Демоническое существо, его распознование.
В некоторых локальных традициях в качестве устойчивого маркера,с помощью которого легко распознается демоническое существо,может использоваться лишь одна,наиболее яркая,запоминающаяся деталь одежды-необычная шляпа,галстук,обувь,красный платок,белое покрывало и т.п.
Среди подобных клише-индетификаторов обращают на себя внимание лаконичные формулы,описывающие блестящие пуговицы на костюме мифического пришельца.Наиболее характерны они для полесской и карпатоукраинской мифологии,а также для поверий зап.р-нов Рус.Севера.
В полесской традиции основная масса формул-описаний блестящих или золотых "гузиков" относится к характеристике чёрта,а в вост.р-нах Полесья такие клише обозначают как чертей,так и неких мифических существ "доброхожих":
"Черти-то панычи,одеты у зелёной одежде и у блискучых гузах";"Стоять черти-у шапках,и пуговицы блестять на них"
Пуговицы,с одной стороны, символизируют определенный тип чужеродной одежды-униформы (обмундирование солдата,лесничего, моряка,милиционера),а с др.-становятся такой неотъемлемой частью внешности черта,что даже если он описывается с рогами и хвостом,пуговицы остаются постоянной принадлежностью ("Чорт з хвостом и з блестяшчыми пуговицами").В восточнополесских поверьях наличие "блестящих пуговиц на одежде"-устойчивая характеристика "доброхожих".Это общий термин для обзначения почти любого миф.персонаха,наименование которого табуируется:к нему относят и домовика,и лесовика,и русалку,и души некрещенных детей,и ходячего покойника.
Однако варианты описательно-толковательных характеристик "доброхожих" (которые фиксируются в ходе беседы с информантами) отражают все-таки особый статус этих персонажей,отличающих их от обычной нечистой силы.О доброхожих говорят,что это "скрытыя людзи, цёмныя людзи,невидимцы,прывидзенья,з таго света людзи, богатыри,духи Бога,святыя".В брянских селах наряду с "доброхожие" используют термин "богатыри";их часто описывают как молодых статных мужчин-воинов,одетых в черное с блестящими пуговицами.В карпатоукраинской демонологии мотив "пуговиц на одежде" характерен для описания черта,лесовика,домового.Как ни странно,такие же формульные клише зафиксированы и в севернорусской мифологической прозе для практически неразличимых персонажей-леший и лесной черт: "Стоит!Шинель,во всем флотском.Пуговицы светятся.";"Высокий мужчина,одет в костюм с золотыми пуговицами"(Криничная).Подобный тип внешности характерен для севернорусского лешего для поздней мифологической традиции.Параллели к этому мотиву неожиданно обнаружились и в финно-угорской нижней мифологии:"В фондах Российского этнографического музея в Петербурге хранится деревянная "кукла" тверских карелов.Кукла была вырезана пастухом и прибита к дереву в лесу.На голове куклы-фуражка,а на туловище вырезаны пуговицы,как на мундире.Это изображение лесного хозяина,которого звали Нюбликяз-что переводится как "пуговичник" (Петрухин)
Л.Н.Виноградова
Отредактировано Lilith Dark (2017-01-11 19:12:14)