Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Объявление


18+ Форум Черная Магия несет информационно-познавательный характер в области эзотерики, оккультизма и магии и не является пропагандистским. На нашем форуме на постоянной основе действует школа деревенского колдовства, курсы по изучению различных магических техник и проводятся постоянные семинары на разную тематику.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Греть покойников

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

В начале моей работы с покойными родичами приключилась со мной странная история, в ходе которой сгорела у меня сумка прямо на могиле умерших родственников. И было это дело зимой.

Как потом уже выяснилось мною, весьма озадаченной происшедшим "пожаром",  бытовал у наших предков обычай "греть покойников", особенно в период зимы. Умершим родственникам было холодно лежать в мерзлой земле рождественских морозов.

В деревнях и селах, в наступлении сильных морозов в Декабре и Январе, собирали сено во дворах, добавляли навоз, а позднее с христианством и ладан и поджигали. Костры полыхали в каждом дворе.
Верили и причем свято, что души сродников приходили к костру греться. Родственники собирались около костра в глубоком молчании, молились и ни на минуту не сомневались, что рядом с ними также молятся и греются души их предков, вставшие из могил и пришедшие на тепло.

Иногда хозяин дома просто брал горшок с огнем, сено и шел в сад свой, вставал на восток и молился после чего поджигал сено и заговаривал:
«ты,святой огонек  и серенький   дымок, несись на небо ,и поклонись там моим родителям , расскажи
им ,как все мы здесь поживаем!»

"ГРЕЛИ" не только под Новый год, Рождество и Крещенье, а также и накануне  Радуницы и во вторник Фоминой Недели, причем в последние, даже прыгали через костер, как и на Купалу.

Аналогичные согревания предков есть и у африканских племен, и южноамериканских, австралийских, которые как и славяне, считали, что в холодные ночи, душа покойного нуждается в тепле не менее, чем живой человек.

Сейчас уже мало кто помнит об этой традиции, но лично я, после сгоревшей сумки, каждый раз собираю хворост на дорожках и жгу рядом с могилкой. Красота!

На дым пришел как-то начальник кладбища,лет 45, слегка обеспокоенный и стал спрашивать, что же я делаю и скорее потушить надобно.
Удивительно, что когда ответила ему "пусть погреются они! Не волнуйтесь, все уберу!", он ушел очень тихо.
С тех пор и греем)).

И еще такое наблюдения странные,когда уходишь: что место у могилы после костра становится "светлее" и "соседи" завидуют что-ли (если могут конечно).

+7

2

я знаю такой обычай - греть землю. но никогда не слышала, чтобы костры жгли на кладбище. только свечи.
наоборот, мои сельские родичи,  осенью убираясь на родных могилах, выгребают сухую траву  с могил и жгут ее напротив кладбища на поле.
мое мнение - костры там ни к чему. кладбище - это покойники, от слова "покой". костер - довольно агрессивная штука и в смысле сохранения покоя не играет вообще. другое дело свеча или лампада - тихая никому не мешающая грусть и вместе с тем свет и тепло.
почему жгли костры именно в собственных садах и дворах?
потому что звали покойных к себе, к своему костру, на свою территорию.
а кладбище - территория умерших. со своими законами.

Джоли написал(а):

На дым пришел как-то начальник кладбища,

повезло вам. у нас начальники кладбищ не приходят ни на какой дым  :D

+2

3

Данная традиция и поныне существует в далеких областях России, в забайкалье. Еще в середине прошлого века так грели старые и покинутые кладбища, которые славились "обозленными"покойниками.

Почти сто лет назад эту традицию исследовал Дмитрий Константинович Зеленин, называя ее "южно великорусским обычаем" который впервые был задокументирован в 1852г в рукописном "народном календаре":

" 24декабря(коляда)на дворахъ
зажигаютъ огни,полагая,что усопшіе родителіі приходятъ обогрѣваться,
ичто отъ этого огня пшеница народится ярая(красная)»

Большая часть поминовение Дедов вообще неразрывно связно с культом плодородия.

+1

4

Джоли написал(а):

Данная традиция и поныне существует в далеких областях России, в забайкалье.

Не совсем поняла, а какое отношение Забайкалье имеет к Коляде и другим славянским традициям. Это не земли славян. Может быть вы имеете в виду шаманские традиции? Племена дальнего востока имеют свою самобытную историю и культуру. Но она никак не связана с верованиями славян. Территория Забайкалья это земли бурятско-поволжских народов, которые как известно исповедуют шаманизм.  Может быть вы имеете в виду шаманские традиции?
Да есть много интересных традиций погребения. Тот же Зленин упоминает и про заложенных и про поливания. Но поминальные огни зажигались не месте капищ, а не кладбищ.

+1

5

Костры жгутся до сих пор в разных областях, в специальном отведенном месте на кладбище или просто костерок у могилки. Я пишу про деревенские обычаи, не связанные с шаманством, про традиции, которые еще живы в той части Севера.

Более того, они на могилах сыплют зерно и с могил не убирают выросшую траву, кустарники. Люди приходят на деревенские кладбища, на которых похоронено их несколько поколений, ставят на принесенные столы (если их нет) угощенья, в костер льют водку для родичей и так поминают, общаются.

Но мы же здесь пишем о практической стороне дела, которую он и изучал с точки зрения этнографа.
Также как и в других работах про тотемы, и про упомянутыми вами Норфет, у него идет попытка найти одно целое, что объединяет всех людей в разных землях, будь то славяне, финно- угры, немцы и др.европейские народы.

