Важно отметить, что символизм лежащий в основе «печатей», так называемых «понту ришкаду» или «нзимб», весьма сложен и многогранен. Это не пустые слова.
Фактически каждая конкретная печать, подпись духовного существа, выступает книгой, раскрывающей суть и эссенцию духовной сущности, ее эволюционный уровень, сферу ответственности, характеристики, атрибуты, правила обращения с ней и даже историю ее жизни в этом мире.
Рассматривая любую нзимбу для Эшу первое, что бросается в глаза – это трезубцы. Трезубец является оружием Эшу. Этот факт привел к многочисленным проблемам в отношении с христианами и с умбандистами. Христиане и без того видели в Эшу только Дьявола, а наличие такого атрибута как трезубец, с которым обычно изображается Дьявол, только укрепляло их в своей уверенности.
В действительности же все имеет куда более глубокий смысл, нежели простое внешнее сходство. Изначально трезубец не был трезубцем вообще. Это есть очередное завуалированное символическое обозначение концепции Эшу. Как мы знаем Эшу – охранник дорог, врат и дверей. Он охранник и защитник храмов, то есть духовного помещения, территории, духовной сферы, деревни, поселка, даже целого мира, или «сосуда сознания».
Ниже на рисунке приведено символическое изображение этого «помещения» или «сосуда»:
Как видно, на рисунке изображена идея открытого помещения или свободного доступа к некоей территории, находящейся без защиты. Ниже эта территория уже защищена:
Копье установленное у входа в «деревню» или в храм, сила, защищающая человеческое существо (его сознание, как вместилище божественного разума) от вторжения извне – это есть истинная концепция Эшу. Данное понятие было практически утрачено, а символ неверно истолкован позже как трезубец и оружие демона или Дьявола.
Существует 2 типа трезубцев, вот они:
Какова разница между ними? Трезубец справа представляет Эшу Кимбанды, который работает на улицах, шоссе, перекрестках в городах, у входов в дома, то есть там, где дороги сформированы деятельностью человека. Улицы городов сформированы под правильными четкими углами, пересекают друг друга под прямым углом, дороги прямые, проложенные согласно планам и проектам.
Трезубец справа имеет как раз такие строгие прямоугольные формы в отличие от трезубца слева, который показывает, что его владелец Эшу работает в сельской местности или там где дороги и тропинки не были сформированы по четким планам. Это, как правило, не асфальтированные дороги за городом, в лесах, на кладбище, на пляже, в парках и т.д.
Искривленный силуэт трезубца слева четко сигнализирует нам об этом. Данное объяснение вскрывает лишь один из уровней символизма связанный с трезубцами, тем не менее, этого достаточно, чтобы передать суть символа.
Помимо трезубцев - основных элементов понту ришкаду, которые дают нам основное представление об их хозяине, на нзимбах содержится большое количество других символов. Ниже мы приведем сводную таблицу таких символов с кратким описанием их значения на физическом уровне.
Гробница, склеп, могила, где покоится усопший.
Звезда представляет свет, огонь, ночь. Пять основных элементов с Духом во главе. Может представлять Высоту, Небо, Духов Света.
Крест: представляет Врата служащие связью между этим миром и потусторонним.
Пересечение дорог: данный символ отмечает Перекресток внутри пересечения дорог.
Пересечение дорог: данный символ отмечает Крузейру внутри пересечения дорог.
Разложение на составные части материи под землей.
Молния и луч: сила природы.
Обычно обозначает Огонь (в зависимости от окружающих символов).
Вода или Земля (в зависимости от окружающих символов).
Стена или преграда. Также может означать разрез или разрыв, возможно, что-то разбитое, прерванное или сломанное.
То же что и предыдущее но в другой позиции. В зависимости от окружающих символов.
Луна, Ночь.
Духовная эволюция. Постоянное движение.
Движение Эшу, характеризует его как ходока, бродягу.
Корона.
Бесконечность.
Колебательное движение, в основном представленное или связанное с водой или представляющее воду.
Колебательное движение/перемещение между могилами или гробницами.
Если изображено на трезубце: обозначает пары противоположностей – Свет и Тьма, Добро и Зло и т.д. Если изображено не на трезубце, удлинено и расположено посередине нзимбы: представляет Трость Поддержки.
Быстрое, молниеносное движение/изменение.
Источник: http://kimbanda.yoruba.su