Передавая слова пророка Я’куба, высказанные им его сыну Юсуфу, Всевышний Аллах сказал:

«О сынок! Не рассказывай свое видение твоим брать-
ям, а не то они замыслят против тебя дурное» Сура «Юсуф», аят 5.

Комментируя данный аят, аль-Куртуби сказал: «Этот аят — основа в вопросе о том, что о сновидении не нужно рассказывать тому, кто не проявляет к тебе искренности и сострадания, а также тому, кто не способен его правильно истолковать».

«Аль-Джами’ ли ахкам иль-Куръан», 9/126.

Абу Са’ид аль-Худри сообщил о том, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Если кто-либо из вас увидит сон, который ему понравится, то он от Аллаха. Пусть же восхвалит за это Аллаха и рассказывает его другим. Если же он увидит то, что ему не понравится, то это от шайтана. Пусть же ищет у Аллаха защиты от зла этого сновидения и не рассказывает о нем никому, и тогда оно не причинит ему вреда».

Аль-Бухари, 7045.

Анас ибн Малик рассказывал о том, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Сновидение воплощается в жизнь в соответствии с его толкованием. Это подобно человеку, поднявшему
свою ногу в ожидании того, когда он ее опустит. Поэтому, если кто-то из вас увидит сон, пусть не рассказывает о нем никому, кроме того, кто относится к нему с чистосердечием или знает его толкование». Аль-Хаким, 4/391. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным.
См. «Сильсилят ус-сахиха», 1/237-238, № 120.

Сказал хафиз Ибн Хаджар: «Мудрость этого в том, что
если человек расскажет о своем благом сновидении тому, кто его не любит, то этот последний может истолковать его не в благом свете из ненависти или зависти и данное сновидение действительно воплотится в жизнь в дурном направлении.
(И даже если сон не сбудется наяву в соответствии с этим дурным толкованием), то самое меньшее, что может постигнуть человека в этом случае, так это то, что он переживет часы волнения и тревоги. По причине всего этого человеку приказано не рассказывать о своем сне тем, кто его не любит».

«Фатх уль-Бари», 12/539, при разъяснении хадиса № 7044.

Подобный хадис передается также от Абу Разина аль-‘Укайли. Он поведал о том, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Пока сновидение не получило своего истолкования, оно подобно ножке птицы. Когда же его истолкуют, оно воплотится наяву». Один из передатчиков этого хадиса сказал: «Я думаю, что
он добавил: “Поэтому не рассказывайте его никому, кроме того, кто относится к вам с чистосердечием или обладает знанием”».

Хадис хороший в силу наличия поддержки; Абу Дауд, 5020, ат-Тирмизи, 2279, Ибн Маджа, 3914 и другие. См «Сильсилят ус-сахиха», 1/238- 239.

Смысл этого хадиса в том, что сновидение может быть истолковано сразу в нескольких направлениях, каждое из которых может быть правдивым само по себе. Но наяву из этих истолкований сбудется только то, которым оно было истолковано на практике.

Комментируя данный хадис, шейх аль-Албани сказал: «Фраза “подобно ножке птицы” означает, что сновидение не сбудется наяву, пока не будет истолковано, как об этом упомянули
ат-Тахауи, аль-Хаттаби и другие обладатели знания.

Данный хадис ясно говорит о том, что сновидение сбывается наяву в соответствии с тем, как оно было истолковано, поэтому посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم дал нам совет не рассказывать о нем никому, кроме того, кто относится к нам с чистосердечием или обладает знанием, ведь такой человек выберет в тол-
ковании сна наилучшие смыслы, и оно произойдет в соответствии с этим.

Однако нет сомнений, что все это обусловлено тем, что
толкование должно быть правильным и соответствующим сновидению хотя бы в одном из нескольких предполагаемых направлений его толкования. А также, чтобы оно не было абсолютно ошибочным, а иначе такое толкование не окажет на его
претворение в жизнь никакого влияния».

«Сильсилят ус-сахиха», 1/239.

Сказал ан-Науауи: «Может получиться так, что, основываясь на внешние образы, невежда истолкует сновидение в дурном направлении и это дурное направление действительно будет одним из возможных истолкований сна, что приведет к тому, что данное истолкование действительно воплотится в жизнь
по предопределению Аллаха. Это потому, что сновидение подобно ножке птицы. Смысл этого в том, что сновидение может иметь два возможных истолкования и сбудется наяву именно в том из них, в каком оно было истолковано». [Отсюда следует то, что воплощение истолкования в жизнь наяву еще не
говорит о силе толкователя и его способностях, ведь, истолковывая сон, он мог просто угадать одно из его направлений, что не делает его знающим и компетентным в данной области.]

