Шаманские практики коренного населения Казахстана опираются на систему верований, представляющую собой уникальное переплетение Ислама с более древними языческими культами.
Шаманы в Казахстане называются "баксы". Основным направлением деятельности баксы является лечение и целительство. Баксы изгоняют из людей нечистых духов - чаще всего эти духи именуются "джиннами", что сродне русскому понятию "бесы". Также они лечат различные болезни, не всегда вызванные именно духом - другими словами, не вызванные магическим негативом. Кроме того, многие баксы занимаются прорицанием - т.е. гаданием.
Ниже я хочу привести интересные на мой взгляд цитаты из книги казахстанского этнографа Р. М. Мустафиной "Представления, культы, обряды у казахов". Скачать книгу в PDF формате можно здесь: http://elib.nklibrary.kz/catalog/1012
Данные отрывки посвящены демонологическим представлениям, бытующим как в простонародье, так и непосредственно среди самих шаманов - баксы. Наиболее общим и распространенным понятием является "джинн" - аналог понятия "бес". Джинн, как и бес, всегда подразумевает негативного духа, сущность, причиняющую людям вред и вызывающую одержимость и болезни.
Предводителем всех джиннов считается Шайтан (рус. Сатана, Дьявол).
Следующие два отрывка посвящены другому демонологическому персонажу: албасты. Признаться, я сама встречала это слово в речи казахов исключительно как ругательное выражение в отношении другого человека. Значение в простонародной речи схоже "черт" или "чертовка".
Другой персонаж казахской демонологии - пери. Это слово персидского происхождения, у казахов употребляемое со значением "дух". Здесь уже нет столь однозначно негативного оттенка, как в случае с джиннами. Пери могут быть и хорошими. Часть духов - помощников шамана (баксы) - это именно пери. Также этим термином могут обозначаться различные природные духи.
Еще одна категория нечисти - это дэвы. С казахского языка это слово переводится как "большой". Очевидно, это понятие, наравне с пери, пришло из Персии.
В следующих двух отрывках речь пойдет о наиболее, на мой взгляд, интересном явлении казахской демонологии: об аруахах. Аруах, в отличие от джинна, шайтана, пери или дэва является духом, переродившимся из умершего. То есть можно сказать, что аруахи имеют человеческую природу происхождения. В этом они мне отчаянно напоминают Эшу Кимбанды.
В данное время в Казахстане, особенно в его южной части, изобилующей "святыми местами", распространены определенного рода паломнические поездки. Группы паломников возят по мавзолеям (усыпальницам) и мазарам (захоронениям), прослывшим как чудотворные.
По прибытию на место читаются молитвы, небольшие отрывки из Корана и паломники получают "бата". Бата - это благословение / наставление от аруахов. Делается это посредством "видящего" человека, руководящего паломнической поездкой. Я пыталась добиться от некоторых знакомых, совершивших подобное паломничество, от каких таких аруахов они получали бата. Все, что они могли ответить: "Аруахи - это святые и мудрые духи предков, которые нам помогают".
А само слово аруах арабского происхождения. Это множественное число слова "рух". Рух означает "душа, дух". Аруахи - это души.