с лисами, представляя их в качестве вредоносных духов. 116,117

Упоминания в письменной традиции позволяют сделать предположение, что поклонение лисам в периоды Мин118 и Цин119 имеет предпосылки в более ранних периодах, хотя и нельзя проследить подробно преемственную линию из-за недостаточности материалов. В эти эпохи лиса часто фигурировала под именем狐仙(ху сянь), «лиса-божество» или «бессмертная лиса»120. Данный термин впервые появляется в поздней Мин и становится все более распространенным в период Цин, и в конечном итоге обретает синонимичное значение понятию «лиса».121

Необходимо обратить внимание на значение термина 仙(сянь): изначально это некое существо (в том числе и человек), достигший бессмертия через даосскую практику самосовершенствования. Интересно, что термин сянь использовался для представителей божественной иерархии, особенно для красивых молодых женщин, что акцентировало внимание на их раннем «само-возвышении»122. Р. Хантингтон отмечает, что подобное обозначение могло использоваться для демонстрации морального перерождения лисы и акцентирования внимания на том, что главной целью лисы является самосовершенствование, что и позволяет ей преодолеть свою изначальную природу.123 Такую перемену терминов нельзя недооценивать, ведь величание лисы «Бессмертной» в восприятии китайцев должно было приближать ее к рангу даосских бессмертных, небожителей, и «облагораживало» ее облик, в понимании последователей утверждая право культа на существование.

Рания Хантингтон считает, что в период Цин поклонение лисам по большей части не было связано с лисьей способностью к превращениям и чарам, а, скорее, с их склонностью вредить людям 124 – то есть приношения совершались с целью задобрить опасное мелкое божество.

И. А. Алимов отмечает, что в цинское время лису относят к «Четырем великим семействам» – 四大門 (сы да мэнь) или же四大家 (сы да цзя). Сюда, помимо лисы 狐狸 (хули), входили другие животные, наделенные в народном сознании мистическими способностями и способные помогать людям – хорь 黄鼠狼 (хуаншулан), еж 刺蝟 (цывэй), змея蛇 (шэ). Все они также наделялись особенными фамилиями, которые были им созвучны: 胡門 (Хумэнь), 黄门 (Хуанмэнь), 白門 (Баймэнь), 長門 (Чанмэнь) или 劉門 (Люмэнь) соответственно.125,126 Этот же период можно считать временем, когда происходит окончательное оформление культа лисицы и широкое его распространение. В сельской местности четырем животным сооружались низкие кумирни – глинобитные, кирпичные или деревянные, и приносились жертвы с молитвой о содействии в задуманных делах, спокойствии в семье, богатом урожае и достатке и т.д. Таким образом, лисица встает в один ряд с土地神 (тудишэнь), духами-покровителями местности.127,128 Кан Сяофэй приводит следующую старинную поговорку: «Без покровительства лисы-оборотня деревни не построишь»,129 тем самым подтверждая, что благоволение лисы могло быть залогом стабильности не только в семейных домах, но и в целой местности. У К. М. Тертицкого обнаруживаются сведения о том, что небольшие кумирни часто строились почитателями лис из-за веры простого народа в лис как духов, способных исцелять от болезни. Здесь же находим утверждение, что лисы среди представителей «четырех семейств» занимали самое высокое место.130

Академик В. М. Алексеев пишет: лиса в Китае являлась равноправным с другими анонимным божеством, каких существовало великое множество. Он также упоминает, что в своем путешествии в 1907 году по Северному Китаю ему приходилось видеть атрибуты, свойственные храму (жертвенные столы с древними сосудами, значки и шесты) перед лисьими норами, в которых, по мнению местных жителей, обитает «государь святой лис».131

У А. М. Яковлева находим следующее: «Повсюду, даже в ближайших окрестностях Харбина, около каждого значительного дупла, пещеры или норы мы увидим маленькую кумиренку, украшенную красными лоскутками и хвалебными письменами, с курильницей перед ней, громко имененуемую “Храмом отшельника-лисицы”».132

Значительный интерес представляет приведенная исследователем история, которую ему поведал старец, живущий при храме лисиц 胡仙堂 (ху сянь тан). Перечисляются разные чудеса, приписываемые лисе-божеству, являвшейся выражать свою волю в облике благообразного старца. Стоит подчеркнуть, что лисе, которой поклонялись в этой местности и которая якобы часто отвечала на просьбы населения, также приписывались заслугой и дурные события (в частности, пожар в театре, под которым у лисы была нора)133. Однако, невзирая на неоднозначную славу, уважения к мелкому божеству люди не теряли. Сам старик, ставший смотрителем лисьего храма, повествует свою историю исцеления – лиса излечила болезнь, с которой не справились врачи. В благодарность старик поселился рядом с кумирней и стал за ней ухаживать.134

В работе, посвященной исследованию культу лисы в Манчжурии, К. М. Тертицкий сообщает, что в этих местах лис именовали не иначе как «Бессмертные Ху» 胡仙 (ху сянь), так как само слово 狐 (ху) являлось табуированным.135 Поясняется положение лисы как культового персонажа в китайском сознании приведенное верование, согласно которому бессмертные лисы, обретя дао (得道 дэ дао), обретают способность отводить от людей беды и исцелять. Впрочем, существуют и свидетельства, утверждающие, что старые тысячелетние лисы могут как дать людям благополучие, так и наслать на них беды. Крайне важным является упоминание в «Описание уезда Хайчэн», которое сообщает о том, что во времена (минувшей) династии Цин лисиц почитали особенно, и поклонялись им в денежных хранилищах и зернохранилищах136, прося охраны и защиты.137 Жертвоприношения лисам могли совершаться в больших храмах, в качестве подношений сопутствующим (младшим) божествам, при этом их могут именовать «третий почтенный господин Ху» 胡三太爺 (ху сань тайе) и «третья почтенная госпожа Ху» 胡三太奶 (ху сань тайнай).

Примечательно, что на картинах и в скульптуре лисы могли изображаться в облике людей разного возраста и пола, одетых в одежду времен правления династии Цин. Для просьбы им необходимо было повесить в храме полоску красной материи или доску с надписью.138