Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Объявление


18+ Форум Черная Магия несет информационно-познавательный характер в области эзотерики, оккультизма и магии и не является пропагандистским. На нашем форуме на постоянной основе действует школа деревенского колдовства, курсы по изучению различных магических техник и проводятся постоянные семинары на разную тематику.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь » Авторские статьи на магические темы » Ель у славян. История появления новогодней елки.


Ель у славян. История появления новогодней елки.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Ель — дерево, в народной дендрологии славян связанное с похоронно-поминальными ритуалами и верованиями, а также функционирующее в качестве обрядового деревца (главным образом — в рождественско-новогодних, масленичных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбе). Относящиеся к ели мифологические представления получили развитие прежде всего у вост. славян (особенно — у русских и белорусов), в то время как на западе славянского мира ель более известна как обрядовое деревце.

Для культурной семантики и символики существенны природные свойства ели как вечнозеленого (ср. сосна, можжевельник, барвинок), что объясняет использование ели в цикле зимних обрядов, пахучего (ср. базилик), колючего, "женского" и бесплодного дерева. Согласно этиологическим легендам, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой (полес., болг.).

Колючесть ели, а также сильный смолистый запах обусловливают ее применение в качестве апотропея (наравне с сосной, можжевельником, боярышником, шиповником, терновником, крапивой, репейником и др.), ср. Колючий.

На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповника и крапивой) втыкали накануне купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от ведьм, свиней — от болезней и др. Поляки Силезских Бескидов при первом удое процеживали молоко через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось, а на Троицу обводили овец вокруг воткнутой в кошаре елочки и давали им взамен корма молодые еловые побеги, смешанные с освященной солью.

Еловые ветки широко использовались для защиты строений и культурного пространства от непогоды. Мораване украшали ими крестики, которые на Пасху втыкали в посевы, — от града. Однако более действенным средством считались еловые ветки, предварительно освященные на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху или в день Рождества Иоанна Крестителя (что может осмысляться в связи с необходимостью изгнать из еловых веток скрывающихся в них нечистых духов).

По сообщению с Витебщины, освященные еловые ветки вместе с ладаном подкладывали при закладке дома под четыре утла, чтобы предохранить его от грома. Ветки, которые были воткнуты в лед по бокам проруби на Крещение, приносили домой, клали за образа и втыкали в крышу — от ветра и грома; привязывали к яблоням в саду, чтобы предохранить деревья от бури; втыкали в стену, клали под дом, в подпол — "чтобы буря не тронула", "чтобы хлев вихрем не снесло" (брест,).

Едь — по грамматическому роду названий в славянских языках — по преимуществу дерево женское, ср. рус. ель, елка, серб. іела. омара, оморика, смрека, а также в песнях: "Зеленая ялиночка на яр подалася, молодая дівчинонька в козака вдалася". Вероятно, именно с "женской" символикой ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома ель, мотивированный тем, что она якобы "выживает" из дома мужчин. По верованиям сербов в Таково, ель — "баксузно [опасное, вредоносное] дрво": если она растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Брянщине считали, что ель нельзя иметь возле тех домов, где много девочек, иначе они останутся вековухами. В Каргополье ель опасались сажать у дома, ибо в противном случае "мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут", ср. закарпатское объяснение того же запрета: "на будэ вэстыся мужьски пол".

Запрет сажать ель у дома может объясняться принадлежностью ели к неплодовым деревьям (согласно болг. легенде, ель "бесплодна", поскольку ее прокляла Богородица). В Белоруссии ель не сажали из опасения, что "в доме ничего не будет вестись", "ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома". Особенно избегали держать ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными. Значительно реже запрет сажать ель у дома объясняли более общими соображениями: "не будет счастья во дворе", "ктото умрет", "семья искоренится". Подобные объяснения актуальны для мифологии многих других деревьев и кустарников. Ср. также известный по средневековым польским лечебникам запрет спать в тени ели, которая насылает болезни и отнимает у человека сон.

На Рус. Севере, северовостоке и в ц.рус. областях ель выполняет культовые функции, ср., например, с.рус. предания о священных елях, хотя чаще в качестве священных деревьев здесь встречаются сосны. Известны рус. предания о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели. В Тверской обл. рассказывали, как однажды на ели нашли икону и отнесли ее в соседнюю деревню в церковь, но икона вновь возникла на этой ели: "Тогда поняли, что Богородица хочет, чтобы церковь была на этом месте". Ср. рассказ о том, как оптинский старец Зосима вырезал на большой старой ели крест, чтобы под ним могли молиться келейницы. Ель упоминается в фольклорных текстах и паремиях, касающихся архаической практики венчания вокруг дерева, ср.: "Венчали вокруг ели, а черти пели".

