Предки наши ведали законы Космоса святоогненные и шли тропою правды по Земле, славя Родину подвигами славными и получалось жить у них в полном согласии с природой и ее ритмами.
     Солнечный календарь наших предков привязан к астрономическим событиям – солнцестояния и равноденствия.
     Вместо солнцестояния, на Руси говорили – солнцеворот (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).
     Эти астрономические явления важны для всей природы и были главными праздниками Руси


Зима         Коляда                                    Зимнее солнцестояние            21-22 декабря
Весна        Весень, Ладодение, Ярило       Весеннее равноденствие       18-20 марта
Лето          Купала                                   Летнее солнцестояние           21-22 июня
Осень        Овсень, Световид                   Осеннее равноденствие         18-20 сентября

     Четыре ипостаси Солнца:

* Солнце-младенец Коляда – рождается после Ночи зимнего солнцестояния.

* Солнце-юноша Ярило – крепчает в весеннее равноденствие.

* Солнце-муж Купало – могучее летнее Солнце.

* Солнце-старик Световит – начинает угасать после осеннего равноденствия и умирает перед Ночью зимнего солнцестояния.

     Есть у народа нашего пословица мудрая: «Что посеешь, то и пожнешь». Это напрямую с Мокошью связано, ведь она — Мати урожая и Богиня Судьбы.
     Ткет матушка Мокошь полотно жизни тонкое, каждому нить дарит жизненную, помогает трудные узелки развязать. Всем сутям нашим — физическим, душевным и духовным обереги дает, в Коше своей богатство духовное Мира содержит.
     Коша — оболочка на санскрите, а в нашем языке Мокоши созвучны такие вроде бы разные слова как кошель, кошевой атаман, кошь, кошар. Коша сохраняет самое большое богатство жизни нашей – опыт. Собирает драгоценности, накопленные непрестанным трудом на пути жизненном.
     Мокошь Матушка все пространство жизни хранит — от звезд до атомов мельчайших. Сберегает в кошах опыт Вселенной могучий. Оттого в имени Богини два важных смысла зрим. Ма – Матушка . Коша – оболочка чудесная.
     Коша Мокоши – собирательница драгоценностей, хранительница духовного богатства. Ведь Макоша — Берегиня земных и небесных оболочек, что жизнь сохраняют.
     Люди Царицей Мира не обделены. Она – пряха судьбы, Великая Пятница, бабья святая – так её в славянской традиции почитают. Именуют Сура – Землю Макошей Матушкой. Она Рожаница, Миру и жизни начало.

КОЛЯДА.

     Праздник Коляды приходится на день зимнего солнцестояния. В саму длинную ночь года рождается Коляда – юный божич, приносящий в наш мир новое время. Коляда – имя зимнего солнышка. С рождением Светоча на Русь приходят самые волшебные праздники года – Коляды, и следующие за ними Святки.
     Святочное время посвящено предсказаниям на будущий год. По вечерам устраиваются святочные представления ряженых. Детишки ходят в гости и поют колядочные песни. Для детворы устраиваются кукольные спектакли, повествующие о рождении нового Солнца.
     В христианскую эпоху к этому дню было приурочено Рождество Христово, т.к. зимнее солнцестояние давно уже рассматривалось как время рождений богов. Природа замирает, в мире царит покой, стабильность и постоянство. Этой тихой, мощной энергией покоя пронизано все вокруг – и небо, и звезды, и деревья, и снег. Все излучает покой и тихую радость.
     Зимой Мокошь огонь Роду батюшке посвящает. В это время мир людей посещают умершие предки «светки» или «святьё», которые выполнили свой земной долг и обрели световое тело.
     Люди жгут костры в честь солнца. Вокруг елки или костра водят хоровод по движению солнца, означавший вращение земли вокруг солнца. Обматывают соломой колесо – символ круговорота жизни. Поджигают колесо и с горы или возвышенности скатывают вниз.

ВЕСЕНЬ. КРАСНАЯ ГОРКА.

     В день весеннего равноденствия время дня и ночи уравнивается. После Весеня светлая часть суток становится больше ночного времени. В природе наступает долгожданное Возрождение. Налаживается жизнь. Поэтому ещё одно давнее название весеннего праздника – Ладодение.
     Весною Мокошь воздев руки к небу, на пригорке стоит, над землей ворожит. Птички — певуньи гомоном Лад славят, Живу призывают. Огонь весенний Землю-матушку ото сна пробуждает, наветы Морены сжигает, от пут ледяных освобождает. Этот праздник к Земле особую близость имеет. Ведь быстрее наших мыслей весенние ручьи, что приносят Сварогу вести с полей, просят: «Батюшка, обогрей, Погоду призови, от всех бед огороди!». Погода — светлолицый, ясноокий, веселый Бог теплого ветра и ясных дней вместе с Зарей, женой своей, танцует.
     Танцевать, подражая птицам — значит кобениться.
     Кобы творить — значит определять по полету пташек будущее. Набирается силушка в Ладью Мокоши ладную, и мистерия птиц, Даждьбога прославляющая, сопровождает нас в Царстве Мокоши Весенней. Пекут журавушек — обереги для домов, яйца крашеные, чтобы сила Рода продолжалась, затевают пляски да игры заводные.
     Славяне празднуют Масленицу, но название «масленица» — всего лишь констатация наличия обрядовой еды: блинов и масла, настоящее название Масленицы – Красная Гора (красная – т.е. красивая). Праздник посвящен культу Праматери — воплощает божественную мысль в проявленном мире, отсюда традиция ездить на Масляной неделе к «теще на блины» (теща – праматерь). Также этот праздник символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна – это начало новой жизни для всей природы. К Красной Горе приурочивались свадьбы, а игры и гулянья происходили на пригорках. Не забывали славяне и об умерших, Красная Гора начиналась поминанием покойников, после чего устраивался праздник.  В этот день на Красную горку (возвышенность) слетались души умерших предков в виде птиц. Славяне кормили птиц, рассыпали зерна и хлеб, на горе ставили праздничные столы, приносили еду и пировали вместе с богами и душами предков.

