О первобытной медицине известно не очень много — «гиппократы» каменного века не вели дневников. Однако учёные знают, что доисторические нейрохирурги работали на высоком уровне: они могли вскрывать черепа соплеменников, причём так, что пациенты после операции жили долго и счастливо. Вот только в медицинских ли целях проводились операции? Корреспондент АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ обратилась за подробностями к доктору исторических наук, кандидату биологических наук, ведущему научному сотруднику Института археологии РАН Марии Медниковой.
Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским
Трепанированный череп из Перу. Фото предоставлено С. Дробышевским
— Мария, добрый день! Наверняка не все знают, что такое трепанация. Можете рассказать простыми словами, что из себя представляет эта операция и как именно она проводится? И, главное, зачем?
— Трепанация — это любая преднамеренная хирургическая операция, нарушающая целостность свода черепа человека. Впрочем, существуют поверхностные трепанации, не нарушающие эту целостность. Выполняется она разными способами: с помощью скобления, прорезания или сверления. Иногда разные хирургические способы комбинируются.
В древности трепанации проводились ракушками, различными каменными орудиями и металлическими инструментами. Если говорить про технику проведения операций — благодаря антропологическим исследованиям выяснилось, что операция путём сверления — одна из древнейших в мире. Первая сквозная операция была сделана 10 тыс. лет назад!
— На территории какой страны?
— На территории левобережной Украины. Череп с самым древним свидетельством трепанации хранится в нашей стране, в Кунсткамере — потому что раскопки проводились в конце 50—х гг. XX века, когда ещё был СССР. Трепанированные останки нашли в могильнике Васильевка III. Выяснилось, что он принадлежали довольно пожилому мужчине по тем временам — ему было лет 50. Причём эта операция была сделана сверлением за несколько лет до смерти, потому что края повреждения очень хорошо зажили. Воздействию подверглась левая теменная кость — то есть область, которая располагалась ближе всего к затылку.
А несколько лет назад мы с коллегами опубликовали описание ещё одной очень древней находки, относящейся к эпохе верхнего палеолита. Мы описали фрагмент черепной крышки, найденной на территории Воронежской области, на стоянке Костенки 8 или Тельмановской стоянки, которая раскапывалась очень давно — в конце 50-х гг. прошлого века. Фрагмент черепной коробки принадлежал мужчине. Находка тоже хранится в Кунсткамере — там лежат самые важные трепанированные останки, обнаруженные на территории СССР.
Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.
Череп с двумя трепанациями из Энсишейм, Франция. Источник: Alt, Kurt W. et al. Evidence for stone age cranial surgery // Nature, Vol. 387, 22 may 1997, p. 360.
— Летом 2016 года BBC опубликовали подробную статью о том, что скелеты, найденные на юге России, говорят о ритуальных целях трепанации. Можете подробнее рассказать об этих находках?
— Как раз об этих находках мои коллеги вместе с зарубежными учёными опубликовали весной 2016 года статью в научном журнале. Но вообще эти находки появились ещё в конце 90—х гг. XX века. И я имела возможность включить некоторые из них в свою сводку данных по трепанации. В частности, я говорю о материалах из раскопок могильника «Вертолётное поле» в Ростове-на-Дону. Впервые на этот могильник обратила внимание местный антрополог Елена Батиева. Когда она обнаружила скелеты в слоях этого памятника, я предложила идею о том, что трепанации в их черепах были сделаны не с медицинскими, а с ритуальными целями. Насколько я помню, в кургане были обнаружены 7 человек со следами сквозного хирургического воздействия.
Очевидно, трепанации говорят о необычной активности местного знахаря в те далёкие времена. Но всё—таки, поскольку у людей из могильника «Вертолётное поле» не было найдено следов хронических заболеваний, которые могли бы запечатлеться в структуре костной или зубной ткани, становится понятно, что это была операция ритуального характера.
