Вот копия статьи, но без ссылки
Народная мудрость гласит, что каждый сходит с ума по-своему. Это не всегда так: многие сходят с ума одинаково. Время от времени большие группы населения, а иногда и целые страны впадают в коллективное сумасшествие. Этот феномен получил название "психических эпидемий".
Мы уже пережили бум НЛО-мании в 70-х годах и повальное увлечение биоэнергетикой в 80-х годах прошлого века. В начале 90-х параллельно развивались целых три эпидемии: первая - вера в колдовство, магию, астрологию и экстрасенсорику. Вторая - увлечение нетрадиционными религиозными культами и уход в секты. И третья, самая опасная, но почему-то редко квалифицируемая как психическая эпидемия - национализм.
Век нынешний отметился истерическим ожиданием конца света, расплодившейся чупакаброй и санкциями против России.
Сюжеты разные, а внутренние механизмы - одинаковы. Обычно такие эпидемии характеризуются цикличностью, продолжаются по 4-5 лет, потом постепенно сходят на нет, и их фабула меняется на новую.
В XIX веке психические эпидемии во множестве описывались на примерах дикарей, когда у них в результате шаманских песнопений возникали массовые психозы. Бывало, что целые племена вдруг снимались с насиженных мест, уходили на верную гибель в пустыню - и всё из-за того, что кому-то во сне явился пророк и повелел сделать именно так.
Одно время учёные предполагали, что наличие у современного человека таких бесспорных благ цивилизации, как телефон, железная дорога, горячее водоснабжение и канализация, автоматически уберегает его от подобных проявлений ... Оказалось, учёные думали о человечестве чересчур хорошо.
В переломные моменты истории, когда привычная жизнь вдруг встает на дыбы, когда человек теряется в мутном жизненном потоке, - вспыхивает и расцветает пышным цветом эзотерика, магия и прочая мистика…
"Манас", да не тот
Откуда на нашей большой кыргызстанской почти цирковой арене появилась Бубу Мариям Муса кызы? В какой именно момент она вышла на свет из сумрака? Трудно сказать. Заговорили о ней совсем недавно в связи с эпосом "Манас" - вернее, в связи с новой, доселе невиданной и неслыханной его редакцией.
Автор изменённой версии "Манаса" - жительница нарынской глубинки (к слову - землячка так же скандально знаменитого Нурлана Мотуева), немолодая и неучёная женщина без определённых занятий. Которая тем не менее, как выяснилось, обладает некими экстрасенсорными способностями. По крайней мере сама она утверждает, что регулярно посещает потусторонний мир и тесно общается с душами умерших.
Вот и переписать эпос её якобы надоумил явившийся ей в очередном трансе призрак Жайсана - одного из легендарных сорока богатырей-сподвижников Манаса. По утверждению Бубу Мариям Муса кызы, Жайсан почему-то не владеет родным кыргызским языком. Новый текст "Манаса" он надиктовывал ей на чистейшем русском.
В новой версии эпоса говорится о том, что Манас был слабохарактерным, трусливым и плаксивым мужчинкой. Он то плакал, то смеялся, и вообще вёл себя крайне странно для прославленного батыра. А его бабушка якобы и вовсе была женщиной легкого поведения, которую передавали из рук в руки.
Идёт в новой версии эпоса речь и о том, что все, кто жил во время Манаса, были христианами, а не мусульманами, поэтому якобы Бог проклял всех живущих на кыргызской земле. И проклятие это якобы можно снять только одним способом - если вся общественность Кыргызстана примет новую версию эпоса, а старый вариант уничтожит. Только тогда мы, дескать, заживём в мире и спокойствии.
- Чем заняты наши правоохранительные органы, правительство, министры культуры и образования? - возмущались на конференции, проведённой гражданскими активистами в защиту эпоса "Манас", преподаватели, учёные и просто патриоты. - Почему они допускают, что какая-то ясновидящая переписывает нашу многовековую историю?!
