Красный цвет. Символика красного цвета в народном фольклоре
Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, выступающий в оппозиции белое-красное (противопоставлен белому, светлому как небелое, "окрашенное", "темное") или в триаде белое-красное-черное.
Символика красного цвета и его оттенков (от желтого до коричневого) амбивалентна.
Красный — цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей.
Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег.
Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.
Связь красного цвета с огнем отражается в языке (ср.: рус. пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных или предметов, связанных с этими животными; поверьях: о красном летающем огненном змее (Рус. Север); о красном змее-полосе, под которым горит земля (Закарпатье); о красных ногах, которые показывает змея перед пожаром (рус., Новгород.), о "бабе в красном казане" (персонификация пожара; Рус. Север), о Св. Неделе в виде женщины в красном, появляющейся по ту сторону огня (очага; Черногория); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.).
Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, символике знамений (о.слав.; красный цвет солнца, луны — к войне, кровопролитию), этиологических легендах: ольха покраснела от крови черта (бел.), Иуды (укр.); красные лапы у голубя от того, что он ступил в кровь на суше после Потопа (босн.); кровь у рыб красного цвета, потому, что они попробовали хлеба, замешенного Богом на крови распятого Христа и брошенного в море (серб.); клюв вороны по краям красного цвета, т. к. она хотела пить кровь из ран Христа (укр.). Наличием свежей крови в теле "нечистых покойников" (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц (рус., ср. Вампир).
Значение красного цвета как неординарного, исключительного обусловлено оценочной семантикой красный красивый, ценный, парадный’. По народным верованиям, у главной змеи гребень красного цвета (Рус. Север, Хорватия); уж имеет желтые или красные "заушницы" в награду за спасение Ноева ковчега (полес.).В свадебном обряде реализуется продуцирующая символика красного.
Невесте поверх платка надевали фату или накидку красного цвета (серб., ср. Еньова буля); ковер невесты должен быть красного цвета, ковер жениха — зеленого (болг.); свекровь в юбке красного цвета, с ситом, наполненным зерном и сахаром и покрытым белым платком, танцуя обходила вокруг дома и осыпала гостей зерном (серб.).
После свадьбы вареную или сырую курицу обкладывали калиной или красной бумагой и подносили тестю (укр.).
В родинних обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья: пуповину перевязывали красным шнурком (серб.), шелком (в т. ч. для предохранения от падучей; укр.); красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетни (о.слав.); при купании ребенка в воду клали предмет красного цвета, чтобы был румяный и здоровый (серб). Ср. символику красного цвета при использовании крови в родинных обрядах (напр., мазали лицо новорожденного кровью, чтобы был здоров и румян; болг.).
В погребальной обрядности выражена символика красного цвета как принадлежащего "тому свету" и одновременно защищающего от опасного контакта с потусторонним миром.
Покойнику связывали руки и ноги нитью красного цвета (зап. Болгария); поперек тела покойника клали шерстяную нитку красного цвета (бел.); по свидетельству 1555 г., на покойника надевали маленькую красную шапку (ср. хорв. быличку о явлении умершего ребенка в красной шапочке); головной убор для покойника делался из материи красного цвета (з.бел.).
Красная шапка — знак траура (сербы-граничары).
Красным покрывали умершую девушку или молодицу (Закарпатье). Гроб несколько раз из конца в конец обматывали красной шерстяной нитью (бел.). В похоронной процессии рога волов украшали платками красного цвета (Закарпатье).
Беременная завязывала нить красного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойником (серб.). После погребения мочили пальцы в красной краске (серб., Левач, Темнич; так же поступали, сажая наседку на яйца перед началом сева).
У человека, который обмывал покойного, не омочив предварительно руки в красном отваре, не брали зерно взаймы (серб.). В Великий четверг (поминальный день) из дома выносили все красное (серб., Верхняя Пчиня).
На Русальной неделе перед Троицей поминали утопленников и удавленников, разбивая на могилах красные яйца (тул.)
Красный цвет (платок, лента) присутствует в в.слав. обрядах "крещения" и похорон кукушки (см.), "казни коршуна" (кашуб.).
В календарно-хозяйственной обрядности красный цвет символизирует плодородие, обилие. Красными шерстяными нитями обвязывают бадняк (серб., Лесковацкая Морава); волу-полазнику повязывают на рог ленту красного цвета (серб.); в Болгарии 1.III женщины выносят из дома одежду и платки красного цвета и развешивают на стрехах крыш, "чтобы бабушка Марта рассмеялась"; при первом выходе на пахоту волам обвязывают рога красной шерстяной нитью или правый вол в упряжке украшается шерстяной кисточкой красного цвета (серб.); сеятель повязывает красную нитку на палец правой руки (серб.); пасхальное яйцо красного цвета закапывали под сосуд с молоком в день св. Георгия (болг.); последний сноп подвязывают красной пряжей (серб., укр.), юбкой или платком красного цвета (укр.). При молотьбе над током ставили прут с красным платком (болг.).