КУПАЛА

     Ладья Мокоши плывет на вершину лета, и мы вместе с ней продолжаем наше путешествие. Самый длинный день, после которого начинается «Ночь Богов». Солнце-муж Купало в самом расцвете сил, а вместе с ним и вся природа, активизируются все стихии. Славяне старались поймать момент максимальной силы природы, поэтому дата празднования Купалы связана с двумя астрономическими событиями – летним солнцестоянием и полнолунием. Если полнолуние далеко, то празднуют в день солнцестояния, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2-3 дней назад и 7-10 дней вперед), то празднуют в ночь их сочетания – это Великий Купало. Во время купальской ночи и мужчины и женщины перепоясывались травами «на потомство и богатство». В этот праздник почитают все ипостаси бога Огня – горы, солнце, воду, землю, деревья. Совершают обрядовое очищение огнем и водой. Причем огонь – это не только средство очищения, но и оберег, а топливом для костра служат солома и старые вещи. Поджигают купальские костры «живым огнем», который получают трением двух кусков дерева друг о друга, или при помощи березовой чаги (вставляют в нее край палки, вращением которой получают огонь). Купало – праздник СОХРАНЕНИЯ, в отличие от весенних праздников СОЗИДАНИЯ. На Масленицу предки приглашаются как гости на короткий срок. На Купалу начинается возвращение душ умерших на новую человеческую жизнь. Души падают дождем или росой, и затем рождаются детьми.
     Посох Дида-Сварога на Купалу глубоко в землю входит — несет от Неба предков Великую Жизненную силу, и Правь в этот праздник Явной становится. Снова мы встречаемся с Родом Батюшкой — пращуры охраняют, защищают, силу в Завете предков сберегают.
     Праздник Купалы соединяет с Великими Силами Прави, Огонь очищает все сути. Купальские огни — Огни Жизни, ведь Сварог погружает Посох солнечный в самую глубину пространства жизни нашей.
     Многое дается на праздник Купалы. В купальскую ночь границы между видимым и невидимым миром, между прошлым, настоящим и будущим исчезают и можно узнать все, что хочешь. Загаданные желания исполняются. Небо открыто – проси хоть что!
     Самое же загадочное заключается в том, что на Купалу даруется время и оно течет не так, как обычно. Границы между видимым и невидимым миром размываются, можно легко соскользнуть в потусторонний мир
     Ни один праздник не связан с Аполлоном так, как Купала. Собственно, Купало и Аполлон — лицо одно, ведь солнечный Бог прилетал в Элладу из Гипербореи и сопровождали его белокрылые Лебеди. Остров Буян, Белый остров во всех исторических писаниях индоариев известен. Именно здесь молитвы праведников спасли Землю и дали ход новому времени. Сохраняя взаимосвязь с Купалой, мы приобщаемся к священной традиции огней Белобога — только они способны рассеять тьму и упрочить свет. 

ОВСЕНЬ. СВЕТОВИД.

     Продолжаем путешествие в Ладье Мокоши. Теперь мы — гости осеннего огня. Возжигается он в дни осеннего равноденствия. Ночи становятся все длиннее. Солнце-старик Световит постепенно теряет силы и умирает перед зимним солнцестоянием. Информации об этом празднике мало, но известно, что Световит – это также праздник урожая и Новолетия. Славяне чествовали мудрое Солнце-старика Световита – источник света и тепла, подарившее собранный урожай. Жгли костры, водили хороводы, гадали. Хозяйки только успевали печь пироги — с мясом, брусникой, капустой. Пекли и большой пирог с человеческий рост. Обязательно, как и в предыдущие праздники почитали умерших предков, один каравай из зерен первого сжатого снопа отправлялся в костер – гостинец для предков. Обновляли огонь в избе – старый гасили, а новый зажигали.
     На Овсень благодарили наши предки Землю Матушку за урожай, за обилие плодов, что в тяжелую зиму выжить дадут. Просили Овин сохранить жар Сварожий в домах, чтобы окутал волшебным облаком тепла и света жилище он и защитил от наветных сил, от порчи, от зла Кощеева.