Если говорить о трепанациях и ритуалах, то нельзя не вспомнить так называемые символические трепанации. Это устоявшийся научный термин, и сначала он применялся к зажившим повреждениям свода черепа у кочевников, которые проникли на территорию современной Венгрии во время великого переселения народов, в первом тысячелетии нашей эры. И у очень многих кочевников были на голове округлые шрамы — причём они находились в строго определённых местах у представителей одного и того же племени.
Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 57.
Мурзак-Коба. Предполагаемая символическая трепанация на черепе женщины. Источник: Медникова М. Б., Моисеев В. Г., Хартанович В. И. Обряды перехода в каменном веке по данным физической антропологии // Краткие сообщения Института археологии, 2015 г., выпуск 237, с. 57.
— О чём это говорит?
— О том, что это было такое ритуальное шрамирование — трепанация, не доведённая до конца. И, возможно, эти шрамы наносились в момент посвящения — чаще представителям воинского сословия. То есть, в каком—то смысле, это был такой священный текст, который выделял воинов и противопоставлял их всем остальным.
— Я слышала, что в древности люди верили: трепанация сделает их умнее…
— Собственно, главные цели древних трепанаций были обозначены ещё в XIX веке. Эти цели классифицировал в 1877 году Поль Брока — крупнейший французский хирург и анатом, один из основателей палеопатологии — изучения болезней древних людей. Он и обсуждал, какие причины могли побудить первобытных мужчин и женщин прибегать к такой радикальной операции. Неужели таким образом лечили головную боль, нервные конвульсии или эпилепсию? Или могли устранять последствия причинённых травм? Последующие исследователи неоднократно обращались к изучению целей трепанации. Собственно, я в своих работах тоже пыталась это сделать.
Тут очень важно соотнесение с археологическим контекстом останков трепанированных людей. Мы очень часто обращаем внимание на то, что трепанированные люди часто бывают погребены не так, как принято в этом же племени. Например, их трепанированная голова могла быть погребена отдельно от тела. Конечно, учёные, которые считают, что трепанации проводились исключительно в медицинских целях, относятся к этим находкам со скепсисом. Но всё—таки религиозные цели трепанаций доказаны абсолютно независимыми данными.
Вероятнее всего, многие трепанации связаны с обрядами перехода — это очень распространённое явление в традиционной культуре, где жизнь не представляла собой непрерывный период. Она была чётко разделена на отрезки. И по достижению определённого рубежа человек переходил в другое качество. Чтобы перейти в другое качество, он должен был испытать обряд посвящения.
— Можете привести примеры таких рубежных точек?
— Например, достижение ребёнком подросткового возраста, когда он должен приобщиться к ценностям взрослых. Следующие рубежи — брак и смерть человека. Приведу пример: года два назад я вместе с коллегами опубликовала описание находки в крымском гроте Мурзак—Коба — перед Второй мировой войной там были найдены скелеты — мужчины сорока лет и молодой женщины, которой ещё не исполнилось 25 лет. Ещё в 60—е гг. XX века выдающийся палеопатолог Дмитрий Рохлин обнаружил, что эта женщина испытала очень необычную по современным меркам операцию — ей были частично ампутированы оба мизинца…
— На руках?
— Да, на руках. А предварительно её, по мнению Рохлина, привели в бессознательное состояние ударом по голове.
Так вот, мы провели повторное радиологическое исследование останков этой женщины и определили примерное время, когда была сделана эта операция. Оказалось, что операция была сделана, когда девушка уже почти перестала расти, за несколько лет до смерти. Видимо, как раз тогда, когда она проходила подростковую инициацию. И, самое главное, при рассмотрении её черепа мы подробно описали шрам на её голове. Судя по всему, это была символическая трепанация, связанная со вступлением этой женщины в брак.
Интересно, что следы вступления во взрослую жизнь были всем видны — это ампутированные пальцы. А вот следы символической трепанации были скрыты под головным убором или под причёской. То есть это был такой тайный знак. И это интересно, потому что говорит о том, как сложно приобщались люди к своему новому социальному положению. Это были довольно кровавые обряды, но люди мужественно их проходили.