Красный цвет выступает как оберег, его семантика соотносится с апотропейной семантикой окрашенного предмета (наиболее значимыми оказываются нить, шерсть) или растения.
Красной краской чертили магический круг (рязан.). На Пасху умывались водой, в которую были положены яйцо красного цвета (бел.), василек, герань (серб., черногор.) или яйцо и лист розы (макед.).
От сглаза боб на красной нитке опускали в дымоход, чтобы он почернел, потом относили в лес и привязывали на куст шиповника (макед.); умывали ребенка водой, в которую был положен камень красного цвета (славон.); девочкам вешали на шею или на запястье красные кораллы (ю.слав.); носили на руках и ногах красные суконные нитки с тремя узлами (бел.); красное кладут в шапку жениху (серб.); при первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета (нижегород.), украшали корову лентами красного цвета (чеш., словац.); надевали на рога нитки красного цвета (болг., словац.); возле гусениц шелкопряда клали пасхальное яйцо красного цвета (болг.).
Полотно красного цвета вешают при входе в комнату роженицы (Охрид, Македония); красный лук (Беловар, Хорватия), красный платок (киев., Полесье) в колыбели отгоняет от ребенка злых духов.
В семена для отпугивания злых сил клали нитки красного цвета и головки лука (болг.). Красной нитью перевязывали гроб вампира (серб.).
В качестве апотропея и лечебного средства широко использовалась красная нить. Против болезней при виде первой ласточки матери повязывали детям на правую руку нить красного цвета, чтобы ребенок был здоров (болг.); в канун Иванова дня обвязывалн руку (ногу) нитью красного цвета и носили до Петрова дня, после чего ее вешали на куст розы или кизила (ю.слав.).
На Преображение (6/19.VIII) или в день св. Петки (8.VIII) женщины и дети обвязывали руки нитью красного цвета (серб.); в день св. Иеремии (1.V) в Южной Болгарии катались по росе и оставляли на кустах нитки или кусочки одежды красного цвета для здоровья и исполнения желаний.
От боли в суставах (в т. ч. во время жатвы) обвязывали руки красными нитками, шерстью, полосками ткани (Полесье, Подолия). Для защиты от лихорадки носили на руке красную нить, которая накануне Юрьева дня висела на розе (макед.); на шее — повязку красного цвета с 4 узлами, которую потом бросали а проточную воду (бел.). Красной нитью связывали крест-накрест руки и ноги больному эпилепсией (серб.).
Больной падучей должен был пролезть сквозь расщепленный ствол шиповника, концы которого связывались нитью красного цвета, на границе трех полей (серб.). Красной нитью свяэывают пучок из трех куриных перьев, трех ржаных колосьев, веточки базилика, используемые в народной медицине.Чтобы "прогнать" чуму, развешивали на границе села красные платки и жгли костры (Закарпатье).
При лечении от испуга больного ставили рядом с очагом и покрывали ему голову фартуком красного цвета (болг.); больного оспой укрывали вуалью красного цвета (Македония).
При прогоне скота через прокоп в земле (от падежа) правый рог коровы украшают цветком красного цвета (серб.).
При заговаривании стреляющей боли в голове знахарка держит в руке красную кукурузу, которую потом закапывают (серб.); при лечении "рожи" больное место обвязывают поясом красного цвета и поджигают на нем паклю, одновременно произнося заговор (укр.).
Предметы красного цвета как защита от змей, волков, насекомых, мышей, кротов. В день св. Лазаря трижды до восхода солнца колют красный камень иглой: "Не тебя колю, а змею" (Сербия); от укуса змеи лечили камнем красного цвета, который назывался рдеч кален Абелланове каче (Словения); покрывали укушенное место тряпкой красного цвета (болг.). Заговаривая от укуса змеи, знахарка говорила: "Мои петухи несут красные яйца" (макед., Кратово).
Для защиты от волка обвязывались чем-нибудь красным (гомел. Полесье). При изгнании гусениц из сада одну из них завязывают пряжей красного цвета (Герцеговина). В мышиные дни (день св. Нестора, 27.Х/9.ХІ) женщины зашивают себе подол нитками красного цвета, как бы "зашивая" мышам глаза (болг.).
Скорлупа пасхального яйца красного цвета служит оберегом от кротов (болг.).Для отгона градовых туч нагая старуха выносит на улицу рождественскую свечу, сито и красные пасхальные яйца (болг). Чтобы остановить дождь, червя перевязывают ниткой красного цвета (серб.).
Красным цветом отмечены многие мифологические персонажи.
Дворовой может выглядеть как толстая змея красного цвета (с.рус.); змей-деньгоносец имеет хвост красного цвета (луж.); злые духи завецерицы в виде бледно-красных бабочек по ночам пьют кровь у детей. Моровое поветрие представляется в виде красного облака (Подолия), болезнь червинка — как женщина в красном (Закарпатье).
