Уже третий год травник и целитель перуанского происхождения Даниэль Диас-Струков сидит в СИЗО. Ему грозит пожизненное заключение за контрабанду и покушение на сбыт наркотиков. Струков заказал из Перу лечебный отвар "Кровь дракона" - биологически активную добавку, которая свободно продается даже в России. Сотрудники таможни нашли в отваре вещество, признанное в России психотропным и запрещенное к свободному распространению. Би-би-си на примере дела Струкова и других похожих случаев рассказывает, как на адептов перуанской медицины в России заводят дела по статьям для наркоконтрабандистов.
2 марта 2017 года 43-летний Даниэль Диас-Струков пришел в почтовое отделение в Текстильщиках. Струков - обычный темноволосый мужчина среднего роста с черными глазами и рыжеватой бородой, одетый в джинсы, толстовку с капюшоном и стильное серое пальто. Угадать в нем энтузиаста шаманских практик можно было только по деревянным браслетам.
Он ждал коробку от знакомого из Перу с 11 бутылками "крови дракона" - лечебного отвара. Этим средством травник и целитель собирался лечить своих пациентов в России. На почте энтузиаст перуанской культуры получил белый ящик, заклеенный скотчем. Внутри вместо бутылок с отваром лежали муляжи, изготовленные российскими таможенниками. Струкова задержали сразу в почтовом отделении. Последовали вопросы - "Кто сообщники?" и "Где остальное?"
DMT в "Шишкином лесу"
- Вам бабушка или дедушка говорят: попробуй ромашку, и у тебя пройдет. Я таким же образом беру стакан, развожу растения и пробую, как работает, помогает ли, - удивленный Струков сбивчиво объяснял силовикам, чем занимается.
- В данной посылке находятся наркотические средства, - твердил задержанному оперативник.
- Там нет наркотических средств, - уверенно говорил Струков.
- Вы этого не знали и, соответственно, это отрицаете?
- Там нет наркотических средств, - повторял он, убежденный, что ему прислали обычный отвар - экстракт нескольких видов деревьев, растущих в Южной Америке.
Перуанскую посылку с "кровью дракона" вскрыли таможенники в "Шереметьево". В коробке лежали завернутые в газеты бутылки из-под газировки с мазеобразной жидкостью густого коричневого цвета. Анализ показал, что в 10 бутылках отвара из 11 содержится диметилтриптамин - или DMT. Это психоделик, внесенный в список I - перечень наркотических средств, оборот которых в России запрещен. Таможенники перелили отвар в бутылки из-под воды "Шишкин лес", сохранив жидкость как вещдок, и с муляжом отправились задерживать получателя.
Правообладатель иллюстрацииМАТЕРИАЛЫ ДЕЛА
Уже в ночь на 3 марта силовики привезли Струкова домой, в его съемную квартиру на Крымском валу. Во время обыска, помимо множества разных ненаркотических растений, трав и масел, у него нашли муку из листьев коки и перемолотый кактус Сан-Педро. Так в его деле помимо контрабанды наркотиков появилось еще и покушение на сбыт.
Объемы найденных наркотических веществ эксперты-криминалисты МВД по Московской области посчитали по общей массе смесей, в которых они обнаружились: 2,7 кг муки из листьев коки - за тот же вес чистого кокаина, а почти 8 кг перемолотого кактуса - за то же количество чистого мескалина. То, что этих веществ в самих растениях содержится крайне мало, силовиков не смутило. Объем DMT оперативники также вычислили по общей массе высушенного остатка "крови дракона" - так в России измеряют размер запрещенных веществ, найденных в жидкостях. Получилось 2,7 кг психоделика.
Струкова обвинили в контрабанде и покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере (часть 4 статьи 229.1 и часть 5 статьи 228.1 УК РФ). Установленных фактов того, что он кому-то продавал наркотики, в деле нет, но обвинение настаивает и на этой статье - муку листьев коки обнаружили расфасованной по пакетам.
"Моя культурная ошибка"
45-й день рождения Струков - гражданин России, Испании и Перу - встречал в Зеленоградском СИЗО №12. В камере у него нет ни радио, ни телевизора.
Струков родился в Москве. Его мама русская, папа - выходец из Перу. Когда ему исполнилось 11 лет, родителям пришлось вернуться на родину отца. Ребенка оставили учиться в России. На каникулы маленький Даня уезжал в Перу, а в Москве жил с соседкой по коммунальной квартире Лидией Созоновой, которая оформила на него опекунство.
Окончив учебу, Струков поехал в Испанию, получил испанский паспорт (перуанцам давали гражданство из-за колониального прошлого Испании), там же женился. В 2005 году у него родилась дочь. Он часто ездил в Перу, изучал свое генеалогическое древо, культуру своих предков, и там же нашел целительский центр, где работали шаманы. Его, свободно говорящего по-русски, по-английски и по-испански, охотно взяли на работу. Для клиентов центра, приезжавших лечиться в Перу со всего мира, требовался переводчик.
