В цыганской философии, картине мира и фольклоре счастье и удача (считающиеся одним и тем же явлением, обозначающимся словом "бахт"), и особенно цыганское счастье ("романи бахт") занимает огромное почётное место. Это то, на что практичные в общем-то цыгане ориентируются во всех важных делах, в том числе в вопросах бизнеса. Даже основное цыганское приветствие переводится как "чтобы ты был счастлив!".

"Бахт" - это, прежде всего, неотъемлемое качество человека, вроде характера, ума, здоровья, роста и цвета глаз. У одних людей одна "бахт" (а слово это женского рода, кстати), у других - другая. Естественно, у цыган она не такая, как у нецыган. Более того, в среднем цыганская "бахт" больше нецыганской, но зато и более капризна и неровна.

Если у вас возникли сейчас ассоциации с русским словом "судьба", то это очень правильно. Так, как русские скажут о человеке - "судьба у него такая", цыгане часто говорят - "такое его счастье".
Соответственно, считается, что каждый человек рождается с определённой "бахт", которая может иметь не только количественные показатели, но и качественные - зоны проявления, такие как торговля, опасные для жизни и здоровья ситуации и проч.

Однако счастье существует не только в виде человеческого качества, но и как бы свободно гуляет по нашей Вселенной, словно взвешенная в воздухе пыль, то "налипая" на людей и вещи, то "покидая" их. Соответственно, "бахт" можно неосторожно спугнуть или потерять, а можно и приманить, можно накопить его в какой-то вещи и потом использовать эту вещь именно для хранения и претворения в жизнь "бахт". Типичный случай хранения "бахт" в предмете - это кнуты барышников*.

Есть много способов притянуть или, напротив, отпугнуть "бахт". Некоторые из них связаны с тем, что даётся человеку от рождения.

Например - волосы. Однозначно притягивают счастье у всех людей - рыжие волосы, а у цыган также каштановые, золотисто-русые (т.е. малохарактерные, и притом тёплого оттенка). Такие волосы могут поэтично называть "кхамалэ" (солнечные), "сумнакунэ" (золотые), хотя для бытового описания используют более прозаические варианты "лолэ" (т.е. "красные, рыжие, русые, каштановые, светлые") и "парнэ" (т.е. "белые, светлые"). Есть то ли шутка, то ли примета: если человек родился с "золотыми" волосами, значит, его солнышко поцеловало, удачей поделилось. Только у нецыган эта удача непрочно держится, ко взрослому состоянию слезает. А вот если у цыгана волосы в подростковом возрасте не потемнели - значит, эта часть "бахт" осталась с ним. Кто много общался с цыганами, наверное, заметил, как охотно они гладят светловолосых детей. Теперь вы знаете причину - их волосы трогают, как амулет, "на удачу".

Если верить Бакленду, то у британских цыган также есть обычай выпрашивать на счастье пряди натуральных рыжих волос у нецыганских знакомых. Просто состричь тут не годится - злом "бахт" не отберёшь.

Есть и ещё одна примета, связанная с волосами: кудряшки у некоторых цыган считаются признаком удачливости. А то, что встречаются часто - так верный признак того, что цыгане более удачливый народ!

В связи с этим, при просмотре "Чёрной кошки, белого кота" у меня возник вопрос: почему брат Афродиты завивает волосы? Просто ли для щёгольства, или намеренно придаёт себе вид удачливого человека? Ведь в цыганском языке выражение "Он удачливый" является обыденной похвалой качествам человека, такой же как "Он умный" или "Он талантливый"! В то время как "Везунчик" в русском языке произносится или с восхищением, или с укоризной. Да и дела вести легче, когда деловые партнёры считают тебя удачливым.

Ещё одна примета, связанная с "бахт" - цвет глаз. И если вы подумали, что эта примета тоже связана с редкостью, то таки вы ошиблись. Насчёт голубых глаз у цыган примета одна - вампиром легко может стать. А вот чёрные глаза - это... признак силы в умении отнимать, прогонять чужую "бахт", особенно у зрелых женщин (дети в этом отношении чисты, как ангелы, с ними зло никак не связывают). А поскольку у большинства цыган глаза чёрные (т.е. тёмно-карие), то, соответственно, цыганские проклятия - самые действенные, вот так-то.

Есть ещё много более мелких примет, разнящихся у разных цыганских "наций", относительно родинок, формы пальцев и прочего. Но самая забавная, наверное, примета - это жившая сто лет назад в среде цыган-котляров. Раз "бахт" даётся при рождении, то знаете что? Лучше не мыться, а то смоешь ещё случайно...

