(продолжение)
3. Евангельские Христиане в Духе Апостолов (ЕХДА) — смородинцы
Одними из первых русских проповедников крещения Духом Святым были А.И.Иванов и Н.П.Смородин. В советской литературе приверженцев этого направления пятидесятничества еще называли смородинцами, с чем, впрочем, сами они не соглашаются. Смородин возглавил секту после смерти Иванова в конце 30-х годов, однако сколько-нибудь значительного влияния на формирование ее вероисповедания он не оказал41. Лидером общины в довоенные годы всегда оставался Иванов.
Краткая история его духовной эволюции такова: в начале XX века Иванов принял евангелизм. После окончания колледжа Спержента в Англии прибыл в Петербург. Здесь он был замечен руководителем евангельских христиан И.С.Прохановым.
В 1908 году в Гельсингфорсе открылся филиал Петербургской общины евангельских христиан. Спустя год туда в качестве пресвитера был назначен А.И.Иванов. Довольно долгое время Иванов проповедовал учение о крещении Святым Духом в общине евангельских христиан. В 1913 году произошел раскол, вследствие которого последователи Иванова объединились в самостоятельную общину. По свидетельству Иванова, он стал придерживаться пятидесятничества еще в 1910 году. С этого времени и стал учить других о крещении Святым Духом, что до него здесь делали методистские пасторы. Разрыв с евангельскими христианами произошел ввиду того, что в 1913 году (по другим данным, в 1911 году) в Финляндию из Америки прибыл миссионер-пятидесятник А.Уршан, который проповедовал свое вероучение в Гельсингфорсе и Выборге. Пятидесятники утверждают, что он направлялся с миссионерскими целями в Сирию, но "Дух ему сказал" остановиться в России. По их мнению, это было в 1913 году.
Нужно отметить, что Уршан был проповедником направления, которое в США имеет название Jesus Only (только Иисус), отличительная особенность которого заключается в крещении своих последователей только во имя Иисуса Христа. Этих христиан-пятидесятников принято называть "единственниками". Уршан рукоположил в пресвитеры А.И.Иванова, после чего последний со своими соратниками В.А.Тучковым, А.К.Чернухиным и другими приступил к распространению учения в разных губерниях России.
В департаменте полиции Гельсингфорса сохранились описания молитвенных собраний, возглавлявшихся Ивановым. Во время собраний некоторые участники под влиянием личности Иванова "впадали в истерику, тряслись, издавали крики, как бы пророчествуя на непонятном языке. Все они объясняли подобное состояние как несомненный результат воздействия Духа Святого".
В 1910 году стремительно распространявшееся движение пятидесятников заставило бить тревогу и русских баптистов. "Трясунство" (народное прозвище пятидесятников) так обеспокоило баптистов, что один из его руководителей, В.А.Фетлер, предложил создать в баптистской церкви Общество Апостолов.В задачу Общества Апостолов входило бы создание общины, тождественной по образу жизни описываемой в Деяниях. Вступившие в общину должны были отказаться от своих семейных интересов. Журнал "Гость", издаваемый под редакцией Фетлера, становился теперь печатным органом Братства деяний Апостолов.
"В настоящее время, — писал Фетлер, — наша дорогая Россия переживает во всех слоях общества самый критический период, когда неверие в обществе и маловерие в Церкви Божией развиваются с угрожающей силой, где каждый почти совратился на свою собственную дорогу, где грех со всей силой проявляет свое смертоносное действие — пора заговорить". Идея Фетлера была поддержана и другими лидерами баптизма — И.В.Каргелем и В.В.Ивановым.
Казалось, это мало препятствовало росту пятидесятничества. Совет Союза Евангельских Христиан оповестил о возникновении общины в Тифлисе. В уклонении в "трясунство" обвинили и лидеров баптизма В.В.Иванова и Н.В.Одинцова, чего в действительности не было, поскольку создаваемое Братство деяний Апостолов не имело вероучительной пятидесятнической окраски.
Совет Союза Евангельских Христиан указывал на особую опасность пятидесятничества, разрушавшего многие общины. "Это движение только представляется невинным, но результаты бывают горькими". Печатные органы Союза Евангельских Христиан и Союза Русских Баптистов в те годы неоднократно обращались к своим собратьям, предупреждая их об опасности, исходящей от разрушителей-пятидесятников. В 1911 году в журнале "Баптист" было опубликовано "Предостережение" общины баптистов города Благовещенска, где рассказывалось о баптисте Д.М.Четверикове, который уклонился в "прыгунство" и выехал из Благовещенска для проповеди своего учения.
