Крошка — малая частица чего-нибудь.
Остатки хлеба и другой пищи (особенно ритуальной, освященной), наделяемые сакральными и магическими свойствами. Крошки, будучи частью "целого", прежде всего хлеба, сохраняют его символику.
По признаку множественности крошки уподобляются семенам, зернам и наделяются семантикой плодовитости. Крошки воспринимаются как "последняя" субстанция вырастающего из земли хлеба: у сербов хозяин обращался со словами приветствия к только что испеченному рождественскому хлебу "чесница", прослеживая его путь от зерна в поле до крошек на столе ("а на столе раскрошилась"). Приобретая свойства "целого", его частицы не только сохраняют эти свойства, но и усиливают их, тем самым закрепляя свой статус самостоятельных магических объектов, поэтому крошки и др. остатки съестного в похоронной и календарной обрядности часто используются как пища для душ умерших, жертва стихиям, деревьям, демоническим существам.
Народные поверья
Бережное обращение с крошками хлеба продиктовано отношением к хлебу вообще. Бросать, топтать "дар Божий" считается большим грехом, поэтому крошки, упавшие со стола, тщательно собирают, целуют (в.слав., пол., словен.), стряхивают в огонь (бел., болг.), скармливают домашней птице, скоту (ю.слав.). По верованиям поляков, расточительной хозяйке после смерти суждено искать каждую утерянную ею крошку, и душа ее не будет знать покоя до тех пор, пока она не соберет все крошки. Словенцы полагают, что душа человека пребывает в муках столько лет, сколько крошек он растерял или растоптал.Небрежное обращение с крошками привлекает к людям дьявола, "вештиц", которые, торжествуя, собираются вокруг упавшего кусочка, разглядывают его и переговариваются, в то время как брошенная в огонь крошка мгновенно прогоняет всякую нечисть своим благословенным запахом, и ее используют вместо ладана (герцеговин.). Если человек наступит на крошку, она вскрикнет от боли (чеш., словен.), а человек от этого крика оглохнет на всю жизнь (словен.). По серб. и болг. поверьям человек, растоптавший крошки, будет плохо спать, кричать ночью, видеть во сне змей, ящериц и т. п. Поляки, черногорцы считают, что подобное обращение с крошками влечет за собой неурожай хлеба. У сербов предписывается сметать крошки со стола не руками, а рукавицей, иначе падет скот.
Продуцирующая магия
Ряд специальных действий с крошками призван благотворно влиять на урожай и плодовитость скота, домашней птицы и др. Словаки хранят и затем кладут в семена крошки от пасхальной или рождественской трапезы. В Пиринском крае крошки от пасхального хлеба и яичную скорлупу носят в поля и виноградники во второй Четверг после Пасхи, "чтобы больше плодоносили". В сев. Болгарии с этой целью разбрасывают по полю крошки каравая, испеченного в день св. Георгия (см. Юрьев день). В Черногории вечером в Сочельник хозяйка, передавая хозяину каравай, произносит: "Сколько крошек в хлебе, столько приплода у скота". Хозяин, откусив от хлеба три раза в трех местах, отвечает ей: "Сколько крошек, столько счастья и благополучия". В болг. жатвенных обрядах при плетении "бороды" в поле на нее высыпают крошки из сумок жнецов, что связано с семантикой множественности — плодородия — плодовитости. Ср. з.болг. поверье: кто во время еды роняет много крошек, тот будет иметь много детей.
Запреты
Отпавшая крошка символизирует "отделение", "удаление", уход или смерть кого-либо из семьи. По рус. примете, если крошки изо рта падают — к смерти. У сербов крошка, упавшая при преломлении рождественского хлеба или каравая, испеченного на семейный или родовой праздник Слава, предвещает смерть кого-либо в доме до конца следующего года. Украинцы Закарпатья полагают, что раскрошившаяся в печи ласка (кулич) предвещает смерть хозяина или хозяйки. Упавшая крошка или кусочек хлеба может быть и знаком того, что кто-то в семье голодает (хорв., рус.).Ряд запретов ронять крошки мотивирован опасением потерять скот, зерно: так, пинчуки за ужином в Новый год стараются не ронять крошки — в противном случае не будут водиться овцы. В укр. Закарпатье запрещалось ронять крошки или кусочки хлеба вблизи от находящегося в доме тела покойника, иначе хлеб и зерно "умрут". У болгар совершаются специальные действия с крошками, мукой, зерном, солью, чтобы сохранить "добро" умершего в доме: для этого их пересыпают через пальцы покойника и добавляют в корм скоту.
