Хочу уточнить, что это те духи, с которыми работают бакшы
1. Учитель мира - Абу Насыр аль-Фараби.
Зират в Дамаске, Сирия.
"Не зная прошлого, трудно знать настоящее время и предположить будущее"
Абу Насыр аль-Фараби
Как известно из истории Абу насыр аль-Фараби (870-950 гг.) происходил из тюркской семьи и был уроженцем города Фараб (Отар), что находился на территории современной Южно-Казахстанской области.
В средние века на Востоке прозванный как «Муалиим ассана» - «Второй учитель» (второй после Аристотеля), он внес значительный вклад в философию, музыковедение, математику и астрономию, естественные науки, филологию.
Ряд его трактатов посвящены учению об общественной жизни. Например его труд «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» считаю насущным в реалиях и современного общества Казахстана. Ведь его тезис, что "город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом" хоть и покажется для некоторых утопичным видением, но дефицит такого понимания актуально для общества, где царят рыночные отношения.
Могила нашего великого земляка находится на территории Сирии в Дамаске, некогда бывшего центра исламского мира в средние века.
Президент Казахстана во время своих официальных поездок в Сирию посещал его мавзолей. По его же инициативе была проведена реставрация могилы аль-Фараби в Дамаске за счет Казахстана.
2. Султан Египта и Сирии - Бейбарыс.
Зират в Дамаске, Сирия.
"Вам слабым нужна опора в этом качающемся мире"
из фильма "Султан Бейбарс"
Общепринято, что местом рождения султана Бейбарса (1223-1277 гг.) являются степи Дешти-Кипчака, куда входила и территория современного Казахстана. Однако, где именно в степях Дешта он появился на свет неизвестно. Большинство считают, это к северу от Черного моря. По одной из версии это междуречье Едиля и Жайыка, то есть, возможно и западный Казахстан, приписывается ему происхождение и из рода бериш, что ныне в составе Младшего жуза. По другой из племени Елбарлы. Но, точно известно что он по национальности Кыпчак, которое как племя тоже есть среди казахов.
Мы знаем из истории, что султан Бейбарс попал в юношеские годы в рабство на Ближний Восток. Но, сумел переломить судьбу и встал во главе мамлюкского государства. Он создал сильнейшую для своего времени регулярную армию, военный флот, высокоэффективную разведку и прогнал с территории Ближнего Востока как воинов Монгольской империи, так и остановил нашествие крестоносцев.
Султан Бейбарс правил страной Миср (Египтом) 17 лет, а именно семнадцать лет, два месяца, двенадцать дней и одну ночь.
Известно, что он как настоящий выходец из Великой степи очень любил кумыс. Напиток, так любимый его земляками. Но с кумысом связано и его отравление, так как его враги подсыпали яд в пиалу с кумысом.
Мавзолей воина и правителя, выходца из Дешти-Кипчака также находится в Дамаске. Реставрация его в свое время произведена за счет средств Казахстана по инициативе Назарбаева.
. Летописец народов Туркестана - Мырза Мухаммед Хайдар Дулати.
Зират в Кашмире, Индия.
"Правление казахских султанов началось с 870 г. Сведения у Аллаха более точные!"
Мырза Мухаммед Хайдар Дулати
Мырза Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) происходил из рода знати того времени - Дулат. Предки его были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившего в государство Могулистан.
Мырза Мухаммед Хайдар Дулати является автором летописей на персидском языке, где описываются жизнь государств на территории Центральной Азии, в том числе Казахского ханства и первых правителей Керей, Жанибек, Бурындык, Касым ханов. Именно благодаря его данным, мы исчисляем историю образования Казахского ханства с 1465 года и отметили 550-летия Казахского ханства в прошлом году. Именно он впервые объяснил причины образования нового ханства и социальный смысл появлению политнонима, а затем этнонима "Қазақ" (казах).
В силу политических причин в 16 веке М.Х.Дулати вынужден был покинуть родные места и следовать за тимуридом Бабуром, обосновавшим государство Великих Моголов на территориях современной Индии и Пакистана.
Дулатитовед А.Дербисали пишет: "Высокая оценка деятельности Мирзы Хайдара дана и историками Мухаммадом Азамом и Маулауи Хасаном. Они не преминули отметить, что он внедрил в пользование среди кашмирцев парную баню, решетчатые окна, а также рисосушильный аппарат, который на кашмирском звучит как «нарах лул» («огненный котел»). Местные жители рассказали мне, что кахба-чай (зеленый чай, который они сегодня пьют и который в средние века был для индийцев в диковинку), тоже привез Мирза Хайдар".
М.Х. Дулати не оставлял веру вернуться на родину своих предков, то есть на территорию современного южного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана. Но, звезды сложились так, что умер он в новом государстве тимуридов на территории современной Индии, а именно в Кашмире.
За давностью времен могилу Мухаммед Хайдара Дулати не могли долгое время разыскать. Первым это удалось казахскому востоковеду, арабисту Абсаттар кажы Дербисали, который занимается изучением жизни и творчества Мырза Хайдара Дулати.
Текст выбитый арабской вязью на персидском языке над его надгробием гласит: "Һууа-л баки Мирза Хайдар гурган ибн Мирза Мухаммед Хусейн гурган, навас Юнус хан, халезад Бабур падишах, вазир Абу Саид хан - падишах Яркенд ва Могулистан".
4. Ораз-Мухаммед - хан Касимовского царства из казахов.
Зират в Рязанской области, Россия.
"Мои предки служили предкам Ораз-Мухаммед султана. Сам я служил деду Ораз-Мухаммеда Ондан султану, а впоследствии постоянно находился рядом с Ораз-Мухаммедом"
Кадыргали Жалаири, XVII век.
Казахский султан Ораз-Мухаммед родился в 16 веке в Казахском ханстве и является внуком казахского хана Шыгая.
В ходе борьбы за наследство Сибирского ханства был захвачен в плен русскими воеводами в 1587 году вместе с казахским летописцем Кадыргали Жалаири. Известен как полковой воевода и видный полководец Смутного времени в русском государстве.
Борис Годунов пожаловал ему Касимовское царство, участвовал в русско-шведской войне.
5,6. Торткара Сейткул и Айтеке би - богослов и Великий би (судья).
Зират в Нурата, Навоиская область, Узбекистан.
"Если, ты богат, принеси пользу народу. Если, ты воин, сокруши врага"
Айтеке би
Сейткул Токпанулы (XVI в. ) и его правнук Айтеке би (1644-1700 гг.) происходят из казахского рода торткара и являются знатными людьми своего времени, участвовавшими активно в общественно-политической и религиозной жизни казахов, каракалпаков и кочевых узбеков.
Торткара Сейткул Токпан улы – был известным в свое время мусульманским богословом в присырдарьинском регионе.
Айтеке би из рода Торткара, племени Алимулы, племенного объединения Алшын Младшего жуза казахов. Один из авторов свода законов Казахского ханства «Жеты жаргы» и один из трех главных биев Казахского ханства периода правления Тауке хана.
орткара Сейткул и Айтеке би похоронены на территории мавзолея в городе Нурата, что в Навоийской области Узбекистана.
Реставрация мавзолея была произведена за счет казахских бизнесменов из Казахстана и Узбекистана.