Коса входит в ряд металлических острых и режущих предметов (таких, как серп, топор, нож, игла), служащих для защиты от злых духов. С другой стороны, характерное для косы действие метафорически приписывается Смерти, которая косит людей.Существуют два типа косы — коса-горбуша и коса-стойка (литовка), последняя получила наибольшее распространение. Основные различие в них — это размер (литовка больше), наличие ручки (лучка) у литовки и положение тела косаря при косьбе (горбушей косят сгибаясь при каждом взмахе, а литовкой с прямой спиной).Коса — это инструмент индивидуальный и требует настройки именно под ее владельца-косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Коса как бы сама косит траву, издавая при этом чистый, звонкий звук. Рукоятка (лучок) изготавливается из черёмухи или ивы. Косовище (черенок косы) изготавливается из ели (реже берёзы или сосны).Лезвие косы сначала отбивают (то есть подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Крутое затачивание (в особенности на точильных станках) без отбивки является неправильным методом и приводит к быстрому стачиванию косы. Отбивку осуществляют косным молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк), либо на косоотбойнике (для тех, кто не владеет методикой отбивки на бабке), который также вбивается в чурку. Отбивать начинают от пятки к концу, равномерно проходя всю кромку полотна. Ни на один участок лезвия не ударяют дважды за один проход, обычно делают несколько проходов или больше. После отбивки и во время работы периодически лезвие правят точильным бруском (оселок) с мелким зерном. Нормальная коса после отбивания выдерживает, в зависимости от прокашиваемой местности три-четыре или семь-восемь часов косьбы.Косят традиционно с утра (при покосе на сено, когда косьба продолжительная — только с утра), когда нет дневного зноя, лучше всего до схода утренней росыДля защиты дома от злых сил и злых людей у вост. славян вделывали в порог старую косу (рус. вологод.), прибивали к порогу или к косяку найденную подкову, нож или обломок косы (бел.). В Рождественский сочельник все сидящие за ужином домочадцы ставили ноги на острые железные предметы, лежащие под столом: косу, лемех, топор, мотыгу и др. (пол. лемки, эакарпат.). В Прикарпатье лемех клали под стол, а косу — за лавку для того, "аби мерці не прийшли", потому что мертвецы боятся железа. Покойнику, подозреваемому в вампиризме, отрезали голову косой (великопол.). В то же время вампиры, по представлениям жителей Покутья, собираются вместе, спорят и дерутся косами. Для защиты от "моры" наряду с другими магическими средствами клали под кровать косу, серп или шило (словац.).Оберегая роженицу и дитя от нечистой силы и болезней, в постель ей клали косу и топор, а ребенку — нож или др. острые предметы. Кусок косы клали в постель ребенка, чтобы злые духи его не подменили и для защиты от других чар (пол.). Чтобы ребенок, умерший до крещения, не стал "ходить" по ночам к матери, в гроб ему клали косу, цеп, грабли, метлу и т. п. (закарпат.).С целью оберега невесты снимали свадебный венок с ее головы косой (словац.), саблей (словен.) или ножом (хорв., словен.). Коса, положенная около или под кроватью, разрушала магию, направленную против новобрачных (словац.).Для защиты скота в Полесье затыкали косу за стропила, вешали у дверей хлева, закапывали у порога, прибивали на воротах — от ведьм и злых духов: их "коса не допустит"; в Закарпатье в Сочельник у стойла клали косу и деревянный ящик с разведенной глиной — от ведьмы. Верили, что ведьма порежется косой. Мотив калечения ведьм косой отражен в ряде быличек. На Кубани через положенные на земле К. и печную заслонку вводили во двор новокупленную корову. Чтобы нечистый не трогал скотину, нужно было до восхода солнца нагим обежать три раза вокруг хлева, держа под левой рукой косу или нож, а потом заткнуть их в стену (полес.). У поляков (с.вост. Мазовше) для того, чтобы куры хорошо неслись, хозяева следили, чтобы коса хранилась в сарае снятой с ручки.Во время первого выгона скота на пастбище обходили стадо, волоча за собой косу острием по земле (бел. витеб.); клали косу вниз острием, рядом клали замок и произносили заговор; пастухи прогоняли коров через обломок косы и замок с ключом (рус.); переганяли корову через косу или топор (пол.), через косу и воткнутый в землю нож (полес.).
