Привет.
По случаю написал статью на эту тему - делюсь:)
Библейский бог – а была ли любовь?
Одной из главных проблем монотеистических религий в общем и христианства в частности, безусловно является проблема наличия зла в мире, который создал и которым управляет добрый и любящий бог. Есть даже специальный термин – «теодицея», обозначающий совокупность доктрин, оправдывающих доброго и любящего бога при объективном наличии зла в мире. Спросите верующего любой христианской конфессии «кто есть бог?», и с вероятностью 99,9% вы услышите в ответ цитату из первого послания Иоанна «…бог есть любовь…» (1Ин.4:7-21). На вопрос же о причинах существования зла в мире, в котором бог есть любовь, вы услышите скорее всего разные ответы. Кто-то вам скажет, что бог добр и благ, но власть в этом мире он передал сатане, который и является источником всех бед и страданий. Другой заявит, что бог добр и благ, но зло творит сам человек по причине жестокосердия своего и грешной природы, а бог это зло попускает, чтобы не нарушать данную им же свободную волю. Третья и скорее всего наименьшая часть верующих, скажет, что бог добр и благ по определению, но он же и творит зло, т.к. является источником всего происходящего на земле. Как вы заметили, все эти ответы объединяет одно – безусловная вера в любовь, доброту и благость библейского бога, в его высшую мораль, являющуюся эталоном. В некоторых конфессиях даже пошли дальше и сказали, что у бога не просто любовь, а высшая божественная любовь «агапэ», которой он собственно и любит этот мир, однако в виду абсурдности этой доктрины мы на ней не будем заострять внимание, а лучше, как непредвзятые исследователи, несвязанные какими-либо догмами и доктринами, попробуем разобраться – а что же из себя в действительности представляет библейский бог и какие доказательства своей любви он нам оставил.
Начнем, пожалуй, с того, кто же на самом деле является источником зла в этом мире в библейском варианте – сатана или бог. При этом, понимая, что «зло» может быть относительным понятием, мы будем под злом подразумевать либо нарушение моральных норм, т.е. то, что в библии называется грехом, либо противоположность чему-то доброму.
Итак, что о своем участии в зле говорит сам бог через своих пророков на страницах библии:
Ис.45:5-7 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
Из этого отрывка мы видим три вещи: 1) бог творит тьму, 2) бог творит зло, причем в синодальном переводе для оправдания бога отрывок смягчили и написали нейтральное «произвожу бедствия», хотя там стоит слово «РА» означающее «зло», такое же слово, как, например, в бытие - дерево познания добра и зла (РА), 3) именно бог берет ответственность на себя, что это делает именно он.
Идем далее, еще пара отрывков:
Пл.Иер.3:37-38 Кто это говорит: `и то бывает, чему Господь не повелел быть'? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
Ам.3:6 Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?
В этих отрывках также встречается эвфемизм «попустил», а также «зло» заменено на более мягкое «бедствие». Однако даже в таком варианте перевода вывод напрашивается один – не бывает в этом мире зла, которому бог не повелел быть.
Подтверждение этой же мысли мы находим и в новом завете:
Мф.10:28-31 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Здесь Иисус говорит, что верующие будут ненавидимы за имя его, что их будут гнать, бить и преследовать, но этого боятся не стоит, потому что все это будет происходить по воле Отца, ведь ничего без его воли не происходит, даже малая птица не упадет на землю.
В этом месте у многих верующих, желающих разобраться в вопросе возникает недоумение – как так, неужели бог является автором греха и зла? Ведь всем известно, что бог не искушается злом, как об этом и написал Иаков в слоем послании: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:13-14). Ну что на это можно ответить Иакову – только то, что он не первый, кто занимается теодицеей на страницах библии. Пример теодицеи и того, как к подобным высказываниям относится сам бог мы рассмотрим чуть позже, а пока напомним, что бог действительно не гнушается грехом для достижения своих целей. В этом смысле очень примечательный момент случился в 3-й книге царств во время правления царя Ахава, когда бог решил произвести свои суды над ним и убедить его пойти на Рамоф Галаадский войной, где царь и найдет свою смерть:
3Цар.22: 19-23 И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.
Что ж, здесь бог отправил духа лжи в уста всех четырехсот пророков Ахава, чтобы достигнуть своей цели. Текст говорит об этом однозначно, не допуская каких-то других толкований. Грех – а ложь это грех – это одно из орудий достижения целей, которое использует бог.
