Давайте возьмём с полки книжку русских народных сказок и откроем оглавление. Вот, к примеру, «Лиса и Волк». А вот «Заяц и Медведь». А вот – «Конь, Козёл и Бык». А теперь внимание, вопрос. Может ли русская народная сказка называться «Тигр и Шакал»? Или «Зебра и Попугай»?

– Нет, – скажете вы. – Потому что в России не водятся ни тигры, ни шакалы, ни попугаи, ни зебры.

Прекрасный ответ! Именно так и есть – в народных сказках каждой страны описываются те звери и птицы, которые живут рядом с людьми. Именно поэтому русские люди складывали сказки о волках и медведях, индейцы Южной Америки – об опоссумах и ягуарах, а аборигены Австралии – о кенгуру и утконосах.

Однако есть в русских сказках одно животное, с которым всё не так просто... Продолжим читать оглавление нашей книжки. Смотрите, вот сказка «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». А вот сказка «Илья Муромец и Змей». А вот сказка «Про умного Солдата и глупого Змея».

Кто такой змей?

– Глупый вопрос! – скажете вы. – Это просто дракон!

Тогда возникает другой вопрос, ещё более «глупый». А откуда в России драконы?

Когда учёных спрашивают о том, какие реальные животные стали основой для сказочных драконов, они обычно называют крупных пресмыкающихся – например, крокодила или варана. Скажем, гигантский австралийский варан мегалания (представьте себе хищную ящерицу длиной в 7 метров) вымер уже в историческое время, и австралийские аборигены до сих пор рассказывают истории о встрече с этим монстром на охоте. Многие криптозоологи даже считают, что мегалания ещё не вымерла, и редко, но встречается в непроходимых джунглях острова Новая Гвинея.

Что же это получается? Греческие мифы или китайские легенды о драконах мы с этой точки зрения объяснить вполне можем. Греция расположена не так уж и далеко от Египта, и древним грекам нильские крокодилы были прекрасно известны (кстати, само слово «крокодил» – греческое, и означает «каменный ящер» или «каменный червь»). В Китае крокодилы тоже водятся. Австралийские сказки о драконах также легко находят свое объяснение – мы только что вспоминали мегаланию.

Но откуда драконы могли появиться в русских сказках? И ведь не только в сказках...

В 30-е годы двадцатого века археологи начали раскопки в Новгороде Великом – древнем русском городе на озере Ильмень. Бережно, слой за слоем, снимали учёные слои почвы и делали удивительные находки. Новгородская земля содержит очень много воды, что не даёт развиваться гнилостным бактериям, поэтому в такой земле прекрасно сохраняются и не гниют дерево, кожа, ткани. И вот в слоях, относящихся к десятому–одиннадцатому векам, было найдено множество деревянных ковшей, ручки которых были украшены самыми настоящими драконьими головами!

Дальнейшие исследования показали, что до принятия христианства северные славяне поклонялись наряду с другими языческими богами чудовищному Ящеру – владыке вод, хозяину рыбных богатств. Головой Ящера украшались не только ковши, но и музыкальные инструменты, и даже здания. А в самые древние времена Ящеру даже приносили человеческие жертвы – раз в году из красивых молодых девушек выбирали «ящерову невесту», наряжали, сажали её в лодку, нагружали лодку подарками – и затем топили, пытаясь тем самым умилостивить «озёрного хозяина».

Было это в такие далёкие времена, когда славяне ещё не имели письменности, и никаких записей до нас не дошло. Однако в памяти поколений «выбор невесты Ящера» сохранился, превратившись в конце концов в детскую хороводную игру «Сиди Яша»:

Сиди, сиди, Яша, в ореховом кусте,
Грызи, грызи, Яша, ореховы ядра!
Приходила к Яше белая девица
Яша ли, Яша, думал ли жениться?
Выбирай невесту из любых любую,
И ту молодую!

За тысячу с лишним лет «Ящер» превратился в «Яшу», а жестокий языческий ритуал – в детскую игру.

Вот тут-то учёные поняли, что перед ними самая настоящая криптозоологическая загадка, и начали искать следы «ящера» уже осознанно. Каково же было их удивление, когда они нашли и прочитали в древних летописях вот такое:

"Был новгородский князь по имени Словен, от которого называются славяне. Старший сын его, Волхов, был злым чародеем и волшебником, и умел превращаться в лютого зверя крокодила, и скрывался в реке Волхове. И тех, кто не поклонялся ему, он пожирал, а других топил".

Крокодил?! В Новгороде?! В Волхове?!

"Пришло же христианское истинное слово. Убит был злой волшебник, и закопали его, и насыпали над ним высокий курган. Но на третий день просела земля и пожрала мерзкое тело крокодилово на дно адово".

А вот отрывок из «Записок о России» англичанина Горсея (этот дипломат и купец жил в России с 1573 по 1591 год, хорошо знал нашу страну и даже был доверенным лицом Бориса Годунова):

"Когда мы переехали через реку, на берегу ее лежал ядовитый мертвый крокодило-змей. Мои люди пронзили его копьями. При этом распространился такой ужасный запах, что я отравился и долго был болен".