Трепанированные черепа из Перу. Фото предоставлены С. Дробышевским
Трепанированные черепа из Перу. Фото предоставлены С. Дробышевским
— Какие ещё «ритуальные» манипуляции с телом проводились в эпоху палеолита? Можете ли привести самые экзотические примеры?
— Если говорить про палеолит — то самой экзотической манипуляцией с телом стоит назвать именно трепанацию. Потом ледник, который покрывал Европу, растаял, и у людей появилось новое пространство для жизни. Началась эпоха среднего каменного века — мезолита, и в это время появились упомянутые выше ампутации. Следующая эпоха — неолита — тут пышным цветом расцветают техники манипуляций с человеческим телом. Это и есть эпоха господства трепанаций — причём в таком виде, в котором никто и не предполагал. Прежде всего я говорю о территории современных Франции и Германии.
Несколько лет назад я пересмотрела коллекцию в Париже, с которой как раз работал Поль Брока. Это впечатляющая коллекция, включающая в себя сотни черепов людей, которые были трепанированы задолго до смерти. И они жили с очень обширными отверстиями в черепе, причем состояние краев этих отверстий говорит о высоком проценте заживления. В неолите 90% прооперированных людей выживали и жили долгие годы.
— Пишут, что инки достигли в трепанировании высокого мастерства – более 80% «пациентов» выживало. Я так понимаю, подобного профессионализма европейские медики достигли только в XX веке. Как же это удалось инкам?
— Если сравнивать достижения инков и древних хирургов, которые жили на территории Европы 6—7 тыс. лет назад, то, пожалуй, древние европейцы были профессиональнее инков. Однако инки делали трепанации намного чаще, причём они пользовались техниками вскрытия черепной коробки, которые не так активно применялись в Евразии. В Перу чаще сверлили отверстия и прорезали мостики между ними. Но, кстати, этот способ был очень опасный и часто плохо заканчивался. Но если сравнивать трепанации хирургов XIX века и трепанации инков, то вторые тут будут выигрывать. Потому что в XIX веке из-за трепанаций в парижских и лондонских больницах умирало подавляющее большинство пациентов. Это была очень опасная операция. Собственно, до изобретения антибиотиков всё заканчивалось довольно плохо — каждый перелом черепа был инфицирован и примерно каждый третий больной погибал от гнойного заражения.
Что же умели люди в древности, чего не умели люди XIX века? Возможно, у древних людей был более высокий иммунитет. Кроме того, применялись различные средства растительного происхождения — первобытные знахари хорошо знали местную флору и умели её применять. А для остановки воспалительного процесса, например, использовались различного рода смолы и зола. Но, в принципе, это остаётся тайной — как в эпоху неолита хирурги могли так успешно проводить операции. И неизвестно, почему через тысячу лет смертность от трепанаций стала сильно больше. Этот вопрос ещё требует своего изучения.
— Я слышала, что есть находки черепов с несколькими отверстиями от трепанаций. А каков мировой рекорд по числу трепанаций, сделанных одному человеку?
— Если говорить про древние трепанации на территории нашей страны — то пять отверстий. Каждое отверстие было сделано в результате отдельной операции, а в конечном итоге все дырки слились в одно большое отверстие. Эти операции проводились в последние годы жизни молодой женщины, представительницы карасукской культуры Южной Сибири. Это второе тысячелетие до нашей эры.
Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.
Васильевка III. Трепанированный череп и микрофокусная рентгенограмма сквозного дефекта (б). Источник: Медникова 2015, с. 53.
— И после пяти трепанаций женщина осталась жива и здорова?
— Да! Правда, последние операции, видимо, всё—таки вызвали осложнения, и через несколько месяцев после пятой трепанации она скончалась. Это мы выяснили благодаря изучению так называемой костной мозоли и следам возникшего воспалительного процесса на краях отверстия.
Если говорить про территорию Западной Европы, то там встречались скелеты с семью отверстиями. Людям делали серию операций, которые разделялись месяцами.
— Мы поговорили с вами про трепанацию в первобытные времена — а как часто она применялась в Средние века?