Надетая на ручку (косовище), коса защищала косаря от болезней, т. к. от нее, по народным верованиям, убегали злые духи. Болгары верили, что пока косарь косит, он не может заболеть. Слетевшая с ручки косы, по представлениям словаков, указывала на то, что косарь скосил волшебную траву, которая, как считалось, одним прикосновением имеет силу открывать любой замок.Чтобы уберечь сено от пожара и порчи, особенно в праздники Горешняци (15 — 17 июля), у болгар запрещалось работать в поле, в частности косить, стоговать и возить сено, иначе огонь все спалит, а сами работающие заболеют. Чтобы этих несчастий не случилось, надо быто иметь в руках косу или положить на погруженное в телегу сено косу и вилы крест-накрест.Для лечения воспаления во рту, возникшего у ребенка от испуга, использовали проточную воду, трижды перелитую через косу (пол.).
С помощью косы можно быто предотвратить нежелательную беременность. Если невеста не хотела сразу иметь детей, она перед свадьбой стояла недолго на 9 серпах или косах (ср.словац.).
Чтобы отпугнуть или выгнать из села эпидемические, "моровые" болезни или дух смерти, производили опахивание села, во время которого махали по воздуху косами и серпами, били в металлические предметы, в частности в косу, создавая шум и звон. В профилактических целях такой обход устраивали ежегодно в Петров день: участники ритуала обязательно брали с собой несколько кос и били по ним палкой (рус. тул.).Коса наряду с другими острыми предметами (топором, серпом) использовалась в ритуалах отгона градовых туч и защиты от града. В Сербии, чтобы "рассечь" тучу, несущую град, махали косой в воздухе, причем косу насаживали на ручку наоборот, а после этого косу забивали в землю, оборачивая острием к туче; выносили косу из дома и ставили под крышей острием кверху, чтобы капли дождя, а также туча и град, рассекались косой; переворачивали косу острием вверх, чтобы ведьмарь, насылающий град, упав с неба на косу, погиб; перед градом выносили во двор столик с угощением, а рядом клали косу острием кверху. В других местах во время града выбрасывали во двор острые предметы: косу, серп, топор (ю.слав., пол., рус.).Как атрибут персонифицированной Смерти и болезней коса упоминается в фольклоре многих европейских народов. По верованиям белорусов (пинск.), Смерть приходит обыкновенно с косой, на конце которой висит капля смерти. Встав в головах кровати, Смерть ждет, и как только больной откроет рот, капля с косы падает, и человек умирает. Болгары представляют себе Чуму с косой, которой она отрезает голову людям. По рус. поверьям, старейшая и злейшая из сестер-лихорадок держит в правой руке косу, как и сама Смерть; если она овладеет человеком, он умирает.
Подобное представление о Смерти отражено в ряжении: изображающий Смерть персонаж ходит с косой, реже с серпом или длинныім ножом. В Закарпатье в играх при покойнике парень, исполняющий роль Смерти, делает вид, что он точит косу. Затем он гоняется за парнями и девушками, пока кто-нибудь не упадет. Тогда ряженый "косит" его косой, как траву.Иногда косу используется и как орудие порчи. Словаки верили, что с помощью косы можно отнять урожай. Для этого надо закопать косу на поле того человека, кому собираются навредить, и произвести ряд магических действий. В Полесье считали, что коса, как и серп, нельзя вообще вносить в дом во избежание несчастий.
Валенцова М.М.