Человечество с древнейших времён старалось понять, как устроен мир. Это необходимо ему для того, что бы не чувствовать себя полностью беззащитным пред ликом Беспредельного… Ведь то, что ясно, что описано в понятных терминах, то не страшно. Каждый народ, каждый этнос создавал свою, порой неповторимую, Картину Мира. Стоит помнить, что и современная наука занимается тем же самым…
Давайте попробуем хоть на несколько минут увидеть Мир глазами древних скандинавов и германцев, рассмотрим Картину их Мира.
Понятие Традиции
Теперь следует рассказать, что именно мы подразумеваем под Традицией.
Что есть Традиция вообще, т. е. не только Северная, скажем больше – даже имеющая не арийские корни? Один из вариантов: Традиция – передаваемая устно, а позднее письменно культура Духовной жизни человеческого сообщества вообще и конкретного человека, в частности. Это выстраивание своих отношений с Миром, где фундаментом становится опыт предшественников, многих поколений предков, а зданием – Ваш личный опыт, полученный и усвоенный в понятиях данной Традиции.
Человек волен выбирать свой Путь и те Понятия, в которых он будет усваивать свой личный опыт. (Хотя мудрые люди говорят, что не мы выбираем Традицию, а она – нас) Буддизм и индуизм, христианство и мусульманство, шаманизм и вуду, научный атеизм, в конце концов… Случилось так, что мы повстречали на своём пути Северную Веру и в каждом она затронула какую-то струнку, побудив следовать по Её пути.
К сожалению, во время тотальной “христианизации” народов Севера Европы огромный пласт Знаний был утерян. Пылали кострами дома свободолюбивых бондов, звенели топоры на священных полянах, новая вера завоёвывала пространства огнём и мечём, “спасая души”… И сегодня нам приходится по крупицам восстанавливать Мудрость нордов, изучая все доступные материалы.
Изучение и восстановление Традиции.
Что мы понимаем под изучением Традиции? Есть три варианта, три пути “изучения” чего-либо: - Тщательное “препарирование” исследуемого объекта и последующая попытка из частей собрать Его обратно. При этом очень легко потерять “Дух” искомого. Это Дорога учёного. - Слепое следование установленным нормам, правилам и устоям. Ритуал с утерянной сутью... Это Дорога фанатика. - И есть Путь, следуя которому, Вы, изучая труды учёных, читая мифы, гадая на Рунах, знакомитесь со своим Намерением и находите Дух Традиции…
Только познав Суть, уловив Дух традиции, Вы можете говорить, что “знакомы” с ней…
Возникновение Мира в Северной Традиции.
При первом рассмотрении северного Мифа о возникновении Мира возникают мысли об определённой “мрачности” картины. Мировая бездна, области Огня и Холода, ядовитые реки…. Но, во-первых, надо вспомнить саму природу Скандинавии и Исландии, её суровую красоту и требовательность к Человеку, живущему на её Лоне, а во-вторых, всмотритесь внимательнее в образы, рисуемые этим мифом.
Вначале была лишь мировая бездна Гинунгагап. В Нифльхейме (“тёмный мир”), на севере, из потока Хвергельмир (“кипящий котёл”) вытекали двенадцать рек, а из Муспельхейма (“огненный мир”), на юге, шёл жар и летели огненные искры. Когда воды рек застыли льдом, из него выделился ядовитый иней, заполнивший Бездну. Под влиянием тепла из Муспеллхейма, иней стал таять, а огненные искры вдохнули в него Жизнь и на свет появилось первосущество – Ётун Имир, первый великан. В тот же день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду великанов - Гримтурсенов, жестоких и коварных. Вместе с Имиром появилась корова Аудумла. Четыре молочные реки потекли из сосков ее вымени, давая пищу Имиру и его детям. Пастбищ еще не было, и Аудумбла паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день - целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант Бури. Его сын Бор взял себе в жены великаншу Беслу, и она родила ему трех сыновей-богов - Одина, Вили и Ве, которые впоследствии убили Имира и создали из его тела Мир. В крови, хлынувшей из его ран, потонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумбла. Лишь одному из внуков Имира - Бергельмиру удалось спастись вместе со своей женой. Боги сделали из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили ее посреди моря, которое образовалось из его крови. Это "Митгард", что означает "средняя страна", - Мир людей. Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос - деревья, из зубов - камни, а из мозга - облака. Каждый из четырех углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный - Нордри, в южный - Судри, в западный - Вестри и в восточный - Аустри. Из искр, вылетавших из Муспельхейма, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод.