— Довольно часто. Средние века гораздо проще изучать — потому что остались письменные источники. Трепанации в эпоху палеолита мы изучаем только благодаря находкам палеантропологов и археологов.
В раннем Средневековье есть тексты целителей и медиков, например, арабского учёного Абу-л-Касима Аз-Захрави (Абулкасиса), который жил на рубеже X-XI веков. С одной стороны, он опирался на переведённые на арабский язык труды античных хирургов. А, с другой стороны, Абулкасис сам предложил свой усовершенствованный метод проведения трепанаций. В трактате «О хирургии и инструментах» автор приводит рисунки трепанационных инструментов и описывает ход операции.
Если говорить о более позднем Средневековье, то, безусловно, операции проводились, но не так часто. По-видимому, их делали представителям высшего слоя — королям и правителям. В письменных источниках остались имена этих людей.
— Назовите, пожалуйста, пару имён.
— Например, потомок Карла Великого — Карл Жирный (888 год), 14—летний король Кастилии Энрике (1214 год), Лоренцо — герцог Урбинский (1517 год). А рекорд поставил принц Нассау ский, который в 1591 году перенёс 27 трепанаций черепа. О простых людях мы ничего не знаем — о таких операциях не сообщалось в письменных источниках.
Скорее всего, трепанация относилась к сложной хирургической помощи для высшего сословия. Но, возможно, короли и правители занимали особое положение и считались медиаторами, которые осуществляли тесную связь с богом. И, может быть, именно поэтому применение таких рискованных операций было оправданным. Кроме того, обращаю ваше внимание на распространение сюжетов о трепанации в изобразительном искусстве позднего Средневековья и раннего Возрождения.
— Первое, что приходит на ум — картина Иеронима Босха «Извлечение камня глупости».
— Да, причём толкование её до сих пор неоднозначное. Искусствоведы совершенно по-разному её интерпретируют, потому что эта картина метафорическая — излечение камня глупости и трепанирование. Существует большое количество безымянных гравюр, посвящённых трепанации. Некоторые картины ещё рисовали менее известные по сравнению с Босхом художники— Адриан Брауэр — его картина хранится в «Эрмитаже». В общем, мы видим, что тема трепанации была в Средневековье и в эпоху Возрождения в центре внимания.
— Практикуется ли трепанация в современной «народной медицине» у каких-либо племён?
— Да, конечно. Например, этнологи и антропологи уже давно исследуют племя Кизии. Об этом племени датчане сняли несколько фильмов в 80—90-е гг. XX века, их можно найти в интернете. В 50-е годы один путешественник по имени Маргеттс познакомился с фермером, которому местный знахарь в ходе многочисленных операций удалил почти всю верхнюю часть свода черепа. По словам этого мужчины, операции были очень болезненными, но знахарь ничего не сделал для того, чтобы унять боль. Пациент сохранил дееспособность и прожил долгие годы — правда, ходил в шляпе с пластиковой подкладкой для защиты мозга.
В документальном фильме датских журналистов Кирстена и Лейфа Йаппе «Сельский врач» есть сцена, как женщина из племени Кизии, у которой болела голова, обратилась к местному знахарю. И знахарь не нашёл ничего менее радикального, кроме как сделать ей трепанацию. Причём он оперировал её обычными ножами, разложенными на банановом листе. Никакого специфического обезболивающего не применялось, а перед операцией в жертву принесли козу. Пациентка осталась жива. Но это очень серьёзное воздействие, и не стоит его рекомендовать в повседневной практике.
— Порекомендуйте, пожалуйста, научно-популярные книги о трепанации для тех, кто заинтересовался этой темой.
— Я боюсь, что научно-популярных книг о трепанациях очень мало. Есть научные монографии и статьи. Наиболее популярная (не в смысле востребованности, а по подаче материала) моя книга 2004 года «Трепанации в древнем мире и культ головы». Это сокращенный, облегчённый для широкого читателя и вместе с тем дополненный некоторыми случаями вариант моей научной монографии 2001 года.
Беседовала Екатерина Шутова