Ну и напоследок, чтобы поставить точку в этом вопросе и убедиться, что библейский бог является источником зла и несправедливости, которая творится на каждом шагу в окружающем мире, давайте вспомним историю Иова. Точнее в данном случае, нам более интересны будут друзья Иова - Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин. Итак, согласно данной истории, жил на земле непорочный человек и звали его Иов, и жил он не тужил до тех пор, пока бог не спросил у сатаны «обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.» (Иов1:8). Известно, что далее, сатана, как прокурор в божьем суде, поставил под сомнение бескорыстную непорочность Иова, и в результате спора сатаны и бога об источнике праведности Иова, последний лишился не только достатка, но также потомства и здоровья, в струпьях и проказе, нищий, посыпав себя пеплом, но при этом не похулив бога, Иов сидел и взывал к небу, требуя справедливости и утверждая свою невиновность. Друзья Иова, увидев то, что произошло с их другом, начали долго и упорно увещевать его раскаяться в грехах, потому что по их мнению, бог не может наказать невиновного, но Иов отчаянно продолжал настаивать на своей непорочности, чем сильно злил своих друзей, которые считали, что Иов таким образом богохульствует и наговаривает на бога. Т.е. друзья занимались теодицеей, оправдывали бога, перекладывая вину в несчастиях Иова на самого Иова. В кульминации данной истории появляется бог и расставляет все точки над i – Иову бог говорит, что не тебе требовать у меня отчета о моих действиях, т.к. ты пыль и нет никто, а я всемогущий создатель и нет мне равных. Иов, раскаивается в прахе и пепле за свое дерзновение требовать справедливости и отчета у бога, бог возвращает Иову его богатство, приумноженное вдвое, благословляет его красивыми детьми, все счастливы. Но самое интересное, в этой драме то, что бог сказал друзьям Иова. А сказал он буквально следующее:
Иов 42:7-8 …сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
Библейскому богу не понравилось то, что о нем говорили друзья Иова. Они говорили о нем не так верно, как Иов. Теодицея друзей Иова не пришлась ему по вкусу, он, как творец, законодатель и судья один властен решать, как ему поступать и что делать, а делать он, как мы видим, может все, что хочет – даже насылать страшную кару на невиновного. Он над, а не под законом. В свое время Герман Геринг сказал об обвинении в принадлежности к евреям своего заместителя – Мильха, который, к слову, был наполовину еврей, так вот Геринг сказал – «у себя в Люфтваффе я сам решаю, кто еврей, а кто нет». Сильные мира сего не подчиняются законам, они законы устанавливают. Так поступает и библейский бог.
После приведенных отрывков становится очевидным, что библейский бог вовсе не добрый дедушка Мороз с подарками, а вполне себе жесткая или даже жестокая личность, способная нарушать ради своих целей установленные им же самим законы, пользуясь правом сильного. На этом месте, обычно, третья группа верующих, признающих, что библейский бог является источником зла, говорит – да, все так, бог источник зла, он делает то, что ему вздумается, но все что он делает является в конечном итоге благом, т.к. он свят и благ по определению. С этой точкой зрения сложно поспорить в виду ее абсурдности и нелогичности, т.к. определение бога святым и благим исходит от него же самого, а значит – здесь начинается вопрос веры, а вера, как мы понимаем, не поддается логике в принципе, на то она и вера.
Со злом мы разобрались. А где же тогда и в чем проявляется его любовь, спросите вы? И какие доказательства того, что библейский бог нас любит? Ответ у того же Иоанна, во-первых, знаменитое «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин.3:16). Во-вторых, «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.» (1Ин.4:9-10). Ну и наконец апостол язычников Павел добавляет: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.» (Рим.5:8)
Думаю, мысль понятна – главное доказательство любви бога к нам заключается в том, что он отдал своего сына в умилостивление за наши грехи, чтобы мы не попали в ад. Не хочется показаться субъективным и предвзятым, продолжая разбирать этот момент, но момент действительно очень интересный. Получается, что библейский бог, являющийся источником всего, что происходит на земле в общем и с человеком в частности, ибо «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Ин.1:3), демонстрирует свою любовь к миру через то, что он сам себе принес в жертву своего сына, чтобы умилостивить себя в отношении грехов, совершенных людьми, которых он создал с наклонностями ко греху, чтобы люди не попали в ад, который он же для их бесконечного мучения и создал. Схема действительно сложная. Есть ли в ней любовь? Решать, конечно, каждому индивидуально. Кому-то достаточно такого доказательства любви божей, ведь за веру в сына обещано что-то очень крутое, ну по крайней мере по сравнению с бесконечными мучениями в огне. Тут даже отсутствие мучений как альтернатива будет очень крутым исходом. Кто-то скажет, что любовь в данном случае навязывается через страх попадания в то самое место нескончаемых мучений. Из двух альтернатив – попасть в ад или полюбить в ответ библейского бога, понятно, что будет выбрано большинством – из страха первого выбирают второе. Более того, страх, как правило, настолько велик, что человек не смеет даже порассуждать на тему, а для чего вообще любящему и благому богу бесконечно мучать грешников? Какой в этом смысл и насколько это справедливо? И главное - любовь ли это? Ведь, любовь, как писал апостол Павел в послании Коринфянам долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13:4-7). Ну а насколько то, что так красиво описано у Павла соответствует эталону любви, высшей морали и всему тому, что говорит о себе библейский бог в своей книге – решать каждому самостоятельно.