По счастью, все известные мне котляры подобный взгляд ни в коем разе не разделяют, и это, несомненно, "бахт" - в первую очередь, для окружающих.

***

Как я уже выше помянула, "бахт" может храниться в предметах. Кроме кнута, есть и другие "хранилища". Так, я уже писала о золоте, и в этом эссе можно было увидеть, что оно является хранилищем для "бахт" только при соблюдении определённых условий. Храниться золото в доме может как в виде украшений, так и в виде монет и просто слитков. Часть удачи, прямо как у викингов, иные цыгане прячут, на всякий случай, например, могут зарыть банку со ста-а-арыми монетами в углу двора (случай из жизни котляров). В первой части "Кармелиты" цыгане почти что жизненно спрятали своё "счастливое" золото в склепе. С одной стороны, сама идея хранения удачи табора в золоте верная, с другой - склеп всё-таки обитель мертвеца, не очень чистое или очень нечистое место...

Для каждого "хранилища" условия свои. Так, кнута не должна касаться взрослая цыганка, а ещё один известный "счастливый" предмет, подкову, надо непременно случайно найти, и счастье она будет приносить (точнее, отводить несчастье, что с цыганской точки зрения одно и то же) только в определённых местах, например, прикреплённая на двери. Этот обычай есть и у русских.

Золотые украшения в отношении притягивания "бахт" можно усилить символикой. Среди используемых: подковка, звезда Давида (кстати, этот символ встречается в "Чёрной кошке, белом коте"!), крестик, стилизованное солнце, ладонь Фатимы.

Если неправильно обращаться с предметом-"хранителем", то "бахт" покидает не только его, но и тебя.

***

Помимо предметов, есть также приметы и ритуалы, следуя которым, можно отхватить кусочек "бахт" в виде его в твоей жизни действия. Сюда относятся, например... встреча с чёрной кошкой или числом 13! Цыгане отлично знают, что у других народов обе приметы - плохие, но "романи бахт", она ведь не такая, как у других.

Среди ритуалов, связанных с удачей в делах, я знаю два таких:

- Правило первого торга. Когда продаёшь несколько предметов, то над первым нельзя сильно торговаться, жадничать, а то удачи с реализацией прочих товаров не будет. Так что вздумаете что покупать у цыган - постарайтесь оказаться у палатки первым за день! :)

- Правило барыша. Получив "барыш", т.е. гонорар за что-либо или деньги за единичную сделку, необходимо не пожадничать, символически поделиться с кем-нибудь: например, подать нищему или музыканту, или купить гостинцев и отдать их первым встречным детям. Я, признаться, этот ритуал соблюдаю, поскольку хоть и прогрессивна, и не очень суеверна, но, говорят, оно приносит удачу даже тем, кто не верит ;)

Ещё один верный способ получить побольше "бахт" - помочь незнакомцу, которого за этим привела к тебе сама судьба. Я уже описывала случай с заблудившимся в российской глубинке французским подростком. Замёрзший (дело было зимой), он бродил и стучался в двери, но открыли ему только цыгане. То, в чём другие увидели потенциально опасную ситуацию, для цыган было явной рукой судьбы, т.е. всё той же "бахт". Поэтому в цыганском обычае - помогать случайно приблудившимся путникам.

По видимости, именно это поверье отобразил цыганский режиссёр Тони Гатлиф в фильме "Гаджо дило" ("Глупый чужак"), когда старый пьяный цыган, наткнувшись на ночной улице на француза, безуспешно пытающегося достучаться в двери домов (прямо как в жизни, а?), решает, что судьба предназначила ему миссию по помощи этому чужаку. Далее, если кто не видел фильма, цыган отводит "чужака" к себе домой и далее, в попытках разгадать свою миссию, решает, что она в том, чтобы научить гостя цыганскому языку.

***

Наконец, счастье можно приманить к ребёнку вскоре после рождения... именем!

***

Надо заметить, что в традиционной философии термин "романи бахт" обозначает что-то вроде судеб цыганского народа. Об этом любят интеллигентно порассуждать за аперитивом и тотально поср@ться в социальных сетях. Журналисты в какой-то момент просекли эту фишку, и теперь в интервью спрашивают цыганских артистов: а что же оно такое, "цыганское счастье"? И получают самые разные ответы. Одни говорят: цыганское счастье - это семья. Другие называют волю. А третьи считают "романи бахт" сам вечный поиск этой "бахт"...

      В полутьме звенит гитара
      О цыганской доле.
      Где-то бродит наше счастье
      По ночному полю...

Лилит Мазикина