В верованиях восточных славян ель имеет отношение также и к области народной демонологии, ср. упоминания в быличках о "еловом" лешем, мотивированные представлением о его частичной дендроморфности. Изредка ель могла фигурировать в качестве хозяйки леса, ср. олонецкий договор с елью о ночлеге: "Ель, еленица, красная девица, оборони от темненькой ночи". Однако чаще ель была местом пребывания лешего, а также черта, русалки и др. демонологических персонажей. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной гденибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на елях и соснах, а дети русалок — под елями. По елкам черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под елью леший укладывает спать заблудившихся детей и т. д.

Один из популярных мотивов русской демонологии, связанной с елью, — счет хвоинок. Согласно быличкам, этим занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Тот же мотив встречается и в заговорах от детской бессонницы, ср.: "Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай, не задевай" (архангел.).

По вост. и а.слав, поверьям, черт (дьявол, нечистая сила вообще) пребывает под елью или прячется под ней во время грозы, навлекая на себя гром и молнии. Этим объясняется запрет находиться под елью в грозу, а также выращивать ее у дома, использовать для строительства и для топки бани, поскольку Господь (Илья и др.), преследуя дьявола, может ударить громом в ель.

Ель могла выступать в функции медиатора. Под елью колдун вызывал лешего; на святках люди слушали, стоя среди елей, как в провалившейся некогда под землю церкви поют певчие (новгород.). Согласно с.рус. быличке, женщину в лесу преследовал злой дух в облике черного поросенка, исчезнувший лишь около высокой ели. В в.слав, заговорах ель выступает в качестве мирового дерева, стоящего на море, на острове Буяне, у камня Алатыря, под которым сидят Христос, Богородица и др., или же в качестве "негативного" варианта мирового дерева, когда под елью сидит черт, "сатанинская сила" и под. В заговорах можно также встретить и традиционные формулы "отсылки" болезней на ель: "Иду я, раба Божья (имярек), в лес. Клещ, клещ, на елку лезь. И вся нечисть, на елку лезьте. Аминь".

Ель — дерево, которое нашло широкое применение в вост. и зап.слав, похоронной и поминальной обрядности. Из ели (а также из сосны и березы) часто делали гроб. Украинцы считали даже, что ель (как и сосна) не позволяет покойному "ходить" после смерти, ср. в рус. колядных проклятиях, адресуемых хозяину, плохо одарившему колядников: "А не подашь — на Новый год еловый тебе гроб, осиновую крышку" (рус.), К обычаям более редким относятся рефлексы архаической практики похорон под елью. Так, у старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место, "яко будто век тут ничего не бывало". С этим согласуется олонецкое свидетельство о похоронах удавленников между двумя елями, а также фольклорный мотив похорон под елью в серб, эпических песнях. Под елью в лесу выбрасывали солому из-под умершего, черепки от посуды, из которой его кропили (перм.). У вост. славян, а особенно часто — у русских, повсеместный характер имело обыкновение бросать еловые ветки (реже — ветки пихты и сосны) на дорогу к кладбищу, как перед похоронной процессией, так и ей вслед. Таким образом "устилали" или "разметали" дорогу покойнику, чтобы "не приходил, не тревожил". В Заонежье еловым лапником засыпали пол, порог и ступеньки крыльца, а сразу после выноса тела лапник убирали и уничтожали.

Ель (срубленное деревце, ветки) используется для маркирования пути вообще. Согласно рус. преданию, пьянице, изводившему побоями жену, в пьяном угаре привиделось, что она с малолетним ребенком на руках стоит ночью у проруби, вокруг которой воткнуты в лед небольшие елочки. Внезапно очнувшись, мужик побежал к реке и действительно обнаружил там жену, намеревавшуюся броситься с ребенком в прорубь, хотя никаких елочек рядом не было. Ср. рус. обычай втыкать елки по бокам масленичных горок - вдоль всей их длины, сохранявшийся и в городском быту XVIII — XIX вв.

У западных, в меньше степени — у вост. славян ветви ель как вечнозеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений гроба и могилы, используемое как в самом похоронном обряде (ср. обкладывание могилы лапником после предания тела земле), так и в цикле поминальных обычаев (у западных, реже — у вост. славян). Ветки ели нередко заменяли цветы, особенно в зимнее время. Срубленную ель (а также кипарис, сосну, можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже — сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака, т. е. использовать ее в функции свадебного деревца в обрядах типа лохороны-свадьба, хотя значительно чаще (особенно у юж. славян) вместо вечнозеленых деревьев брали плодовые (см. Деревце погребальное).