В 1914 году появилось еще одно "Предостережение" в газете "Утренняя звезда", сообщавшей, что в Гельсингфорсе, Выборге, а также в Петербурге появилась секта людей, называющих себя пятидесятниками, а в действительности это трясуны. "В настоящее время на юг отправились их "пророки" — Маслов и Степанов. Просим братьев и сестер остерегаться их, как приносящих иное учение".
В столице Российской империи секта пятидесятников появилась в 1913 году. Ее активными проповедниками были все те же Иванов, Смородин, Маслов, Степанов, Герасимов. Вскоре сектанты стали называть себя евангельскими христианами в духе Апостолов.
Пятидесятники-единственники развернули кипучую деятельность в Новгородской, Вятской, Московской губерниях. Они проповедовали не только среди баптистов и евангельских христиан, но и среди молокан, духоборов, хлыстов и скопцов, которые верили в "наитие Святого Духа" и часто призывали его на своих собраниях. К сожалению, православные миссионеры явно недооценили опасность этого движения — пятидесятников долгое время относили к разновидностям русских сект, практикующих в своих молениях "духовное озарение".
В 1916 году Иванов окончательно обосновался в Петербурге, откуда его с единомышленниками за проповедование пятидесятничества — по одним сведениям — сослали на Соловки, а по другим — за пропаганду антивоенных настроений. Однако, учитывая, что действовал закон о веротерпимости от 1905 года, реальней всего последнее. После Октябрьской революции он был выпущен на свободу. Вернувшись в Петроград, он рукоположил Смородина в пресвитеры. После чего они приступили к созданию организационных структур своей церкви.
В 1918 году Иванов и Смородин обратились с письмом к Ленину с просьбой разрешить им открыть молитвенный дом в Петрограде. Вскоре такое разрешение было получено.
Между тем интерес к пятидесятникам в сектантских кругах возрастал. В марте 1918 года один из руководителей баптизма выступил в журнале "Слово истины" со статьей "Куда мы зашли", в которой он писал: "Теперь у нас не слышно о Святом Духе, нигде не встретишь такого драгоценного слова: "Исполнились Святым Духом и Дух сказал". Если когда и говорят и пишут Святой Дух, но ни голоса Его не слышат, ни действия Его не видят". Через несколько месяцев на страницах того же журнала В.Г.Павлов вопрошал: "Почему у нас, да и не только у нас, а вообще в России, низкий уровень духовной жизни? Нужна нам полнота Духа".
В 1919 году последователи пятидесятничества появились в Москве. Павлов в журнале баптистов "Слово истины" писал: "Пятидесятничество все еще продолжает распространять свое пагубное учение. За последнее время они уловили несколько душ в Москве, которых вновь крестили во имя Иисуса, так как пятидесятники крещение во имя Святой Троицы признают неправильным, ссылаясь на слова апостола Петра: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа" (Деян. 2, 38).
В новую общину наряду с баптистами и евангельскими христианами вошли последователи братьев-трезвенников (Братья-трезвенники — основатели общины Д.Григорьев и И.Колосков. Проповедовали безбрачие, отвергали почитание святых и Божией Матери. Активно выступали против пороков пьянства и табакокурения. Секта получила распространение в 20-х годах XX столетия в Москве и Московской области.), возглавляемые в Москве И.Колосковым. В этой общине насчитывалось около 700 человек.
На самые различные уловки пускались проповедники нового учения. Так, в журнале "Баптист" за 1925 год С.В.Белоусов пишет о возникновении общины пятидесятников в Тбилиси. Два проповедника с удостоверениями, подписанными И.С.Прохановым, председателем Всероссийского совета евангельских христиан, были допущены к проповеди. Запросили о личности Маслова и Степанова. Проханов ответил, что они трясуны-хлысты, в действительности же пятидесятники. Им запретили проповедовать, но 70 душ уже были увлечены ими. Вскоре в Тбилиси возникли группировки пятидесятников-единственников, которые распространили свое учение в Батуми, Сухуми, а затем и в других городах Закавказья.
Однако отметим, что единственники не были самым распространенным направлением пятидесятничества в СССР, таковыми являлись и остаются воронаевцы — Христиане Евангельской Веры (ХЕВ).
4. Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) — воронаевцы
Из вышеприведенных свидетельств из журналов баптистов ("Баптист", "Слово истины", "Гость") и евангельских христиан ("Христианин") можно со всей очевидностью заключить, что к началу 20-х годов учение пятидесятников распространилось практически по всей России. Нашлись последователи пятидесятников и на Украине. Особая роль здесь принадлежит И.Е.Воронае-ву, сумевшему из разрозненных и немногочисленных общин создать ведущее по своей численности и распространению направление пятидесятничества. Его последователи и поныне именуют себя воронаевцами, хотя действительное имя Воронаева — Н.П.Чепрасов.