Наибольшее возмущение у собравшихся вызвало то, что эти книги раздаются в школах. И дети, и подростки, изучающие эпос "Манас" по сомнительным книгам ясновидящей, растеряют остатки идеологии и будут крайне искажённо воспринимать и образ национального героя, и родную страну…
Одним словом, осудили и заклеймили позором новый вариант эпоса вместе с его создательницей.
А между тем, как выяснилось вскоре после упомянутой конференции, Бубу Мариям отнюдь не одинока. У неё есть последователи и преданные поклонники её таланта. Много последователей! На сегодняшний день их около двух тысяч. Среди них - известные в Кыргызстане люди. Режиссёр Эрнест Абдыжапаров, депутат Каныбек Иманалиев (который, правда, официально заявил, что к изданию новой версии "Манаса" лично он не имеет никакого отношения)…
В почитателях у Бубу Мариям Муса кызы, как ни странно, ходят вполне серьёзные, здравомыслящие люди. Они готовы ради неё на любой подвиг.
Рассказывают "непосвящённым" всякие небывальщины о её удивительных способностях. Даже книги о ней пишут.
"святая женщина"
Так называет ясновидящую Бубу Майрам Жумадин Кадыров. Один из наиболее ярых её фанатов и автор книги о её сверхспособностях. С ним удалось поговорить и кое о чём его расспросить. Встреча состоялась в его офисе, где он, по его словам, расшифровывает послания-пиктограммы, которые ему отправляют с того света через Бубу Мариям.
- Бубу Мариям - это дар божий, она пророк!
В голосе Жумадина - нескрываемое восхищение.
- Что же в ней святого?
- Она разговаривает с потусторонним миром, беседует с умершими людьми. Да она же ещё и летать умеет!
- Как это "летать"?
- Она умеет летать, перемещаться из нашего мира в мир мёртвых. Она даже в дождь не мокнет.
Весь его рассказ очень напоминает бред психически нездорового человека.
- А правда, что вы, её ученики, пьёте человеческую кровь? - раньше нам приходилось слышать, что у фанатов Бубу Мариям существует некий ритуал, некий обязательный обряд с распитием крови.
- Да, раньше мы пили кровь, но недавно от этого отказались, - и глазом не моргнув, признаётся Кадыров.
Похоже, нашу милую и весьма познавательную беседу лучше свернуть, да поскорее. Пока горячему поклоннику "святой женщины" не взбрело в голову испить крови назойливого журналиста.
На прощание Кадыров презентует нам свою книгу о Бубу Мариям и настоятельно рекомендует прочесть её от корки до корки. Тогда, дескать, вы тоже неминуемо влюбитесь в Бубу Мариям и обязательно пополните ряды тех, кто гордо называет себя "жайсынчи".
Да кто ж она такая, Бубу Мариям Муса кызы, покорившая сердца лучших кыргызских джигитов? Вот бы саму её увидеть воочию! Хоть одним глазком посмотреть… Это, оказывается, проблематично, почти невозможно. Ясновидящая-чудотворица ни с кем не встречается, а журналистов и подавно близко к себе не подпускает. Где она живёт - тоже не знает никто. И номер её телефона ни у кого не выведаешь.
Единственный выход - прочитать-таки подаренную Кадыровым книгу, хотя бы несколько глав (всю её осилить вряд ли получится). Созвониться с ним и поделиться притворными восторгами. И чудо свершилось: Жумадин Кадыров соглашается дать адрес и телефонный номер своей кумирши и даже уговаривает её встретиться с одной из нас. Ради этой встречи надо ехать в село Чаек Жумгальского района. Путь неблизкий, но оно того стоит.
А перед самым выездом ещё одна фанатка Бубу Мариям рассказывает, почему "святая" не отказалась пообщаться с незнакомой бишкекской девушкой:
- Она увидела тебя… С бутылкой пива. Увидела, что ты спиваешься. Поняла, что тебе нужна помощь, и решила тебя спасти.