Связь ели с темой смерти заметна и в рус. свадебных песнях, где ель — символ невесты-сироты, ср.: "А ёлка, ты, ёлка зеленая, та все тебе все сучья ветются, только у меня нету макушечки, макушечку мою бурею сломило, бурею сломило, под горку скатило" (калуж.).

Тот же параллелизм в использовании хвойных (прежде всего — ели) и плодовых деревьев наблюдается и в выборе материала для деревца свадебного. У русских и белорусов, в меньшей степени — у украинцев, срубленную ель устанавливали в доме невесты с последующим выкупом деревца женихом; втыкали в свадебные хлебы, в крышу или ворота домов, где живет невеста, или подвешивали к потолку в самом доме; ставили на стол во время свадебного пира и др. У украинцев и зап. славян для свадебного деревца брали как хвойные, так и плодовые, а у южных — главным образом плодовые деревья. Параллельное использование плодовых деревьев и ели отразилось в терминологических заменах, ср., например, укр. диал. йолка ветка плодового дерева в каравае.

В западной части славянского этнокультурного континуума ветви и верхушка ели служат прежде всего для украшения домов и церквей на Рождество. Сам по себе обычай рождественского деревца, пришедший к славянам из Германии, нашел активную "поддержку" на местной славянской почве, соединившись с многочисленными ритуалами, относящимися к внесению в дом деревца (пня, ствола, ветвей и др.) в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В отличие от разнообразия пород деревьев и кустарников, используемых для троицкого, майского, купальского, строительного и свадебного деревца, деревце рождественское в подавляющем большинстве случаев изготовляли именно из хвойных пород, и прежде всего — из ели, что нашло отражение в его названиях, ср. укр. ёлка, ялыночка и др. Обычай устанавливать рождественское деревце получил этиологическое обоснование. Например, в Полесье обычай украшать рождественское деревце связывали с новозаветными "дарами волхвов" или со звездой, взошедшей над местом рождения Христа.     

Ель в виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали (вешали) в церкви на весь период от Рождества до Крещения, втыкали за образа в доме, подвешивали к потолку, ставили в красном углу на лавке или даже на столе; его носили с собой колядники и пастухи, обходящие дома на святки, а также украшали ими церковь (з.укр., з.бел., пол., кашуб., словац., чеш., морав., словен.), а по окончании святочного цикла эти ветки сохраняли в доме от грозы или втыкали их в поля, пеплом от сожженных веток обсыпали сады, огороды и т. п.

У вост. славян едь использовалась также в качестве деревца масленичного, юрьевского, купальского и строительного, у западных — майского, а также великопостного "гайка".

http://se.uploads.ru/t/ZNumI.jpg

+2

2

Новогодняя елка происхождение традиции:

Западная версия — Германия родина рождественской ёлки

На Западе считают, что первая рождественская елка была выставлена в Страсбургском кафедральном соборе в Германии в 1539 году, по крайней мере так утверждает известный  немецкий историк Александр Демандт.
В 1844 году Ганс Христиан Андерсен опубликовал первую сказку про елку, которая называлась  ель, и в которой рассказывалось о судьбе ели которая используется в качестве рождественской елки.
Но, несмотря на происхождение рождественской елки из Германии, её всемирной популяризацией занялась Великобритания, которая массово развозила эту традицию по всем своим многочисленным колониям.
Например в «Illustrated London News» в 1848 году, была опубликовано изображение на котором  королева Виктория, принц Альберт и их дети стоят возле рождественской елки. Это был образец  для подражания всем остальным.
новогодняя елка
Правда надо при этом не забывать, что принц Альберт, который и подарил Великобритании рождественскую елку, родился в Германии, да и королева Шарлотта, также родилась в Германии. Так что на самом деле на Запад традицию украшать ёлку принесли всё таки немцы.
В соответствии с немецкой традицией елку украшали пряники, орехи и яблоки. И только со временем их заменили игрушки из стекла и пластика.
Интересный факт, но в США практически до конца 19-го века, традиция ставить и украшать рождественскую елку была мало популярна

