Демонический дух - убыр
В ходе полевой работы нами зафиксированы следующие номинации персонажа: убыр, убырлы (с убыром), убырлы карчык (старуха с убыром), убырлы кешелəр (люди с убыром).Татары различают два типа данного персонажа.
По сведениям информантов, убыр- это демоническая душа,вселившаяся в человека при его жизни, или самостоятельно существующая, блуждающая по ночам,выходя через дыру в могиле. Исходя из этого,в представлении татар различают убыр живого человека и мертвого (теренеке, үленеке), в зависимости от того, как дифференцируются признаки и действия данного персонажа.
Первый тип, к которому относится человек-«двоедушник», представляетсобой в большинстве случаев одиночное женское существо различных возрастов с присущими ей телесными аномалиями в виде дыры в подмышке или на голове с левой стороны.На исследуемой территории достаточно полно разработан мотив оборотничества убыр, способного принимать облик черной кошки,овцы,гуся и свиньи, в случае принадлежности живому человеку.
Часто записываются былички о том,как некто обнаруживает черную кошку или другое животное на улице или в хлеву и калечит его,а утром односельчане распознают по характерному увечью человека, в которого вселился убыр.Убыр появляется только в ночное время, может повстречаться на улице, а также залететь в дом через печную трубу.
При этом тело человека-двоедушника спокойно лежит у себя дома,поэтому и члены семьи иной раз не догадываются,что рядом с ними проживает такое существо. Характерными для первого типа считаются вредоносные функции (наводить порчу, преследовать человека, пугать, высасывать жизненную силу).
Большая группа быличек строится на основе таких мотивов: убыр живого человека нападает на мужчину, пытаясь забрать его мужскую силу; крадет плод из чрева матери,а также теленка у стельной коровы, чтобы затем высосать из них
жизнь и закопать; вылетает из печной трубы и летает по ночам, насылая порчу.
В исследуемой традиции широко распространены защитные меры, принимаемые при встрече с убыр. Знающие люди (телен белгəн кешелəр) предлагают при встрече с убыр разделить двойную ветку рябины (куш милəш), после чего это существо превращается в человека и умоляет никому не говорить о нем.
Широкое распространение имеет обычай определения пребывания убыр в доме.Для этого поднимаются на крышу и дуют в печную трубу.Если убыр залетел в дом, то из трубы сыплются куски кирпича или песок.После этого в печь закидывают соль, для того, чтобы на лице убыр появились дырочки,по которым можно будет распознать человека-двоедушника наутро.
Второй тип представляет собой самостоятельную демоническую душу, которая блуждает по ночам и предстает перед человеком в виде стога сена, огненного шара или скопления огоньков. Вредоносная функция убыр в этом случае
характеризуется проявлением следующих действий: нападение на человека, который после этого заболевает, превращается в убыр или блуждает, потеряв дорогу; вселение демонического персонажа или в слишком чистоплотного,или слишком неряшливого человека.
От убыра-души, которая вылетает через дыру в могиле, может защитить собака. Вместе с тем, в записях последних лет, сделанных на территории Предволжья, удалось найти тексты, описывающие способность убыр второго типа заглатывать облака, тем самым вызывая засуху.
Анализ опубликованных на сегодняшний день источников и научных работ показал,что, действительно, подобное действие закреплялось за данным персонажем, однако причина возникновения мотива не объяснялась.
В традиционной обрядности казанских татар одной из причин возникновения засухи считается захоронение самоубийц и пьяниц на общих кладбищах.В случае нарушения данного запрета и отсутствия дождя могилы этой категории покойников заливались 40 или 41 ведром воды через имеющееся в них отверстие.
Однако в данном случае следует различать две категории умерших не своей смертью (үз үлеме белəн үлмəгəн кешелəр): умерших по своей воле и умерших насильственной смертью. В случае, если на месте смерти человека пролилась кровь, то там образуется особый мифологический персонаж өрəк, которогоможно встретить в местах кровопролитных войн, убийств, аварий и т.п.
Персонажи, которые сами избрали смерть или не дорожили отведенной им жизнью,становятся причиной возникновения засухи, но никак не персонифицируются в народных представлениях, и сценарий их действий остается неясен.
Возможно,возникновение убыра связано с грешными душами самоубийц и пьяниц,т.к. анализ ипостасей персонажа показал, что он представляет собой демоническую душу, которая может вселяться в человека, а также может существовать самостоятельно. Однако данная гипотеза требует дальнейших исследований на более обширном сравнительном материале.
Л.Х. Давлетшина