Наурыз (Новруз) - праздник весеннего равноденствия
В дни весеннего равноденствия 21-23 марта иранские и тюркские народы отмечают главный национальный праздник года - Новруз. Праздник имеет персидские корни и восходит к язычеству древних персов - огнепоклонников. Первые упоминания Новруза датируются 1 веком до н.э., а сам праздник уходит корнями во времена, предшествующие изобретению письменности.
"Новруз" в переводе с персидского означает "Новый День". В древнеиранском солнечном календаре этот день был первым днем нового года.
В зороастризме празднование Новруза было посвящёно непосредственно огню, который древние персы считали жизненной силой и поклонялись ему. В этот день огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах.
В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры». Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Новруза» и предшествующих ему подготовительных дней.
Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. После захода Солнца жители разжигают костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна люди организуют факельное шествие к берегу реки и там устраивают празднества. Многие прыгают через костер и купаются в реке.
Прыгая через огонь, люди просят у природы обильного урожая и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий.
Зажиточные люди в этот день организуют благотворительные трапезы для малоимущих сограждан.
Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда семена прорастали, относили их домой и ставили в особое место, стараясь таким образом привлечь в дом достаток и хороший урожай. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии.
На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца - символ зарождения жизни - и специфические сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время.
В Иране традиционным ритуалом в Новруз является составление хафт сина (перс. هفت سین) для праздничного стола. Хафт син состоит из семи элементов, названия которых начинаются с буквы С (S или Sîn (س) в персидском алфавите).
سیر (сир) — чеснок, символ медицины;
سیب (сиб) — яблоки, символ красоты и здоровья;
سبزه (сабзе) — проростки (пшеницы или чечевицы), символ возрождения природы;
سنجد (сенджед) — облепиха, символ любви;
سرکه (серке) — уксус, символ мудрости и терпения;
سمنو (саману) — хлебный пудинг, символ достатка;
سماق (сомаг) — сумах, символ рассвета.