Н.П.Чепрасов (И.Е.Воронаев) родился в 1885 году в селе Неплюево Троицкого округа Уральской губернии. В 1906 году он был направлен на воинскую службу в Ташкент, где стоял тогда Оренбургский казачий полк. Здесь он принимает водное крещение по вере и пытается дезертировать из армии. Его отдают под суд, но во время следствия в 1906 году ему удается бежать. Он меняет фамилию, женится на своей единоверке и отправляется в Сибирь. Пытается стать баптистским служителем, но когда председатель Сибирского отдела баптистов Г.И.Мазаев узнает, что Воронаев беглец, то категорически запрещает ему проповедническую деятельность.
Потерпев неудачу в России, Воронаев в июле 1912 года эмигрирует в США, где проповедует среди русских в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Заканчивает баптистскую семинарию в Беркли. В 1919 году он примыкает к пятидесятникам, входящим в Ассамблею Бога. В начале 1920 года Воронаев создает русский отдел этого пятидесятнического объединения. Затем переезжает в Болгарию, где со своими единомышленниками Д.Заплюшневым, Г.Котловичем останавливается в Бургасе56. Здесь в 1921 году они организуют религиозную общину, а затем пятидесятнические общины их усилиями появились в Ямбале, Старой Загоре, Чирпане, Сливене и других городах.
В конце 1921 года Воронаев и Котлович перебираются в Одессу, а через год открывают здесь первый молитвенный дом пятидесятников.
Из Одессы по всей Украине рассылаются письма с вестью о том, что на юге Украины "разгорелся огонь любви Божией". Сюда, в Одессу, на этот зов съезжаются баптисты, евангельские христиане, а обратно возвращаются с проповедью пятидесятничества.
Вскоре общины воронаевцев утверждаются не только в Хмельницкой, Киевской, Полтавской областях, но и далеко за пределами Украины — на Урале, в Средней Азии, Сибири. В основном эти общины пополнялись баптистами, евангельскими христианами. Так, журнал "Баптист Украины" писал в 1926 году: "Две опасности стоят на пути верующих: одна из них — это жизнь без Духа Святого... и другая, не меньшая, опасность — трясунство".
В идеях пятидесятников руководители баптистов усматривали искажение евангельского благовестия — бред и изуверства. Орган евангельских христиан — журнал "Христианин" — оповещал своих подписчиков: "У нас, как вам известно, принесли изуверское учение "трясунов", которые наделали много бед, поразрушив общины и группы верующих. Вместо того, чтобы распространять Слово Божие, теперь приходится бороться с трясунами, как с хищниками, которые растерзывают тех, кто едва отстал от заблуждения (по всей видимости, это бывшие православные. — И.Е.). Трясуны ходят по хатам и развращают евангельскую веру".
Атмосфера вражды и недоверия между различными евангельскими группировками иногда доходила до крайних пределов, о чем свидетельствует редактор журнала "Баптист" С.В.Белоусов: "Трясунским проповедникам и пророчицам следовало бы идти в вертепы, дома разврата, кабаки и там проповедовать свои дары и чудотворения".
Неприязненные отношения сохраняются между пятидесятниками и Союзом Евангельских Христиан-Баптистов (баптисты и евангельские христиане в 1944 году объединились в один союз, получивший название "Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов" (ВСЕХБ), с 1991 года — Союз ЕХБ. ( Личные беседы с верующими как одного, так и другого направления протестантизма неоднократно убеждали автора данного труда в этом. Совместное заявление евангельских христиан-баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня, направленное в Государственную Думу в конце 1994 года, отнюдь не является свидетельством мира и любви. В этом случае руководителей сектантов объединяла лишь нелюбовь к Православию, так как положительное решение вопроса в Думе о передаче верующим (всех направлений) недвижимости, ранее принадлежавшей религиозным объединениям, по мнению сектантов, поставит их в явно неравное положение с Православием. В своем духовном ослеплении, таким образом, сектанты отказались и от того, что бы им могло принадлежать по праву, лишь бы ущемить интересы Православия.)
Причем нужно заметить, что такое положение характерно для пятидесятников как вошедших в августе 1945 года, так и не вошедших в союз с ВСЕХБ.
В 1924 году был образован Одесский областной союз ХЕВ. По инициативе союза в 1924 — 1925 годах созываются первый и второй Одесские областные съезды.