Обратите внимание, англичанин здесь пишет не просто «крокодил» или «змея», а употребляет слово «крокодило-змей» (crocodile-serpent).

А вот что пишет австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, который ездил в Россию в 1517 и 1526 годах:

"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых живут страшные существа, которые называются гивоиты. В определенные дни люди очищают свой дом, ставят для этих существ еду и поклоняются им. На того, кто плохо накормит божество-змею, обрушатся беды и несчастья".

Ну, с загадочными «гивоитами» всё очень просто: по-литовски слово «gyvate” означает «змея». Но автор явно имеет в виду не обычных змей – иначе он просто так и написал бы: «змея». Но нет, «страшные существа гивоиты».

А самое потрясающее свидетельство было обнаружено в Псковской летописи под 1582 годом:

"В том же году вышли лютые звери крокодилы из реки, и не давали прохода; людей много съели, и люди были в страхе и молились Богу по всей земле".

Смотрите, как интересно! След загадочного северорусского ящера (дракона, крокодила, змея) отыскался и в народных сказках, и в песнях, и в декоративно-прикладном искусстве, а теперь – и в летописях... Получается, что крокодил (он же змей, он же ящер) был не сказочный, а вполне себе реальный!

А вот еще один прелюбопытнейший документ, уже времён царствования Петра I:

"4 июня 1719 года случилась сильная буря, смерч и град. И упал с неба змей, ударенный молнией, и запах от него был отвратительный... Монстр этот имел короткие лапы и пасть, полную острых зубов".

Снова обратите внимание – змей, но с лапами! И воняет так же, как «крокодило-змей» англичанина Горсея...

Итак, соберём все наши догадки в единое целое и составим, как говорят в детективных книжках, «портрет подозреваемого».

1. Это загадочное животное обитало в реках и болотах современных Литвы, Белоруссии и северной России
2. Больше всего это животное напоминало чёрную змею с лапами
3. Животное это было крупное, могло напасть на человека (и даже съесть!)
4. В пасти животного было множество острых зубов
5. От животного исходил отвратительный запах

Но вот вопрос – а мог ли это быть настоящий крокодил? Или варан? Современные зоологи дружно отвечают «нет». И вот почему. Крокодилы и вараны – существа очень теплолюбивые. Современные руководства по разведению крокодилов дают нам следующие цифры: днём температура в террариуме должна быть около +30 градусов, ночью – около +25. Когда в 2010 году американский штат Флорида накрыли «страшные морозы» в +2 градуса, местным жителям пришлось спасать крокодилов (а также питонов и других тропических животных) от неминуемой гибели.

Климат Великого Новгорода или Пскова для крокодилов чрезмерно суров. Средняя температура самого жаркого месяца – июля – там не превышает +18 градусов. А уж зимой могут и сорокаградусные морозы ударить, о каких крокодилах или варанах тут может идти речь? Бедолаги попросту вымерзнут. Так что ответ отрицательный.

Есть и другое соображение: кожа крокодилов и варанов (да и змей тоже) твердая и сухая. У пресмыкающихся вообще очень плохо развиты кожные железы, поэтому рептилии, образно говоря, «не пахнут». А у нашего ящера очевидцы отмечают сильный и очень неприятный запах.

Но если ящер – это не пресмыкающееся, не рептилия, тогда что же он такое?

Более древние родственники рептилий – амфибии, или земноводные (например, известные всем лягушки и тритоны). Однако амфибии могут достигать и очень крупных размеров – например, китайская исполинская саламандра Andrias Davidianus вырастает в длину почти до двух метров и может быть опасна для человека. Причем живет она (в отличие от крокодилов) именно в холодной воде! Чуть меньше размерами японская исполинская саламандра Andrias Japonicus – «всего лишь» полтора метра в длину.... А ископаемые шестиметровые амфибии – кулазухусы – в меловом периоде жили даже в Антарктиде, на южном полюсе. По размерам и образу жизни кулазухус был очень похож на крокодила, но при этом был прекрасно приспособлен к низким температурам. Наконец, кожа амфибий тонкая, влажная и содержит большое количество желез – поэтому они могут пахнуть очень и очень неприятно; кожа амфибий может быть даже ядовитой – как у некоторых жаб и тропических лягушек. Помните англичанина Горсея, который заболел от одного лишь запаха?

Последние свидетельства очевидцев о ящерах Белоруссии и северной России относятся приблизительно к концу 19-го века. Что это были за удивительные животные? Современные гигантские саламандры или ископаемые кулазухусы? Вымерли ли они окончательно – или просто скрылись от людей в непроходимых болотах? Многие криптозоологи полагают, что срок в 100 лет для вымирания вида слишком мал, и поэтому не теряют надежды однажды поймать или хотя бы увидеть живого «новгородского ящера» или «псковского крокодила»...

http://lychik-school.ru/arkhiv-nomerov