Демонологический образ Жалмауыз Кемпир (Баба Яга) и ритуальное убийство стариков
Хочу поделиться интересной на мой взгляд этнографической статьей. Речь идет о происхождении образа Жалмауыз Кемпир в демонологии тюркских народов, в частности (но не только) у казахов и киргизов. Жалмауыз Кемпир означает "Прожорливая Старуха", и по своим характеристикам этот персонаж напоминает славянскую Бабу Ягу.
В статье приводится одна из теорий возникновения данного образа. Вкратце, у народов Центральной Азии существовало поверье, согласно которому старики, перешедшие определенный возрастной рубеж, считались опасными для окружающих, особенно для своих потомков. Поэтому их различными способами ритуально умерщвляли.
Статья описывает представления, связанные с опасностью, исходящей от стариков, способы их ритуального умерщвления и поверья, согласно которым старики по прошествии времени превращались в демонических существ.
Статью привожу с сокращениями. Полную версию можно прочесть тут: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-157-2/978-5-88431-157-2_104.pdf
Жалмауыз Кемпир в представлении народов Центральной Азии обычно олицетворяет злое начало. Это людоедка, похитительница детей. Это демоническое существо, старуха в лохмотьях, которая живет в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосет у них из колена кровь; когда жертва ослабевает, демон ее съедает.
Важным элементом этого персонажа является так же его старость и проживание в отдаленной местности. Это, пожалуй, самый важный элемент, требующий специального рассмотрения в контексте отношения к старческому возрасту у народов Центральной Азии в целом.
Возраст, маркирующий наступление старости в монгольских народов определялся 60-ю годами. Эта возрастная группа
представляла собой социальную память коллектива, аккумулировала в себе опыт и знания. Сам возраст налагал на стариков печать «сакральности», на них налагалась обязанность исполнения религиозных церемоний в бытовых обрядах жизненного и природного циклов.
Однако возраст 70 лет в ряде случаев считается уже критическим. Человек, достигший этого возраста, считается способным нанести вред своим потомкам. По этому поводу у монголов существует половица «зловещий старик тот, который увидит своих правнуков».
Как полагают, такой человек «живет за счет других». К этому же возрасту относится обычай прижизненных поминок, который распространен у некоторых народов Средней Азии и который, по всей вероятности, связан с подобными представлениями о вредоносности стариков, достигших определенного возраста. По-видимому, обычай прижизненных поминок является смягченным вариантом центральноазиатского обычая убийства стариков.
К 70-летнему возрасту обычно относится известный центрально-азиатский обычай убийство стариков путем их ритуального закармливания (монг. ухэ унгулхэ), относящийся как к древности и средневековью, так и к XIX, а иногда и к нач. XX вв.
Когда человек достигал семидесятилетнего возраста, устраивали пир, на котором собирались знакомые и родные. Эти последние угощали старика или старуху у себя дома со всевозможным почетом. Затем его заставляли проглотить
кусок жиру, вырезанный в виде ленты, тем самым, создавая пробку, которая душила старика.
Совершалось это потому, что считалось, что если он доживет до 80 лет, то его потомство перестанем умножаться, то есть он живет уже за счет последующих поколений.
Одновременно в фольклоре Центральной Азии присутствовали общеевразийские мотивы, описывающие древний обычай, согласно которому в древности выросшие дети увозили стариков в пустынные места, где те должны были умереть в одиночестве, и причина, по которой от этого обычая отказались.
Причина эта обычно заключается в том, что старик дает полезный совет, который спасает род или государство в сложной ситуации.
Подобный персонаж «прожорливая старуха» существует и в китайской культуре. Здесь он называется цю-гу или чу-гу — старуха, у которой снова выросли зубы и которая ест детей.
Китайские древние и средневековые источники описывают эти поверья у народов Юго-Западного Китая следующим образом:
«Когда старые Цонсцы с горы Мэнь шань долго не умирают, то у них вырастает хвост. Они едят людей, не признавая в этом детей. Любят горы, боятся домов; крепки на бег, как звери. Туземцы называют их Цюх у (осенние лисицы).»
«Люди обычно живут 180-190 лет. С достигшими же 200 лет дети и внуки не смеют жить вместе, поэтому выносят в глубокую долину, в большое ущелье и оставляют провианта на 4 или 5 лет. Эти престарелые мало-помалу начинают не обращать внимания на человеческие дела, а только знают есть и лежать.
По всему телу у них вырастают густые зеленые волосы, похожие на мох. На заднице вдруг образуется хвост, и, если пройдет много времени, то он становится длиннее тела. Тогда у них появляются красные волосы, золотой сок, крючковатые зубы, острые когти.
Они перелезают через отвесные скалы и направляются взад и вперед, как будто бы летели; схватывая тигров, барсов, кабарг и оленей, они добывают себе пищу. Слоны также боятся их. Туземцы называют их «Лупяо» - зеленые тыквенки».