Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Объявление


18+ Форум Черная Магия несет информационно-познавательный характер в области эзотерики, оккультизма и магии и не является пропагандистским. На нашем форуме на постоянной основе действует школа деревенского колдовства, курсы по изучению различных магических техник и проводятся постоянные семинары на разную тематику.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ВЕщицы

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В Пермском Прикамье и на сопредельных территориях широко распространены рассказы о колдуньях-вещицах. Исследуемый МП обладает особыми номинациями («вещица», «векшица» и др.), с ним связан определенный комплекс сюжетов и мотивов.Материалом статьи послужили полевые данные,записанные в ходе экспедиций пермскими этнографами, фольклористами и диалектологами, частично эти данные были опубликованы [Былички 1991; Куединские былички2004].
Вещица соединяет в себе черты реального человека и демона,и хотя по своим характеристикам вещица достаточно близка к ведьме и колдунье,она имеет довольно ограниченный спектр функций.
Основной способностью вещицы является оборотничество.Доминантными являются облик птицы (чаще сороки, реже воробья, вороны, гуся),в этом образевещица отправляется для осуществления вредоносных действий,и облик животного (чаще свиньи, реже барана, волка, козла, кошки и пр.),в котором преследует людей, особенно молодых мужчин.Приведем пример:
"Идёт она [мама] через речку по мосту,а на поручнях две сороки сидят.Она прошла мимо,а сороки за ней летят.Она идёт,они за ней летят.Она за ограду зашла и Воскресную молитву начала читать.Сороки за ограду не смогли залететь.Это векшицы были.Векшица у женщины ребёночка,а у коровы телёночка достаёт,если не окрестить молитвой загон или ограду,а вместо ребёночка веник засовывает" (Чайковский р-н, Пермский край) [АЭМ Ф. Чайковский, № 2001].
В Удмуртии,наряду со свиньей, преследующей человека,появляются гусь, гусиха,основным отличием этого локального мотива является то,что гусь гонится не за мужчинами,как свинья,а за женщинами.Кроме того,вещица может принимать облик неодушевленных предметов,она может «катиться» за преследуемым ею человеком в виде колеса, клубка,лукошка,мячика,обруча и т.п.: "Векшицы были.И в трубу вылетит,и клубком делается.Клубок бежит,бежит, наперёд нас катился" (Куединский р-н, Пермский край) [АЭМ Ф. Куеда, № 1995]. Для всех этих различных обличий вещицы
остается неизменной способность к быстрому перемещению в пространстве:
вещица бежит,летит,катится,стремится,т.е. преследует человека с целью нанести вред. При перемещении по воздуху вещица может сохранять человеческий облик.Чаще всего для обретения этой способности вещица использует краску,лекарство,летучую мазь, мазево,масло,мед,сажу. Специфической функцией вещицы является причинение вреда репродуктивному здоровью человека и животных: она вынимает плод из чрева беременной женщины или самки животного, заменяя его при этом каким-либо бытовым
предметом: веником, головешкой, мочалом, мылом и пр.;съедая похищенных младенцев, отрывает или повреждает половые органы мужчин.Способность отбирать молоко у коров,насылать болезни на людей и животных роднит вещицу с ведьмой,однако эти функции вещицы в текстах Предуралья представлены намного реже.Внешний облик вещицы не акцентируется,вещица выглядит «как человек».В текстах рассказов вещица часто обозначается при помощи слов, называющих женщин по возрасту, терминов родства (баба, женщина, свекровка); чаще всего это старая женщина,что роднит этот персонаж с южнославянской вештицей
