День Мертвых, ч.1
Согласно мексиканским преданиям, души умерших могут возвращаться на землю на несколько дней в году и посещать те места и тех людей, которых они любили при жизни. Эти дни приходятся на 1 и 2 ноября. Это - Дни Мертвых.
El dia de los muertos - очень древняя традиция, связанная еще с доиспанской культурой. У ацтеков был сходный праздник в честь детей и умерших, главной фигурой на котором была Госпожа Мертвых - Миктлансиуатль, умершая при своем рождении. На девятый месяц ацтекского солнечного календаря, приходившегося на август-сентябрь, ацтеки начинали празднества в честь Миктлансиуатль. Постепенно культ этой богини превратился в культ Богини Смерти. Визуализировался имидж этой богини в образе маленькой девочки-покойницы. Отсюда пошел современный обычай жутковато-веселого девчоночьего карнавала-шествия в белых рубахах с изображениями на них скелетов. Шествие возглавляет сама Богиня Смерть, но ныне ее зовут уже иначе – госпожа Катрина (la Calavera de la Catrina).
Инки, майя и ацтеки чрезвычайно почитали своих мертвых. Верования древних в загробную жизнь представляли смерть лишь как переход в иную ипостась, а сама смерть расценивалась не как кончина, а как возрождение к новой жизни. Свою неразрывную связь с отсутствующими в действительности покойниками древние реализовывали через примитивные поступки: через фетишизацию черепов, поедание пищи в виде черепов, ношение деревянных масок-скальпов, танцы в масках, изображающих покойников, через поедание продуктов, любимых покойными, питье их любимых напитков, а также путем подношений к алтарю излюбленных вещей покойников. Некоторые племена верили, что, пока черепа их покойников находятся с ними в жилищах, души умерших тоже пребывают в их роду-племени. Они хранили вещи, принадлежащие умершим, тотемизировали их скелеты, приносили им воздаяния. Отсюда и пошел обычай сооружать своим покойникам алтари из черепов и личных вещей и праздновать веселые тризны по ушедшим.
Испанские конкистадоры, пришедшие 500 лет назад на земли Центральной Америки и современной Мексики, естественно, усматривали в этой варварской, с их точки зрения, культуре вызов христианским догмам. Испанские священники решили, следуя излюбленной методе, переместить День Мертвых на начало ноября - День Всех Святых. Таким образом, по их задумке, языческий фестиваль должен был трансформироваться в христианский. Однако задавить аборигенскую культуру, как обычно, не удалось: перенос состоялся, но способы празднования по-прежнему несли на себе печать язычества. Не в честь католического Дня Всех Святых, а именно в честь веселой Царицы Смерти в Праздник Мертвых вся Мексика, часть Канады и многие штаты США чествуют умерших.
По обычаю праздник длится два дня. Первый день - 1 ноября - называется "Dia de los Angelitos" (День Ангелочков): он посвящен поминовению маленьких детей. В этот день принято сооружать алтари в домах, где есть умершие в детском возрасте. На алтари родственники возлагают игрушки, сахарные, карамельные, шоколадные черепа, особые булки, испеченные в форме черепов, перед алтарями звучит детская музыка, поются детские песни, исполняются детские танцы и подвижные игры. Умершим детям оставляют место за общим столом, а детскую тарелку наполняют любимыми детьми угощениями. Часть дня родственники умерших детей проводят на кладбищах. Собираются у могил, расстилают свои полосатые коврики, украшают могилки яркими цветами (обычно хризантемами или золотыми шарами), опять же, игрушками, свечами, шариками, выставляют "хлебы предложения", и начинается веселый пикник с пением и танцами. Люди верят, что их ребенок сегодня обязательно возвращается к ним и проводит в кругу семьи веселый, вкусный, радостный день!