Мировая бездна, первичный Хаос… и два противоположных Принципа, два полюса: Огонь и Холод. Из взаимодействия, взаимопроникновения друг в друга этих Начал возникает собственно Материя и Силы, её структурирующие. В памяти всплывает другой великий образ – Дао, две взаимосвязанные Силы, которые дают начало миру…
Сотворение Человека.
Первой была женщина – она проснулась и пошла ставить чайник на огонь.
Народная мудрость.
Мир был сотворён, теперь его надо было заселить. Как-то раз шли по берегу моря Один, Вилле и Ве (по другой версии – Один, Лодур и Хёнир). Они увидели два дерева, стоящих на берегу: ясень и ольху. Боги срубили деревья и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем боги один из них вдохнул жизнь, второй дал им разум, а третий – кровь. Так появились первые люди. Мужчина звался Аск, а женщина – Эмбла. И от них пошёл весь род людской.
Центр мира Иггдрассиль и Три уровня Мира.
Центром Мира в Асатру (Asatru, от Асы –Боги, Трот – Вера) является ясень Иггдрассиль - один из основополагающих архетипов индо-европейской Традиции, встречающийся в том или ином виде практически во всём мире. Ясень, символизирующий собой Космический Порядок, установлен “в начале времён” (in illo tempore сыновьями Бора: Одином, Вили и Ве. Следование этому порядку, соблюдение божественных норм, - суть Пути язычника. “Мы должны радовать Богов своею Жизнью!”
Весь рождённый Космос “вращается” вокруг этого центра Мироздания, центра на котором и вокруг которого, согласно северной мифологии, находиться девять Миров, включая “наш с Вами” Митгард… На самой оси расположены пять миров: Асгард, Митгард….. Ещё четыре находятся вокруг Митгарда на плоскости перпендикулярной центральной оси. Некоторые исследователи рассматривают более сложное строение, находя некое сходство Иггдрассиля с деревом Сефирот Каббалы… Лично мне эта идея не близка. Дело в том, что Каббала чрезвычайно сложна для понимания, а скандинавы и германцы были прагматиками “от мозга до кости” – зачем разрабатывать концепцию, понятную единицам? Вера должна быть понятна и доступна всем! Понятно, что глубина пониманию у посвящённого жреца и “рядового” воина различна, но, тем не менее, суть ясна всем. Следует помнить, что каждый глава семейства (“очага”) был жрецом, справлявшим “локальные” ритуалы.
В любом случае, северный мира состоит из трёх основных частей: верхнего, срединного и нижнего миров. Данная концепция в той или иной форме присуща большинству религий. Срединный, Верхний и Нижний миры шаманских обрядов, Явь, Правь и Навь родственного славянства… и даже Земля, Рай и Ад христианства.
Переходы между Мирами.
Между девятью мирами (но не всеми) существуют своего рода Дороги. Знание этих “троп” даёт возможность перемещая по ним Вашу “точку сборки”, путешествовать по Мирам. Причём судя по устойчивости легенд у многих народов, перемещаться возможно и “в физическом теле”. Рекомендую прочесть на эту тему книгу А. Платова “Дорога на Аваллон”. Искусством путешествий в совершенстве владел Один. Чем Он заплатил и зачем Он сделал это можно узнать из мифов.
