Прежде всего, оговоримся, что под медиумом в настоящей статье мы вслед за японцами будем понимать и тех, кто общается с ками, и тех, кто говорит с духами усопших, и даже в некоторых случаях тех, кто вступает в контакт со зловредными сущностями. Для тех, кто общается с потусторонним, в японском языке существует целый ряд наименований, наиболее распространённым из которых следует считать, пожалуй, мико (так же называют служительниц синтоистских храмов, однако эти явления не тождественны).
Следующее общее замечание: как правило, медиумами в Японии с давних времён становятся женщины. Мужчины (в большинстве случаев ямабуси) также могут общаться с потусторонними сущностями, особенно с ками, однако чаще они выступают в роли экзорцистов, магов, ведущих «спиритических сеансов» и уж точно не избирают медиумизм как таковой своей профессией.
В мистико-магической и религиозной традиции Японии можно обнаружить черты древнего культа царицы-медиума. Его свидетельства дошли до нас в первую очередь в форме легенды корейского происхождения. В ней царица жила отшельницей в неприступном дворце, из мужчин допуская к себе лишь родного брата, и правила страной посредством мудрого применения своих медиумических и магических способностей. Много веков спустя некоторые женщины-медиумы (в основном наделённые даром от рождения) также принимали обет безбрачия; кроме того, традиционное облачение и инвентарь медиума, которые до сих пор можно увидеть на деревенских праздниках, включает в себя множество древних шаманских элементов (например, музыкальные инструменты или их символы).
Как бы то ни было, в большинстве случаев медиумизм – своего рода ремесло, и довольно почётное. Ему обучаются, как и любому другому; в старые времена медиумы даже «подтверждали свой статус» (фактически профессиональную пригодность) в определённом храме – однако до наших дней эта традиция не дожила из-за довольно суровых условий подтверждения. В ученики медиумам обычно отдавали слепых девочек, для которых это была наиболее завидная судьба. Обучение начиналось обыкновенно до первой менструации, то есть в возрасте девяти-десяти лет. Сначала девочки выполняли функции прислуги в доме наставницы, параллельно заучивая наизусть множество текстов. Собственно, и ранее, и в наши дни настоящая трансовая одержимость медиума – явление редкое. Чаще всего они вещают именно приличествующие случаю тексты, играя роль скорее психолога и советчика. Как бы то ни было, за периодом ученичества следовала жестокая инициация. На протяжении установленного времени девочки подвергались суровым испытаниям: держали строгий пост, день за днём выполняли многократные обливания ледяной водой (следует учитывать, что процесс, как правило, происходил в самые лютые дни зимы), читали сутры, а за несколько дней до инициации их лишали сна. В назначенный день и час будущих медиумов помещали в тёмную, окуренную благовониями комнату, где они в ходе очередного чтения сутр теряли сознание или как минимум погружались в глубокий сон. В забытьи им являлся ками или буддийский святой, заключавший с девочкой своего рода мистический брак и таким образом становившийся её покровителем. Пробуждалась новоиспечённая медиум облачённой в свадебные одежды, на пышном пиру, который отмечал её «брак» и инициацию. Впрочем, медиумы не обязаны блюсти целибат: постоянный доход помогал мириться даже со слепотой, и такие женщины считались довольно завидными невестами.
После инициации медиум получает также причитающиеся инструменты довольно устрашающего вида. Например, в их числе – длинные чётки из костей и черепов животных, роднящие мико с шаманами многих других культур.
Упомянув о шаманах, следует сказать, что имели (и имеют) место случаи спонтанного, без учёбы, проявления медиумических способностей (условно говоря, «настоящих»). Собственно, предшествуют им, как правило, симптомы так называемой шаманки (ломота в костях, светобоязнь, временное помутнение рассудка и т.д.). Считается, что так выражается божественное присутствие. Способности чаще проявляются у подростков, но могут проявиться и у взрослого. Шаманку не следует путать с одержимостью зловредным духом (впрочем, обычно спутать их нелегко).
Мико обыкновенно работают в одиночку. Они могут как приходить в дом клиента, так и принимать клиентов у себя. На дом мико приглашают для общения с духами умерших. Сеанс может занимать целый день (точнее, ночь), потому оплата нередко почасовая. Интересный феномен сосуществования медиумов – деревни мико, из которых они отправлялись в долгий обход окрестных земель, предлагая свои услуги, а также регулярные слёты медиумов, на которых их услугами могут воспользоваться те, у кого по месту жительства нет мико в относительной доступности.
Многие ритуалы предполагают парную работу ямабуси и медиума, экзорциста и медиума. В последнем случае медиум пассивен и служит лишь сосудом, на время сеанса или навсегда принимающим в себя зловредную сущность из клиента. Также медиумы необходимы в таких деревенских обрядах, как ежегодное вопрошение богов об урожае. Тогда в качестве медиума нередко выступает и мужчина – если он призван богами или такова традиция деревни, и даже кто-то из приглашённых ямабуси, исполняющих в обряде активную роль.
Взято из сети