В 1926 году на Первом Всеукраинском съезде пятидесятников Областной союз переименован во Всеукра-инский Союз ХЕВ. На нем избирается правление союза, куда вошли В.Г.Котлович (первый зам. председателя), М.А.Гальчук (второй зам. председателя), И.Н.Под-лесный (секретарь), а также П.В. Куш нерева, В.С.Павлов, М.В.Рюмшин60.
С этого момента начинает действовать жесткая централизованная структура аппарата Союза ХЕВ. По России разъезжают штатные проповедники, финансируемые ХЕВ. Создаются миссионерские курсы для женщин, которые возглавила П.В.Кушнерева, на занятиях ведется активная пропаганда проповеди "полного Евангелия" среди женщин.
В 1926 году издается "Вероучение ХЕВ", с небольшими сокращениями перепечатанное с выпущенного годом ранее в США "Вероучения пятидесятников Северной Америки".
За пять лет своего существования община пятидесятников в Одессе выросла до 400 человек, всего же Союз ХЕВ к 1927 году насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан.
Тогда же в Одессе состоялся второй съезд ХЕВ, на котором присутствовали 65 делегатов из всех областей Украины. Съезд уделил особое внимание службе в рядах Красной Армии пятидесятников, которые нередко отказывались от воинской повинности. "Заслушав доклад об отношении ХЕВ к существующей Советской власти и к воинской службе, съезд вынес резолюцию, в которой приветствовал все мероприятия Советской
власти. При этом съезд вынужден был отметить, что некоторые братья неверно толкуют резолюцию Всеукраинского съезда ХЕВ. Определенная часть верующих толкует это решение, отказываясь от воинской службы в строевых частях Красной Армии... Отказ от службы в Красной Армии никоим образом не вытекает ни из постановлений Первого Всеукраинского съезда, ни из Святого Евангелия".
К этому времени у Воронаева и его сподвижников созревают планы переноса центра Союза ХЕВ из Одессы в Москву. С этой целью в столицу и ее окрестности выезжал сам Воронаев и его помощники — Подлесный, Кушнерева и другие. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ даже принял постановление о переносе своего центра в Москву.
Перспектива дальнейшей работы руководителей ХЕВ представлялась как объединение всех общин "крещения Духом Святым" в мощный союз, единый для всех республик. Обосновывая это решение, М.А.Гальчук — видный деятель пятидесятников того времени — писал: "Во всех странах света все верующие должны объединиться и образовать Всемирный Союз. Вот таким образом может быть устроено Царство Божие на земле и весь мир сделается Царством Господа нашего Иисуса Христа... Слава Богу, начало Всемирного Союза ХЕВ (Пентекостол) уже положено в 1921 году на Всемирном конгрессе в городе Амстердаме, в Голландии".
В 1928 году отношение советского правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. В ответ Воронаев и его сподвижники дополняют свою вероучительную догматику учением о крещении страданиями. Печатный орган ХЕВ журнал "Евангелист", издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости нести покорно крест терпения, воздержания, унижения.Воронаев учил, что крещение членов его общины имеет три вида: крещение водою, крещение Святым Духом и крещение страданиями за дело Христа. Следовательно, каждый, крещенный Духом Святым, должен быть крещен и крещением страданий.
Еще в недалеком прошлом пятидесятники, исходя из идей своего наставника, утверждали, что "дети Божьи страдают от великих гонений за веру и Евангелие. Пока они служили Богу номинально, никто их не преследовал, но, как только Господь крестил их Духом Святым, пришел и тяжелый крест испытаний".
С конца 20-х годов ХЕВ переходит на нелегальное положение. В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Молитвенные дома сектантов повсеместно закрывались. Собираться же нелегально было опасно. И если раньше Воронаев приветствовал "все мероприятия Советской власти", даровавшей пятидесятникам "полную религиозную свободу", то теперь он писал: "Приближается конец мира, не подчиняйтесь власти. Кто вступит в колхоз, тот отдаст душу черту, не идите в колхозы, а, в крайнем случае, организуйте свои сектантские коллективы". Тогда же была выпущена специальная брошюра "Гонение", в которой обосновывалось крещение страданиями: "...когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Гонения для верующих предсказаны".
В 1930 году Воронаев со многими своими единомышленниками был арестован. В советской литературе есть утверждения, что в ссылке Воронаев раскаялся и отрекся от своих заблуждений. Эту точку зрения оспаривает жена Воронаева, долгие годы получавшая от него письма с призывами к стойкости в вере и проповеди Слова Божиего.