И наверное, это целое носит разные имена (Коляда и пр)  в этих землях, но называется  оно матушка Земля и ее циклы.

0

6

Да, я слышала от родовых практиков про такой обычай. Правда мне говорили о кострах во дворах в определенные дни, а не на кладбищах. Таким образом поминали в деревнях ВСЕХ умерших, включая безродных, безымянных и т.п., предотвращая такие явления как "Костяной дракон", или иначе - разгул голодных и забытых. Так же сыпали и зерно (пшеница, рис, пшено). Считаю что обычай замечательный.
Уместно ли такое на кладбище? Не знаю. Особенно если говорить о погостах мегаполисов... легким испугом боюсь не отделаешься!))) Но, что нам мешает греть свои рабочие погосты (хотя бы) свечами, сыпать там пшено?))) По моим ощущениям как раз сейчас и в конце февраля было бы самое то. Только свечей понадобиться много и крупы тоже.
Про уборку травы - спорный вопрос. Я всегда спрашиваю у конкретного умершего. Не все хотят чтобы рвали траву, это факт.

0

7

Во-Аель написал(а):

Не все хотят чтобы рвали траву, это факт.

А почему? Если не сложно, конечно)))

0

8

Джоли написал(а):

у него идет попытка найти одно целое, что объединяет всех людей в разных землях, будь то славяне, финно- угры, немцы и др.европейские народы.

Это правда. В традициях многих народов есть сходство. Как известно Зеленин большую часть своей научной деятельности, за что ему большое спасибо, посвятил изучению восточных славян. Это преимущественно племена  полян, древлян, и дреговичей. Полесье. Эти племена на территории современной России проживают только в  Брянской области.
В свете такой дискуссии, интересно узнать ваше мнение, какие же славянские племена, проживали в той части севера? ( только не говорите, что вятичи)
Потому что лично я пришла к выводу, что именно Зеленин разделял славянские и поволжские народы.

0

9

Джоли,  Мои умершие часто снятся с жалобами, что холодно, сыро, особенно когда оплакивают много и долго. возможно в этом суть?

0

10

Поникаровская Н. А.
Обычай «греть покойников» как проявление заботы о человеке у древних славян
Наряду с другими поминальными обрядами, такими как «кормление могилы» или передача определенной вещи «на тот свет», этот обычай имеет целью оказание определенной помощи усопшему, так как в представлении древних славян покойник испытывает все те же потребности, что и живой человек, особенно потребность в пище и тепле. С этой точки зрения забота об усопших предках может быть рассмотрена как комплекс специфических действий, направленных непосредственно на достижение их благополучия. Еще одним аспектом этого обычая, подробно описанным Д. Зелениным в статье «Народный обычай «греть покойников», является желание «уважить» домового, исходя из убеждения, что домовым может являться предок, выступающий в роли защитника домашнего очага.

         Известно также, что мертвые могут вредить живым. Но покойных, получивших статус предка, не боялись. Страх вызывали «заложные», которые были лишены поминовения, принятого для предков [2]. Предки же часто становились полезными для живых, например, одаривали, охраняли, становились домовыми. Поэтому нет основания полагать, что об усопших предках заботились из страха.

         Интересна связь русского слова забота с сербским зо̀бати, зо̏бљем –  «есть (зерно)», и словенским zóbati, zóbljem – «клевать, есть, пожирать», то есть, забота гложет, «ест» человека [5]. Эту связь можно расценить как показатель того, что побуждающим мотивом проявления заботы о покойниках может быть не только любовь и уважение, но и ответственность за судьбу предков на том свете, нравственный долг.

0

11

strannica написал(а):

А почему? Если не сложно, конечно)))

Напрямую у покойников я не спрашивала - нет, так нет. А вот практики и некоторые  деревенские жители (старожилы) говорили тем, что растет на могиле распоряжается сам покойный по своему усмотрению и рвать траву или пилить деревья без разрешения покойного нельзя. Я просто спрашиваю убрать или нет траву и поступаю в зависимости от желания.)
А вообще всем, я думаю, известно что есть покойные, которые "закрываются" ото всех, на таких могилах можно не только высокую траву увидеть, но и деревце, причудливо перекрывающее вход, блокирующее калитку "на глухо". Зачастую такие покойники обиженны на весь "белый свет", а бывает и очень злы. Несанкционированная уборка у таких может не дешево обойтись.))) Вот их хорошо погреть.

+3

12

Безымянники очень "скрытный"народ, как я заметила. И хочется вроде облагородить их могилку, когда работаешь с ними, а вот берешь в руки отвалившийся камень с памятника, или кусок дерева и слышишь: "положи". они как бы "броню" одели в свое время и отгораживаются(( да, есть такое.

Норфет написал(а):

В свете такой дискуссии, интересно узнать ваше мнение, какие же славянские племена, проживали в той части севера? ( только не говорите, что вятичи)

Норфет о практической традиции современности я написала на примере поселения Жигалово (200км к западу от Байкала) и ближе к Сибири наблюдаются интересные обряды с защитой на деревья и вообще работа с лесом, а что касается южных областей и других мест не имею достоверной практич.информации, только из докум.этнограф.источников, которые бесценны ИМХО.
По этой теме, да и не только, было интересно узнать мнения у форумчан, ведь все мы из разных мест.

0