Ульгень, а также Ӱлген, Ульген, Ульгёнь – в мифологии коренных жителей Алтая и других тюркских народов представляется как верховное божество, демиург и громовержец, глава светлых небесных духов.

📗 Муйтуева В. А. выделяла ряд гипотез по происхождению имени Ульгень. Одна из которых предполагает, что Ульгень произошел от монгольского слова со значением «широкий», «необъятный», древнемонгольское слово «олгий» – колыбель. Лексема Ульгень имеется в каракалпакском языке со значением «высокий человек», «старший начальник».

По отношению к Ульгеню употреблялись такие эпитеты как «светлый», «белый светлейший государь», «молниеносец», «громовержец», «палящий», «двигающий солнце и луну», «синий», «богатый», «обильный».

Согласно представлениям алтайцев, Ульгень живет в заоблачном царстве далеко за луной, солнцем и звездами. Он восседает на золотом престоле в золотом дворце с золотыми воротами, находящемся над всеми светилами в высшей и центральной точке мироздания – вершина мировой горы; 9-й, 12-й, 15-й ярусы неба. В это мифическое место могли дойти только шаманы мужчины. Но и они достигали лишь пятого препятствия – Полярной звезды, где их встречал посланник Ульгеня – Уткучи. Уткучи вел с шаманом переговоры и доставлял жертву до своего владыки. Также он давал шаману гусей, на которых тот возвращался на землю.

Матерью Ульгеня была Таз-каан, а женой — Чаашин или Солтон у челканцев, коренных жителей северных районов Алтая.

📕 В этнографической науке особый интерес вызывают образы Ульгеня и Эрлика в традиционном мировоззрении алтайцев. Исследователями предлагаются разные точки зрения на роль и место этих божеств в религиозном мировоззрении алтайцев.

Согласно одним представлениям алтайцев, Ульгеню противостоит и подчинён Эрлик. В частности, карает он по распоряжению Ульгеня. Иногда Ульгень представляется старшим или младшим братом Эрлика, иногда его создателем либо его созданием. Аналогично дополняют друг друга Ульгень и Эрлик в антропогонических мифах: Эрлик вдувает душу в человека, которого сотворил Ульгень.

В некоторых алтайских мифах Ульгень творит, находясь на Золотой горе «Алтын туу», а Эрлик по злому умыслу или неумению портит землю, покрывая её кочками и топями.

Шаманы при обряде камлания обращались к Ульгеню на восток, а к Эрлику – на запад. Данный обряд камлания женщины не должны были посещать.

📙 По одной из версий, Ульгень, как и Эрлик, – один из семи братьев-праведников, спасшихся от всемирного потопа, устраивающий обновлённую землю. В соответствии с мифом, Ульгень парит над безбрежным первобытным океаном и не находит островка суши или садится на единственный торчащий из воды камень; очевидно, он имеет облик птицы – утки. Эрлик, также в образе птицы, по поручению Ульгеня (или сам) ныряет за землёй на дно океана. Иногда Ульгень, наученный обитающей в мировом океане Белой матерью «Ак эне», создаёт землю, небо, всех тварей и трёх гигантских рыб, на которых держится земля.

По некоторым мифам, Ульгень добывает огонь, чтобы отогнать гадов и насекомых, вызванных к жизни Эрликом, но не сообщает секрет его добывания людям – они узнают его от коростеля; в других мифах добыванию огня Ульгеня учат лягушка или сыч.

Также существует мнение, что Ульгень и Эрлик – это демиурги. Они создавали мир и населявших его существ одновременно. Мир изначально был создан в единстве противоположных начал. Они не отрицают, но дополняют друг друга. Ульгень создал мужчину, Эрлик – женщину. Первый – создатель коня Аргымака, птиц и рыб, второй – всех животных, роющих норы под землей. Ульгеню служат сказители, Эрлику – шаманы.

🖌 Художник М. Чевалков показывает Ульгеня и Эрлика в качестве антропоморфных существ. Ульгень является обожествленным легендарным человеком, предком, родовым покровителем нескольких сеоков. Именно функция Ульгеня покровителя людей подчеркнута в работе художника М. Чевалкова.

📚 По материалам:
1. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. – Л.: Издательство РАН, 1924. – 159 с.
2. Ерленбаева Н. В., Тыбыкова Л. Н. Лексика мифов и легенд, обозначающая божества верхнего мира в алтайском языке // Новые подходы в науке и образовании: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. – М.: Мир науки, 2016. – С. 70-81.
3. Клешев В. А. Современная народная религия алтай-кижи. – Томск, 2006. – 215 с.
4. Мендешева В. М. Образ Бай-Ульгеня и Аба-Эрлика в традиционном мировоззрении алтайцев // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. – 2009. – № 3. – С. 197-204.
5. Муйтуева В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. – Горно-Алтайск, 2004. – 165 с.
6. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: 1990. – С. 548.
7. Неклюдов С. Ю. Ульгень // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1–2. – М.: Советская энциклопедия, 1980–1982. – С. 246–247 .
8. Токарев С. А. Пережитки родового культа у алтайцев. Т. 1. – М., 1947.– С. 139-158.
9. Швецов С. П. Горный Алтай и его население. Т. 1: Кочевники Бийского уезда. – Барнаул, 1900. – 557 с.