Понятие Добра и Зла.
На первый взгляд всё понятно – в середине мы, сверху Боги, а снизу, понятное дело, демоны и злобные карлы! Но всё не так просто – эта прямолинейность в мировосприятии “подарена” христианством. В Северном язычестве есть определённые понятия Добра и Зла, Хорошего и Плохого…и, как и во многих верах, - это для простых людей, которым некогда себе голову забивать всякими ненужными проблемами. Если Вы всё-таки пытаетесь заглянуть глубже, то очень скоро увидите, что явной границы нет. Что, Один не всегда “свят”, а его теневая половина Локи - тот вооще! Что cам Бальдр попал в нижний мир, а у ванов процветают инцестуальные связи. (У многих это вызывает шок: “Как, это и есть Ваши Боги?!”) Стоит помнить одно – когда мы читаем мифы, мы читаем не о неких антропоморфных существах со вполне людскими пороками, а о взаимодействии персонифицированных мировых энергий, Сил, а “им не ведом стыд”. Таким образом, чем выше удаётся поднять своё восприятие, тем менее Вы можете рассчитывать на следование общепринятым устоям, тем более придётся искать свой внутренний стержень, свою этику! Но это не означает Вашей полной независимости от человеческих норм и возможность делать всё, что только не захочется, а лишь увеличивает степень Вашей ответственности перед людьми и Богами…
Иными словами, в какой из миров отправляться нам после смерти, мы выбираем сами. Путь предательства и подлости, жестокости и обмана приведёт в Хель. Путь слова и чести, веры и доблести приведёт в Асгард. Более того, я уверен, что кодекс викингов, обязывающий принять смерть в бою и только тогда гарантирующий “рай” – преувеличение, призванное усилить пассионарность воинов, убрать страх перед Великим Безмолвием в жестокое древнее время.
Свобода или рабство?
Теперь стоит рассмотреть степень нашей с Вами свободы (или несвободы). Многих может беспокоить вопрос: “А насколько я независим в выборе своего Пути? Где та грань, заступить за которую мне нельзя?” Этот вопрос терзает человечество с того самого момента, как верования превратились в Веру. (Вспомните обикавшегося уже Фёдора Михалыча с его “Человек я или вошь?”) И разные религии дают совершенно разные, а порою противоположные ответы – от абсолютной свободы, до абсолютного рабства. Думаю понятно, что крайности никого до добра не доводили – “истина где-то между”.
В языческой картине мира человек абсолютно свободен… в пределах, которые установлены Богами и Норнами. Если Вы родились мужчиной, то Вам не доведётся выносить ребёнка – протеста не вызывает? Существуют множество рамок, заступить за которые нам не придётся потому, что сделать это невозможно или весьма затруднительно - “игра не стоит свеч”! Но, с другой стороны, у каждого из нас есть и данности, дары Богов, причём их зачастую намного более. “Теперь я не пишу и не читаю сказки, зато я нюхаю и слышу хорошо…”
Если у Вас хорошо получается подметать улицу или водить грузовик, то пытаться стать “крутым менеджером” (из-за денег, конечно), невзирая на то, что не выходит, – идти против воли Богов. А это весьма чревато. В лучшем случае у Вас ничего не получиться, а в худшем… в конце жизни, обернувшись и взглянув на своё прошлое, Вы тихо скажете: “А оно мне было надо?…”. Вспомните: “Мы должны радовать Богов своею Жизнью!” И противоположное русское - “Закопать талант в землю”. Сделать это – пойти против своей природы и против Богов. Где же Свобода, спросите Вы? Свобода в том, какой из Даров Вы будете развивать и как это делать. Свобода в том, что, проработав десять лет тем самым менеджером, Вы вдруг захотите уйти работать лесником или написать книгу ?. “Боги любят смелых!”
(c) Ulfgrimr.