Похожее предостережение содержится также в хадисе
‘Аиши, которая рассказывала: «У одной из женщин Медины был муж, занимавшийся торговлей и постоянно уезжавший по торговым делам. Практически всегда при отъезде ее муж оставлял ее беременной, и каждый раз, как он уезжал, она обычно видела сон.
Она приходила к пророку صلى الله عليه وسلم и говорила: “Мой муж уехал по торговым делам и оставил меня беременной. Мне приснилось, что один из столбов моего дома сломался, и что я родила слепого на один глаз ребенка”. Пророк صلى الله عليه وسلم отвечал ей: “К благу! Если соизволит Аллах, твой муж вернется к тебе в здравии и ты родишь благочестивого ребенка”.
Она видела этот сон дважды или трижды, каждый раз приходила с ним к пророку صلى الله عليه وسلم и спрашивала его об этом сне, и каждый раз он давал ей один и тот же ответ. После этого ее муж действительно возвращался к ней и она рожала ребенка.
Однажды в один из дней она опять пришла с этим вопросом к пророку صلى الله عليه وسلم, но в этот раз он отсутствовал. Тогда я спросила ее: “О рабыня Аллаха, о чем ты каждый раз спрашиваешь посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم?”. Она ответила: “О сновидении, которое
я вижу. Я приходила к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم для того, чтобы он истолковал мне его и каждый раз он говорил мне о том, что это сновидение было увидено мной к благу, и все действительно получалось именно так”. Тогда я сказала: “Расскажи мне это видение”. Она ответила: “Нет, я подожду посланника Аллаха ,صلى الله عليه وسلم и расскажу это сновидение ему так же, как я это делала всегда”. Но я не оставляла ее в покое, пока она не сообщила мне о нем.
(Услышав рассказ об этом сновидении), я сказал: “Клянусь Аллахом! Если твое видение правдиво, то твой муж скончается, а сама ты родишь распутного ребенка”. (Услышав мои слова), она села и принялась плакать и сказала: “Зачем я поведала тебе о своем сновидении?!”
В это время к нам вошел посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, увидел ее и спросил: “Что с ней, о ‘Аиша?”. Тогда я рассказала о ее сновидении и своем истолковании, на что посланник Аллаха صلى لله عليه وسلم воскликнул: “Ты что, ‘Аиша! Если вы истолковываете сновидение мусульманину, то истолковывайте его к благу, ведь сновидение воплощается в жизнь так, как его истолко-
вали”».

После этого ‘Аиша сказал: «Клянусь Аллахом! Ее муж скончался, и я думаю, что ее родившийся ребенок будет распутником». «Сунан» ад-Дарими, 2/174-175, № 2163 и другие. Хафиз Ибн Хаджар назвал цепочку этого сообщения хорошей, и с этим согласился также
аль-Касталляни. См. «Фатх уль-Бари», 12/540, при разъяснении хадиса № 7046 и «Аль-Мауахиб уль-лядунния», 3/527.

В данном конкретном примере указание на то, что сновидение может нести в себе два или более смысла — одно далекое, маловероятное, а второе близкое, более вероятное. Толкователь же должен постараться истолковать сновидение в благом направлении, независимо от того, насколько оно вероятно.

Что касается пророка صلى الله عليه وسلم, то он увидел в этом сне его далекий смысл, заключающийся в том, что разрушение столба дома ведет к увеличению его площади и к его расширению, а слепой на один
глаз ребенок указывает на то, что ему будет доступно лицезрение лишь одного пути — пути блага и добра.

Что же касается ‘Аиши, то она увидела в этом сне его близкий смысл, заключающийся в том, что столб дома — это муж, а его разрушение — это его смерть. Что же касается слепого на один глаз ребенка, то она сравнила его с антихристом Даджалем, который также лишен одного из двух своих глаз.

В пример здесь также можно привести видение человеком во сне огня. Близкий смысл этого сновидения в том, что оно указывает на ссоры и разногласия и на что-то дурное. Но его далекий
смысл указывает на благо, ведь Всевышний Аллах сказал:

«Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него». Сура «Ан-Намль», аят 8.