В сибирском шаманстве ярко выражен характер принуждения и мучительства. Так «у алтайцев», пишет Вербицкий, «шаман не принимает должности добровольно; напротив того, естественно противится волею и умом принятию, но это род инкубации, которая с детства получается от родителей, по наследству, как болезнь. Дух предка наступает, нападает, давит. Потомок, испытав периодическое нападение в течение нескольких суток или недель и зачуяв оное, скрепляется, чтобы не делать того, к чему побуждается: в свободное от припадков время не ходит туда, где камлают, не делает бубна и других принадлежностей и произвольных действий, свойственных каму. И таким образом может иногда отбиться от должности, которая по милости предка падает на него. Но это отбивание дорого стоит: избираемый делается от того или вовсе безумный или уродом или замучивается и умирает»
В сибирском шаманстве ярко выражен характер принуждения и мучительства. Так «у алтайцев», пишет Вербицкий, «шаман не принимает должности добровольно; напротив того, естественно противится волею и умом принятию, но это род инкубации, которая с детства получается от родителей, по наследству, как болезнь. Дух предка наступает, нападает, давит. Потомок, испытав периодическое нападение в течение нескольких суток или недель и зачуяв оное, скрепляется, чтобы не делать того, к чему побуждается: в свободное от припадков время не ходит туда, где камлают, не делает бубна и других принадлежностей и произвольных действий, свойственных каму. И таким образом может иногда отбиться от должности, которая по милости предка падает на него. Но это отбивание дорого стоит: избираемый делается от того или вовсе безумный или уродом или замучивается и умирает»

1
Тархын/История
29 подписчиков
Получение шаманского дара у хакасов, алтайцев и шорцев
Сегодня
Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.
Часть первая

В сибирском шаманстве ярко выражен характер принуждения и мучительства. Так «у алтайцев», пишет Вербицкий, «шаман не принимает должности добровольно; напротив того, естественно противится волею и умом принятию, но это род инкубации, которая с детства получается от родителей, по наследству, как болезнь. Дух предка наступает, нападает, давит. Потомок, испытав периодическое нападение в течение нескольких суток или недель и зачуяв оное, скрепляется, чтобы не делать того, к чему побуждается: в свободное от припадков время не ходит туда, где камлают, не делает бубна и других принадлежностей и произвольных действий, свойственных каму. И таким образом может иногда отбиться от должности, которая по милости предка падает на него. Но это отбивание дорого стоит: избираемый делается от того или вовсе безумный или уродом или замучивается и умирает»

Сагайский шаман в шаманской шапке и с бубном.
Сагайский шаман в шаманской шапке и с бубном.
Так же характеризует этот момент и В.В.Радлов. «Шаманская сила сходит на него внезапно, как болезнь. Он впадает в оцепенение. Тело его напрягается и дрожит. Он испускает нечленораздельные крики,трясется, вращает глазами, вскакивает и кружится и падает снова, покрытый потом и в эпилептических конвульсиях. Он хватает раскаленное железо, иглы, ножи, топоры и глотает без всякого видимого вреда. Потом через несколько времени все извергает обратно. Страдания его растут, пока он не возьмется за бубен и не станет шаманить. Он должен шаманить»

Шаман с бубном. Шорцы. Начало XX в.
Шаман с бубном. Шорцы. Начало XX в.
«Дар к шаманству у алтайцев», пишет Соболев, «врожденный. С детских лет начинаются у шамана припадки эпилепсии, он впадает в беспамятство, сторонится людей и влачит иногда впродолжение долгих лет самое жалкое существование. Родные стараются совлечь мальчика с опасного пути. Если не удается, то какой-нибудь из шаманов берет его в обучение»

Призыв шамана к служению алтайцы и шорцы передают термином: "предок воздействовал" или же 'дух наступил' " давит" - тöс базып - jaт. (алтайцы) и тöс базып - чат (шорцы).
Шаманская болезнь продолжается долго, иногда несколько лет, так как обычно заболевший упорно противится принятию служения. Но слыша все время во сне и во время припадков приказание камлать, угрозу задушить и обещание, при условии согласия, выздоровления, больной измученный, напуганный, соглашается в конце концов камлать, — и выздоравливает.
Анамнез шаманов у шорцев, приводимый врачем Аравийским, содержит также указания на тяжелое страдание в детстве. «Шаманка Куюга рассказывала, что с шести лет ее стал грызть айна (злой дух). Айна приходил внезапно. Часто во время игры с другими детьми, она падала, была как мертвая, пробуждение наступало через ночь или несколько раньше. Она чрезвычайно тяжко переносила эти припадки. С целью избавиться от айна она сама приступила к камланию, после чего ни разу больше припадков не наблюдалось»

Н. П. Дыренкова