"М-м-дааа… Ничего себе поворот событий! - задумывается путешественница. - Не помню, когда в последний раз пиво пробовала. А оказывается, уже спиваюсь… Может, что-то пропустила я в своей жизни?".
"Не смотри в глаза!"
Ехать до Чаека примерно семь часов. Чтобы как-то скоротать время (а заодно максимально себя обезопасить), "спивающаяся" девушка взялась читать научно-популярную книжку по психологии - "Как не дать себя загипнотизировать". А чем ещё, как не коллективным гипнозом, можно объяснить все эти россказни про полёты, исцеления и общение с душами умерших?
Не поддаться гипнозу, если верить этой брошюрке, очень просто. Главное - не смотреть гипнотизёру в глаза. Смотреть можно на переносицу - тогда у него, гипнотизёра, возникает иллюзия, что вы действительно внимательно следите за его чарующим взглядом.
Попутно вспоминаются наиболее невероятные из слышанных про Бубу Мариям небылиц.
Приехала она как-то со своими "апостолами" в горы, велела им отвернуться и не подглядывать. Они хором и отвернулись - на какую-то долю секунды. А когда оглянулись посмотреть, что она там делает, - её уже и след простыл. Вот она была здесь, у них за спиной, всего лишь мгновение назад - и уже её нет!
А через несколько часов эта же самая изумлённая публика якобы увидела на небе падающую звезду. Звезда снижалась, приближалась к земле, а когда окончательно упала - оказалось, что это не что иное и не кто иной, как "святая" Бубу Мариям Муса кызы.
Говорят, что она двигается со скоростью света, что она может запросто, за несколько секунд, взобраться на вершину горы, на которую профессиональные альпинисты не один день поднимаются. И что у неё настолько страшные глаза, настолько мощной энергией они обладают, что ни один простой смертный этого взгляда выдержать не может.
Прямо-таки Медуза-горгона! Впрочем, мы и не стремимся с нею в гляделки играть - по уже обозначенной причине.
"Молись, если умеешь!"
Центром села Чаек называют то место, где расположен его единственный рынок. Сюда вот-вот должна подойти внучка Бубу Мариям. А вместо неё подходит незнакомая женщина. Интересуется: "Кто вы? Откуда? Зачем сюда приехали?".
- Я из Бишкека, из газеты. Приехала к Бубу Мариям. Знаете такую односельчанку вашу?
- А как её не знать? Прославляет нас. Раньше на всю страну Мотуев прославлял, он кое-как вроде затих, успокоился, теперь она появилась. Ой, доченька, будь с ней поосторожней. В неё же джинн вселился, она всё, что угодно, может натворить!
- Ты молитвы читать умеешь? - вдруг спрашивает сельчанка.
- Да.
- Вот и молодец, это хорошо. Перед тем как встретишься с ней, помолись на всякий случай, а вообще - всю встречу молись, пока с ней не попрощаешься.
Наконец появляется и внучка ясновидящей. Ведёт домой, где нам уготован тёплый приём. На столе - самовар, вкусности разные. Только есть-пить в этом доме страшно. А вдруг еда тоже какая-нибудь галлюциногенная?
Сама Бубу Мариям - женщина лет шестидесяти в очках и белоснежном одеянии. Крыльев нет, нимба над головой не заметно. Да и про глаза, в которые страшно посмотреть, народ явно присочинил. Самая обычная апашка. Сразу признаётся, что журналистам не доверяет: был когда-то горький опыт общения с нашим коллегой. Написал потом, дескать, разную ерунду.
И как бы к слову Бубу Мариям добавляет, что после смерти нам всем придется отвечать перед Создателем за каждое произнесённое и написанное нами слово.
Поэтому не врём ни единой буквой. Как было, так и пишем.