Красного цвета глаза у ведьмы, черта, шуликунов; зубы у ведьмы, русалки; кожа у чертей, русалок, мифических инородцев (с.рус. чудь краснокожая); волосы у домового, русалки, лешего; ноги у урочицы.
Красную шапку (колпак) носят домовой, леший, шуликуны, черт, демоны тинтилин, малик, малик (серб., хорв.), карлики; красного цвета кушак лешего; платье лешачихи (архангел.), полуверки — проклятой женщины (вологод.), русалки (с.рус,), водяного (рус., пол., чеш., луж., серб.), урока и урочицы (серб.), "женщины в красном" — вестницы несчастья (рус. сибир.); рубаха домового (укр.), черта (рус.); штаны лешего (с.рус., сибир.) и мифического существа лорко (хорв.); шарф черта (с.рус.); суконная накидка вампира (хорв.).
Красный в заговорах — постоянный эпитет мифических персонажей: красная дзявица (бел.), црвена девоjка, (серб.); знахарей: колдуны рыжие/красные (рус.); животных: чървен бивул, червен петел, червени коне (болг.), црвен петао, цреен конь (серб.); болезней: лишай красный, скула краснюха (бел.), црвени ветар (серб.), червен делинжик, червенушко-менушко (болг.); предметов, связанных с мифическими персонажами: (красные шерсть, метла, топор и т. п.); мест, куда изгоняется нечистая сила: у червону сосну (бел.), у црвено море, у црвену гору (с.х.).
Повсеместно у славян в любовной магии используются красная нить, красные семена растений, красный виноград (серб.).
Расковник (разрыв-трава, использующаяся для открытия кладов; серб.) имеет 9 слоев коры, красный стебель и корень, похожий на человека.
Поясом красного цвета можно сбить с пути летящих птиц; на него уж сбрасывает рожки, приносящие удачу в хозяйстве (полес.); на платок красного цвета дятел бросает разрыв-траву (рус., серб., хорв., луж., пол., чеш.).
Словенцы при написании "защитного письма" от ран использовали красные чернила (ср. кровь при заключении договора с нечистой силой).
Чтобы выиграть в карты, сердце летучей мыши привязывают на правую руку ниткой красного цвета (луж.). При пропаже скотины делают "относ" русалкам: лапти, онучи, хлеб и соль перевязывают лентой красного цвета и относят на перекресток в лес (смолен.)
В святочных гаданиях лента красного цвета символизировала рождение ребенка (луж.). Перед или по окончании пахоты болгары гадали по цвету грудной кости петуха; красный цвет означал богатство, счастье.
На Иванов день девушки опускали в котелок с "немой водой" предметы, накрывали платком красного цвета и оставляли на ночь "на виду у звезд" (болг.).
Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье, богатство в текущем году (серб.). Урожай, срок жизни, счастье/несчастье, болезни предсказывало появление красных бабочек, муравьев, тараканов. Рыжая корова идет впереди стада — к ясной погоде (костром.).
"Красные дни" в народном календаре приходятся на Страстную (полес., бел. Красна пятница, Красна субота, серб. Црвена субота), пасхальную, Фомину неделю (рус. Красная горка, полес. Красная неделя), Троицу.
Родившийся в "красную субботу" способен видеть болезнь црвени ветар и может показать место, где зарыт клад (серб.). В Полесье красный месяц дни полнолуния (чернигов.).
Комбинация красный — белый противостоит сочетанию желтый-черный в значеним жизнь-смерть, свет-тьма, здоровье — болезнь: в канун Юрьева дня мать завязывает красную и белую нитку на дикую розу, чтобы наутро повязать их на шею ребенка, а на розу повязать желтую и черную нить со словами: "Оставляю желтое, беру красное, оставляю черное, беру белое".
Сочетание красный/белый характерно для амулетов. Свадебный хлеб украшают красной и белой шерстью, которую потом вплетают в подарок новорожденному (серб.).
Крестик из черного терновника носят на груди на шнурке из белых и красных нитей (серб.). У болгар на Благовещение прокалывают девочкам уши и вешают шелковую нить красного цвета с серебряной монетой.
У сербов, когда священник разносил по домам святую воду, дьякон держал в руке красную и белую шерстинки.
Согласно поверью, если у ребенка один носок белый, а другой красный, он защищен от сглаза (Герцеговина). В Гевгелии (Македония) от сглаза дети носили шапку красного цвета, штопанную белыми нитками.
Красный/(белый)/синий: при начале сева озимых рало и волов украшали синими бусами, надетыми на нить красного цвета (макед.); в день весеннего равноденствия серебряные монеты нанизывают на красно-сине-белый шнурок; парни и девушки носят эти шнурки на руке или на ноге, дети — на шее (макед.).
Сочетание красный/черный характерно для мифологических персонажей, преобладает в костюмах ряженых (черт на масленицу у словенцев, святочные чуликины на Рус. Севере и др.).