Загадочное явление, известное вот уже почти два столетия и именуемое в народе икоткой, в разное время было предметом судебных разбирательств и научных изысканий, которые, однако, так и не смогли дать ему разумного объяснения.
В 70-е годы прошлого века известный советский писатель Федор Абрамов в книге «Из колена Авакумова» писал: «Есть на Севере, а точнее сказать, на Пинеге и на Мезени, такая женская болезнь – икота, которая, правда, сейчас немного поутихла, а еще совсем недавно редкую работную бабу не трепала. Найдет, накатит на бедную – и мутит, и ломает, и душит, и крик и рев на все голоса: по-собачьи, по-кошачьи, и даже самая непотребная матерщина иной раз срывается с губ…»
И действительно, вплоть до середины 1950-х годов в небольшом населенном пункте Пинега Архангельской области среди женщин широкое распространение имело странное психическое заболевание, называемое икоткой. Количество людей, страдавших загадочным недугом, было столь велико, что некоторые из ученых даже предположили, будто это заболевание является наследственным. Самих заболевших называли «пинежскими икотницами».
Первое упоминание об икотке относится к 1785 году, когда епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в своем послании Синоду описывал заболевание как особую форму порчи и одержимости злым духом. Также в своем письме епископ Вениамин связывал икотку с верованиями древнего народа чудь, жившего по берегам реки Пинеги и поклонявшегося языческим богам. Идолопоклоннические суеверия оказались настолько живучими, что их отголоски можно было встретить даже в XIX веке в обрядах местных колдунов и знахарей.
Так, в 1815 году в Пинеге состоялся суд, который разбирал дело о «напускной икотке» и приговорил некоего Михайло Чукрая к 45 ударам плетью за «порчу» своей двоюродной сестры Афимьи. В 1862 году в Пинеге и Мезени произошел бунт, во время которого разъяренная толпа сожгла несколько домов, где, как считалось, жили колдуны, напускавшие икотку на местных женщин. Для усмирения народных волнений туда даже были стянуты войска, а местное духовенство с каждым бунтовщиком провело «душеспасительные беседы».
Таинственный недуг северных народов
Однако не только на Пинеге были известны случаи таинственной икотки. Так, об этом загадочном заболевании упоминал в конце XIV века креститель народа коми Стефан Пермский, до конца своих дней яростно боровшийся с языческими верованиями местного населения, обитавшего в непроходимых лесах. Об икот- ке знали карелы и мордва, мокшане и вятичи, зыряне и пермяки, называвшие болезнь шева – по имени таинственного духа, вселяющегося в человека.
По мере освоения бескрайних пространств за Каменным поясом русские поселенцы с удивлением узнавали, что с икоткой были знакомы почти все коренные народы Урала и Сибири и что практикой ее «наведения» в совершенстве владели местные шаманы. Известно, что староверами, скрывавшимися в глухих местах Сибири, даже строились особые монастыри, в которых лечили больных икоткой. Вот только исцеляющие приемы были довольно своеобразными и весьма жестокими. Женщин, одержимых икоткой, неделями морили голодом, били батогами, пугали цепными медведями или псами и, выгоняя на лютый мороз, обливали ледяной водой. Те из них, кто выживал, возвращались в родные селения и больше никогда не были подвержены болезни.
Исторические хроники свидетельствуют о том, что необъяснимые вспышки икотки возникали в XIX и XX веках в разных уголках России. Так, в 1834-1835 годах заболевание массово проявлялось среди жителей деревни Сура Архангельской губернии, в 1877-м икотка была отмечена в селе Преображенском Тобольской губернии, в 1912 году – в селе Чистюнька Алтайского уезда. Последние упоминания о таинственном недуге связаны с селом Карагай, что в Пермском крае, и относятся к 2009-2010 годам…
Языческие практики
В средствах массовой информации, описывающих привязчивую карагайскую болезнь, говорилось о том, что одержимые икоткой внезапно начинают говорить не своим, порой детским голосом, зачастую переходят на один, а иногда и на несколько иностранных языков, лают, кукарекают, предсказывают будущее, в подробностях описывают прошлые жизни человека. Зачастую подобные симптомы, появившись у одной из жительниц села, в считанные дни охватывают целые населенные пункты, бесследно исчезая через две-три недели и вновь появляясь через полгода или год.
Современные описания в точности повторяют симптомы икотки, которые проявлялись у заболевших и сто, и двести лет тому назад в разных регионах России. Согласно устоявшимся поверьям икотка – особый дух, внешне похожий на плесень, выращиваемый при помощи определенных магических практик на остатках еды или напитков. Излюбленным методом колдунов является такой: они наливают квас, застоявшуюся колодезную воду, морс или пиво человеку, которому хотят подсадить икотку. Любопытно, что в крепких спиртных напитках – самогоне, водке или вине – эта сущность не приживается, и потому они считаются бесполезными при проведении магического ритуала.
Другой интересной особенностью является то, что икотка почти всегда одолевает женщин, особенно беременных. Проникнув в жертву, загадочная сущность поселяется в животе, а иногда, по ощущениям, и во всем теле человека. Первым признаком заболевания является спорадически проявляющаяся икота. В этой связи весьма действенным является народное средство, при котором икающего человека следует хорошенько напугать. И действительно, считается, что мистическая сущность не выносит внезапного громкого шума, яркого света или сильных эмоций, из-за которых она вынуждена покинуть телесную оболочку своей жертвы.
Исследователи таинственной болезни различают три вида икотки: «немая», «ревущая» и «говорящая». При «немой» икотке у больной женщины начинаются неудержимая зевота и слезотечение, ее охватывают сонливость и тремор конечностей. У больных «ревущей» икоткой возникают спазмы гортанных мышц, из-за чего голос меняется до неузнаваемости. При «говорящей» разновидности продолжительное икание сопровождается выкрикиванием отдельных фраз и слов, зачастую ругательных, нецензурных…
Бессильная наука
Современная медицина называет в качестве причин, вызывающих икоту, недостаток кислорода в клетках головного мозга, нехватку или переизбыток в организме человека йода, кальция, цинка или витаминов группы В. Само же заболевание, называемое в народе икоткой, медики относят к навязчивым психозам или даже к вялотекущей шизофрении, эффективным средством лечения которой считаются сеансы глубокого гипноза.
Однако, по свидетельству очевидцев, гипнотическое воздействие еще ни разу не давало действенного положительного эффекта. Более того, во время проведения сеансов существо, находящееся внутри пациентки, случалось, вступало с докторами в горячий диспут, разглашая иногда такие факты биографии лечащего врача, от которых тот приходил в смущение, чем приводил коварную икотку в восторг…
Уральские и сибирские знахари считают, что уберечься от икотки можно при помощи ряда несложных приемов: ежевечерняя и ежеутренняя молитва; постоянное ношение при себе в укромном месте щепотки поваренной соли, свежих зерен мака или красной нестираной ленточки из ситцевой или льняной ткани. Если же икотка проникла в человека, то больного следует подвергнуть строгому посту и отпаиванию водой, над которой были произнесены специальные молитвы.
После 5-7 дней подобных процедур у заболевшего начинается сильная рвота, во время которой в определенный момент из него выходит нечто, внешне похожее на чайный гриб. Исторгнутое следует немедленно сжечь, а полученный пепел закопать. После лечения одержимый икоткой впадает в долгий и глубокий сон. Проснувшись, он ничего не помнит о том, что с ним произошло, и чувствует себя совершенно здоровым и полным сил. Считается, что на излечившегося человека на протяжении последующих трех лет не в состоянии повлиять ни один – даже самый могущественный – колдун.