http://s7.uploads.ru/t/UtJE5.jpg

В 1310 г. в Париже была сожжена Маргарита Порет, первая отмеченная в истории последовательница секты Свободного Духа (близкой к движению бегинок). Вместе с ней была сожжена ее книга - «Зерцало простецов».
Приведу главу из книги Шаран Ньюман "Подлинная история тамплиеров", посвященную Маргарите Порет:
"Может показаться странным, что в книгу об Ордене рыцарей Храма я включила главу о Маргарите Порет, бельгийском мистике, которая никогда не была на Святой земле. Но судьба тамплиеров самым печальным образом повлияла на ее судьбу.
Маргарита принадлежала к секте бегинов. Наибольшее влияние эта секта получила в Нидерландах и Бельгии, но ее последователи встречались и в других частях Европы. Бегины жили в небольших городах в своих общинных домах, работали или собирали милостыню и сообща пользовались всем имуществом. Вероучения бегинов варьировались от следования вполне традиционной набожной полумонашеской жизни до мистических, иногда еретических, озарений. Хотя на Вьеннском соборе это движение подверглось осуждению, оно продолжало существовать до двадцатого века. Некоторые общинные дома бегинов стали музеями.
Немало мистиков-бегинов пользовалось уважением у местного населения, их принимали у себя церковные иерархи. Однако Маргарита не принадлежала к их числу. Она скиталась по городам и весям, проповедуя веру в Свободный Дух (эта еретическая секта, иначе именуемая сектой «спиритуалов», также подверглась осуждению на Вьеннском соборе) и объясняла людям, что душа может достигнуть единения с Богом и без направляющей руки, как она говорила, «малой церкви».
Следует помнить, что никто не имел права проповедовать что бы то ни было публично без дозволения местного епископа, а женщинам вообще запрещалось проповедничество (по крайней мере, вне своей семьи). Маргарита же не только нарушила этот запрет, но и написала книгу о своих мистических озарениях — «Зерцало простых душ». В 1306 году этот труд был проклят и сожжен епископом Валансьенским. Однако неустрашимая Маргарита передала книгу на суд трех богословов из Парижского университета, и все они в один голос засвидетельствовали, что в «Зерцале» не содержится никакой ереси.
Богословы Парижского университета, по всей видимости, пользовались непререкаемым авторитетом при решении религиозных вопросов. К ним неоднократно обращался и Филипп Красивый, пытаясь оправдать арест и судебное преследование тамплиеров. Надо думать, что, заручившись одобрением этих ученых мужей, Маргарита почувствовала себя в безопасности, поскольку продолжила свою деятельность. Однако в 1308 году экземпляр этой книги попал к Гийому Парижскому, исповеднику Филиппа и по совместительству папскому инквизитору. В этот период он был весьма разочарован тем, что папа Климент V не проявляет должного энтузиазма в преследовании тамплиеров. В отличие от магистров университета, Гийом отыскал в труде Маргариты несколько еретических пассажей и приказал привезти ее в Париж для допроса.
Маргарита, которая всегда была готова излить душу первому встречному, отказалась отвечать на вопросы инквизиторов. Полтора года она провела в тюрьме, не делая попыток себя защитить. Девятого июня 1310 года ее приговорили к сожжению, что и было исполнено на следующий день. С момента казни пятидесяти четырех храмовников по приказу архиепископа Сансского не прошло и месяца. Высказывались предположения, что «своими необузданными враждебными действиями против тамплиеров король Филипп вызвал гнев папы». Возможно, Филипп рассчитывал, что папа будет во всем ему потакать, однако же король забеспокоился, что сожжение братьев ордена оказалось уж слишком сильным вызовом для понтифика. Следовательно, Филиппу и Гийому Парижскому понадобился пример истинного еретика, который открыто насмехается над авторитетом церкви, и Маргарита прекрасно подошла для этой роли. В ней действительно жил дух свободы — она не была привязана ни к монастырской обители, ни к знатному семейству. И труд ее решительно отвергал традиционную религию.
Но взошла бы на костер Маргарита Порет, если бы процесс тамплиеров не принял столь трагический оборот? Я полагаю, нет. С большей вероятностью они сожгли бы ее книгу, а саму Маргариту заперли в какой-нибудь монастырь. С другой стороны, Маргарита отражала растущее желание образованных мирян того времени самим осознать сущность собственной веры. Подобная независимая позиция создавала угрозу стабильности общества в целом, а не только церкви. Различные церковные реформы за предшествующие два столетия были сосредоточены прежде всего на личной связи с Богом. Множество людей пытались осмыслить веру, которой их учили. Маргарита стала одной из самых ярких выразительниц этой тенденции, но она была не столь одинока, как ей могло казаться. Это подтверждается уже тем, что, хотя все экземпляры «Зерцала простых душ» надлежало сдать властям для уничтожения, нашлись люди, сохранившие у себя эту книгу. Она была переведена на английский, итальянский и даже на латынь, что также свидетельствует об успехе труда Маргариты Порет. Со всей очевидностью, мистические прозрения этой женщины тронули множество людей."

Еще кое-что интересное о тезизах Маргариты Порет и что в них было найдено еретического:
"Подобно прочим мистикам, Маргарита Поретанская искала способ достичь мистического единства с Господом и, показалось ей - нашла, обозначив семь ступеней восхождения души к Создателю.
1. Пусть Душа начнёт с того, что Господь ей прямо повелевает.
2. Затем Душа восстремится к тому, чтобы исполнять не только повеления, но и советы Божьи, вовсе не обязательные для обычных добрых христиан.
3. После Душа полностью отдаст свою волю Всевышнему и станет оруждием в Его руках.
4. Когда у Души погибнет собственный разум и способность своемысленно познавать мир, ей откроется пьянящая свобода в  объятиях Творца.
5. И тогда поймёт Душа своё истинное ничтожество перед величием Пантократора.
6. И осияет её горний свет (свет Фаворский - это уже дополнение от меня, ибо Маргарита, будучи современницей византийского исихазма, едва ли имела о нём понятие)
7. И сподобится она воссоединения с Небесным Отцом.
Вердикт комиссии из 21 учёного парижского теолога был однозначен. Два артикула, вырванные из текста книги сочли еретическими:
- "Состояние уничижения, в котором пребывает душа, освобождает её от (необходимости) добрых дел, так как они не делают её более совершенной, ибо они не имеют для неё пользы, но сами подчиняются её малейшим желаниям"
- "Душа эта не заботится утешением, которое даёт нам Господь, не стремится к дарам Его. И не должна стремиться к ним и не может, будучи целиком обращённой к Богу, и любое иное устремление было бы для неё препятствием".
Маргарита отказалась отречься от этих артикулов. Отказалась, как требовала Церковь, признать правомерным запрет её книги. Во время процесса она молчала. Не защищала своих взглядов и не опровергала их.
Итого закономерен: отлучение от Церкви, передача в руки светских властей и смерть на костре.
До наших дней дошло полтора десятка рукописей "Зерцала", несмотря на то, что их изымали и жгли. Однако, не все рукописи горят.
Через два века похожую мысль про оправдание верой произнёс Мартин Лютер."
https://fem-books.livejournal.com/1637578.html?fbclid=IwAR3UXPuk1Yj950wMmpwihiRTEHDUxYhynh8NXacFaHcxR01ECX9k6nTiDSM