Петр I и Новогодняя Елка

Самая популярная версия происхождения традиции ставить новогоднюю елку в России относится к Петру I. Как известно, вернувшись в Россию  после своей первой поездки в Западную Европу в 1698-1699 года Петр I своим указом от 20 декабря 1699 года, назначил Новый год. Да, да именно назначил. Как сказано было в указе, «по примеру всех иудео-христианских народов» день «новолетия» или Новый год (до этого традиционно на протяжении тысяч лет отмечавшийся 1 сентября), перенесли на 1 января. Указом Петра I 1 января объявлялся праздничным днем, и строго предписывалось на домах вешать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Интересно, что про елку внутри дома в указе ничего не говорилось, елками нужно было украшать именно дома!
Характерный факт, что первыми бросились выполнять указ и «украшать» свои крыши начали хозяева питейных заведений. Поэтому именно в с этого времени кабаки получили в народе название «ёлки», которое и встречается иногда до сих пор.  Интересная деталь, то ли Петр I, что то напутал, то ли недопонял в Европе, но у них ёлка так и осталась рождественским деревом, а в России стало Новогодним.

Елка – славянская традиция?

Но вопрос происхождения елки все равно остается открытым. Ведь всё равно откуда то и Германии появилась эта традиция. Есть мнение что на самом деле это старая славянская традиция, которая через Польшу перекочевала в Германию, а оттуда уже вернулась в Россию в новом облике. Сохранившиеся в Украине предания говорят, что именно в полночь в канун Рождества приоткрываются небесные врата и можно загадывать желания «Солнце рассылает на одетую пеленой землю свои щедрые дары, и хрустальный звон небес слышен на всей земле». Сразу вспоминается Гоголь и рождественские святки и традиции рождественского вертепа. На самом деле Дни зимнего солнцестояния были очень большими праздниками у древних славян. В старину рождественские украшения традиционно связывались с понятием семени. Славяне верили, что в Дни зимнего солнцестояния на Землю опускаются семена мечтаний и новых идей, другими словами подарков судьбы, или добрых дел и открытий, которые людям предстоит пережить в наступающем году. Дни зимнего солнцестояния это праздник одна из мистических сторон которого — это великое таинство открытия дверей между Небом и Землей. И в старину люди верили, что это время обладает магией и волшебством и все сокровенное может снизойти к любому человеку.
Причем здесь рождественская ёлка? Дело в том что существовал обычай — сжигания  полена. Огонь вообще играл очень большую роль в жизни, веровониях и праздниках славян. В дни зимнего солнцестояния перед торжественным сжиганием старого дерева его украшали зеленью ( а какая может быть зелень зимой?), как символ нового возрождения. При этом в горящее полено обязательно бросали семена, орехи, яблоки и иногда и монеты. Такое своеобразное жертвоприношение, с просьбой Богам и Небу одарить  в наступающем году своим покровительством, урожаем и дарами.
То что в дни зимнего солнцестояния открываются дверей между Небом и Землей и объясняет сохранившиеся до сих пор традиции гадания на святки. В старину люди считали, что судьба на предстоящий год уже известна, и именно в эти праздничные дни можно ёё узнать. До сих пор в Украине в традиционных рождественских обрядах главную роль играют дети, а точнее мальчишки, или так называемые «звездные мальчики». Они ходят «колядовать» по домам своим вертепом, и несут с собой рождественские звезды с пожеланиями счастья в Новом году, ведь по-настоящему только снова хотя бы на несколько минут став в душе ребенком, с его реальной чистотой и радостным и трепетным ожиданием настоящего чуда, можно принять дары Неба.
Отсюда и традиция наряжать ёлку фруктами, пряниками, ягодами, и орехами — это  символическое выражением мечты о будущем урожае, семена которого «сеялись» в эти праздничные дни. В старину существовал такой обычай: нужно было выбрать двенадцать достоинств, которые смогут помочь конкретным желаниям осуществится. Для каждого из выбранных  достоинств придумывалось оригинальное символическое изображение, которое либо в образе фигурки или предмета, украшалось и вывешивалось на ёлку. Именно так и считают, появилась традиция украшать елку.
Праздничную ёлку украшали несколько дней. В начале нужно было попытаться проявить каждое загаданное достоинство, так сказать сделать к нему навстречу хотя бы  символический маленький шажок. И только если это получалось, то данным символом украшали елку.
Например, если человек мечтал о Любви, то нужно было сказать своим близким ласковые слова нежности, или сделать кому то соответствующий подарок. И потом на елку вешали либо изображения лебедей, либо сердец, либо другие атрибуты Любви.  Украшать ёлку надо всегда снизу вверх.

http://s0.uploads.ru/t/NWVyL.jpg

+3


Вы здесь » Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь » Авторские статьи на магические темы » Ель у славян. История появления новогодней елки.