Параллельно Струков учился у местных шаманов целительству. После одной из медитаций он осознал, что в России люди страдают от неизлечимых болезней, рано стареют и умирают. Струков решил вернуться на родину - делиться знаниями древних народов Южной Америки с россиянами. В 2015 году он получил сертификат о прохождении курса естественной медицины в одной из клиник в Лиме и переехал обратно в Москву.
В российской столице он работал педагогом в детских садах, в свободное время читал лекции о перуанской медицине, переводил выступления приезжавших шаманов. Струков и сам лечил в Москве, используя перуанские техники. Чтобы помочь пациентам, он заходил в медитацию, используя, например, кактус Сан-Педро. Тем, кого он лечил, травник-энтузиаст давал советы и составлял для них диеты.
"Если под рукой не было нужных овощей, фруктов, растений, я заказывал их из разных стран, где местные фермеры готовили их по древним традициям и присылали мне. Меня задержали при получении подобного заказа. В тюрьме я осознал свою культурную ошибку, что здесь, в России, многие растения запрещены, другая религия, и то, что я делал, может, не совсем подходит, - сокрушается Струков в письме Би-би-си, которое передал через адвоката. - И надо было тех, кто хотел и обращался, посылать в Перу, а не использовать эту технику в России".
В СИЗО у Струкова обострились проблемы со здоровьем. В письме Би-би-си он рассказал, что из-за поездок на судебные заседания, во время которых арестанты находятся "в неудобном, нечеловеческом положении", у него появилось искривление позвоночника, грыжи в поясничном отделе, защемило седалищный нерв.
Без должного лечения в СИЗО Струкову пришлось "собирать и выравнивать позвоночник своими силами", написал он. В тюрьме травник занимается йогой, медитациями, лечится он эфирными маслами, которые передают знакомые.
Посольство Испании в России в курсе дела Струкова, сотрудники дипмиссии даже приходили на некоторые судебные заседания. "С испанским консулом мы общаемся. Даже немного помогают, иногда, раз в два месяца, присылают по 50 евро", - рассказала Би-би-си Лидия Созонова - бывшая опекун Струкова. Теперь она занимается его уголовным делом: ходит в СИЗО и в суд, собирает деньги на адвоката. Она и другие знакомые Струкова также пытались связаться с посольством Перу, но те не отвечали на письма.
Русская служба Би-би-си направила запросы в посольства Испании и Перу, но ответа пока не получила.
"Кровь дракона" с психоделиком
Так как Струкову грозит пожизненное лишение свободы, его дело в Мособлсуде с июля 2018 года рассматривает коллегия присяжных. Это первый случай в России, когда уголовное дело, в котором фигурирует DMT, рассматривается при участии присяжных заседателей.
Струков признает "культурную ошибку", но не вину в контрабанде. "Я заказывал лекарства для людей, которые меня об этом просили, но ни в коем случае не наркотики", - сказал он на допросе в суде. По его словам, "кровь дракона" понадобилась для пациентов в Москве, страдающих проблемами с печенью и желудком.
В суде в качестве свидетелей допросили знакомых Струкова, которые употребляют этот отвар. Они рассказали, что как биологически активная добавка "кровь дракона" свободно продается на территории России (ее действительно можно найти в российских интернет-магазинах - Би-би-си).
Несколько знакомых Струкова также признались Би-би-си, что привозили из Перу "кровь дракона" в маленьких баночках и что используют ее для обработки порезов и царапин, так как она обладает регенерирующим эффектом.
Перуанца Аристотелеса Васкета Рамоса, у которого Струков заказал "кровь дракона", допросили по просьбе российского суда в прокуратуре Лимы. Он рассказал, что изготовить "кровь дракона" по заказу Струкова он попросил проживающую в джунглях перуанку Ольгу Мори. Та согласилась, потому что Струков, когда жил в Перу, помогал детям общины Шипибо, например, привозил им школьные принадлежности.
Диметилтриптамин, не входящий в состав "крови дракона", попал туда, потому что ее готовили в кустарных условиях в перуанских джунглях, считает защита и знакомые Струкова. "Поскольку в Перу DMT, как входящее в состав некоторых лиан вещество, не запрещено [в Перу], вряд ли Ольга Мори мыла посуду, - предположил в разговоре с Би-би-си адвокат Андрей Смирнов. - Что было у нее под рукой, в том она "кровь дракона" и изготовила".
Этой же версии придерживается и антрополог Марина Орлова: "В лаборатории, которая продает "кровь дракона" в фабричных упаковках, такое вряд ли произойдет, а если это деревня, где нет специальной посуды и разливают в бутылки из-под газировки, все может быть".