[Виноградова 2000: 238]. Изредка в текстах встречаются упоминания о ее физических аномалиях,что является общим свойством всех демонологических персонажей. Мужского параллельного образа для вещицы нет.Вещица не обнаруживает связи ни с праздниками,ни с какими-либо периодами календаря,активизируясь ночью, обычно в полночь,реже вечером.Среди названий персонажа преобладают термины, в которых возможно выделить корни вещ-, векш-,векош-,вешт-.Более распространенная и исходная для наименования данного персонажа номинация вещица (ср. южнослав. персонаж со сходными функциями вештица),соотносимая с глаголом ведать и его дериватом вещий, является основой для появления сначала термина векшица,а в дальнейшем, в результате контаминации,появляются термины векша,векошка,уменьш.-ласк. к векша. Слова с корнями вещ-, векш-, векош-, вешт-, употребляются только для обозначения МП с указаннымисвойствами и функциями,в то время как другие термины могут обозначать женских персонажей с иным набором свойств и функций,но с четкой вредоносной направленностью действий (ведьма, колдунья и пр.). Вещица является реальным человеком,живущим среди людей,поэтому в текстах подробно описываются приемы,при помощи которых можно распознать ее среди односельчан, и способы защиты от нее.Т.к вещица покидает дом и попадает в него через трубу, чтобы ее опознать,необходимо поскрести в
трубе.Помимо этого,используются также способы,типичные для распознавания ведьм, колдунов (вещицу необходимо ударить либо липовой палкой,либо рукой наотмашь или нанести ей какие-либо др. увечья,по которым ее можно будет потом узнать).Со способами определения вещиц связаны и приемы защиты от них.Широко используются «универсальные» апотропеи: "Пояс надевали,крестик, и молитву читали" (Чайковский р-н, Пермский край) [АЭМ Ф. Чайковский, № 2001]. Т.к. вещицы особенно опасны для женщин во время беременности,в мифологических рассказах описываются разработанные для этого «пограничного» состояния способы защиты. Материалы позволяют определить ареал бытования как представлений о вещицах, так и текстов с наиболее распространенными сюжетами –они локализуются в юго-западных районах Пермского края и юго-восточных районах Республики Удмуртия,северо-восточных р-х Республики Башкортостан, северо-западных районах Республики Татарстан.Если в административном отношении эта территория разделена между разными субъектами,географически она представляет единый район в среднем течении р.Камы,русское население этого р-на имеет общие особенности формирования. Как отмечают исследователи, «Сарапул стал местом, где сошлись две волны русской колонизации – с низовьев и верховьев Камы.Если в ХVI в. Среднее Прикамье заселялось преимущественно выходцами с Перми и Вятки,то в XVI в. основную массу составили переселенцы из «поморских» русских городов Устюга,Вологды,Каргополья, Холмогор и т.д. [Шепталин 2007: 96, 105]. По всей видимости,комплекспредставлений о вещицах возник в этом районе на общеславянской основе,былички о вещице записаны во многих регионах России,но преимущественно вПоволжье и на Урале,в Зап.и Восточной Сибири [Мифологические рассказы 2015: 834]. Возможно, нахождение русского населения этой территории в тесном взаимодействии с иноэтническим населением лишь актуализировало эту
тематику

Ю.А. Шкураток, И.И. Русинова, А.В. Черных

+3

2

Не знаю, что там у них в Пермском крае творилось, а вот свои истории из детства помню отлично. В моем детстве уже были только пересказы, а последние события датировались юностью моей мамы, т.е. это послевоенные годы. Обожала я эти истории слушать и страшно было и интересно. Корни мои из Тамбовской области. Говаривали были в деревне ведьмы, которые умели оборачиваться то кошкой, то свиньей. До прочтения статьи особых мыслей на эту тему не было, да и забылось уже, но действительно, всегда описывалось появление в сумерки, т.е. после заката и именно в то время, когда молодежь собиралась на посиделки на "выгоне" на окраине деревни. Неожиданно и ниоткуда появлялась свинья, местные конечно эти страшилки знали и рассказывали, что свинку почти поймали и отрезали ей ухо. А на утро появилась соседская бабуля с окровавленным платком в том же месте. И таких историй не одна. Не думаю, что дым бывает без огня.

+1