Поминальная обрядность
Крошки хлеба, как и остатки иных блюд, служат пищей для душ умерших, особенно в дни календарных праздников и поминок. Словаки и чехи откладывали крошки от рождественских блюд для умерших или оставляли их на столе, чтобы "душечки" могли чтонибудь для себя выбрать. Полесские поминальные блюда (канун, коливо, кутья, мед), предназначенные душам, готовились из хлеба, накрошенного в сладкую воду. Крошками хлеба, оставшимися после жнивных работ в поле или при первом выгоне скота, белорусы кормили птиц и муравьев, прося "птушечек" и "мурашечек" собрать "крошечки" и защитить посевы от вредителей, а скот от "воронов", волков и т. п. Кормление птиц крошками от трапезы в Сочельник или на Рождество известно в разных областях Сербии. Ср. представления о птицах и муравьях как душах умерших.
Апотропейные свойства
С целью задабривания или обезвреживания крошками хлеба приносилась жертва стихиям, совершалось ритуальное кормление демонов и других вредоносных "субъектов" (мышей, кротов, ворон и т. п.). В Тренчинской обл. Словакии на Рождество несколько крошек от каждого из выпеченных для праздника хлебов бросали в огонь, на ветер и в воду (в колодец). В чешских селах упавшие (или специально собранные) на Рождество крошки кидали в огонь, чтобы в течение года не было пожара. Очищая весной колодцы, девушки бросают туда крошки хлеба, чтобы вода была чистой и "здоровой". Поляки, набирая воду в лечебных целях или собирая целебные травы, сыплют крошки хлеба в ручей или под корни растений.В Тамбовской губ. перед началом лова рыбаки задабривали водяного, бросая ему в числе прочих продуктов и крошки хлеба. По з.слав, поверьям, чтобы избавиться от демона, следует высыпать на него крошки хлеба. В с.вост. Болгарии роженице под подушку клали крошки, защищая ее от вредоносных духов лахуси, а чтобы в дом не проникли [зло и горе-злосчастье], крошки оставляли под порогом.В окр. Хотеборжа и других чеш. областях, предотвращая потери зерна от мышей, на Рождество в амбаре бросали крошки хлеба со словами: "Ешьте, мыши, крошки, а не зерно".
Магия и целительство
Употребление крошек в магических и лечебных целях во многом обусловлено аналогичными свойствами хлеба и обрядовой пищи; крошкам как их последней субстанции отдается особое предпочтение в магии и целительстве. Сербы полагали, что человек, принесший в церковь утром на Рождество крошки от вечерней трапезы в Сочельник, узнает всех "вештиц". По поверьям чехов из Скутеча, во время пасхальной всенощной службы можно увидеть клады, а чтобы они не сгорели, достаточно бросить в пламя крошки хлеба. У словаков предписывалось подкуривать купленый улей найденными под ним крошками. В Моравии крошки хлеба использовались при приготовлении "магической воды", служащей для нанесения порчи или лечения.В народном целительстве нередко использовали крошки "из сумки нищего" (бел., пол., укр.). По старому бел. рецепту лихорадку лечили тремя измельченными зернами из-под куста полыни, смешанными с крошками из торбы нищего. В брестском Полесье воду из трех колодцев смешивали с крошками из двенадцати одежек или из сумки нищего, после чего давали корове, чтобы у нее появилось молоко. В народной медицине использовались также крошки от трапезы в Сочельник, Рождество, в день св. Стефана. Так, в зап. Болгарии крошками от сырого теста для выпекаемого в Сочельник хлеба подкуривалн человека при глазных болезнях. В Сербии и Болгарии крошки от рождественских блюд кормили скот, чтобы он был здоровым. Чехи закапывали в саду крошки от рождественского ужина: на этом месте, по их мнению, должна была вырасти пижма — лекарственное растение. Поляки полагали, что крошки хлеба или белой булки, выпавшие при еде изо рта, избавляют от бородавок, если обвести ими вокруг наростов.