Обстоятельства дела.
В два часа ночи в субботу, группа верущих около 10 человек, наплевав на комендантский час, отправились на поиски Доминго Чок Че.
Его искали, так как знали, что он был духовным гидом (медиумом), и был членом международной ассоциации духовных гидов. Так как его деятельность была широко известна,религиозные деятели решили целенаправленно им заняться как колдуном. Несколько дней подряд распостранялись слухи, о том, что он вызвал смерть одного из членов их общины - тот долго болел, и видел Доминго перед своей смертью. Кроме того, рассказывали, что Доминго ночью делал ритуал на его могиле, и они это видели.
Доминго они захватили в доме его родственников. Затем привязали к пикапу и держали до 5 утра на футбольном поле. Дело было шумным, собралось много людей, фактически все местные жители, и появились представители местной власти и местных военных. Но они не вмешивались, ограничивались увещиваниями и призывами разойтись. Их разумеется, не слушали.
Затем Доминго попросил воды. И сказал: "Я тебе ничего не должен, почему ты меня убиваешь? Я вообще никому ничего не должен". Тогда его облили бензином, отвязали и подожгли. После чего он побежал к дому, где рассчитывал на помощь, но около дома умер.
Его смерть обрадовала собравшихся, они радостно кричали и пели.
Представители прокуратуры, уголовного розыска и пр, узнали о случившемся в 8 утра. Еще несколько часов у них ушло на дорогу до с. Чимай. Но местные власти их не пустили, сказав, что сообщество не позволяет им войти. Они уехали, так как с. Чимай -это территория под контролем наркоторговцев, но вернулись через 2 часа.
Они забрали труп, а через 3 дня арестовали зачинщиков.
Адвокат Джовита Цул Цул также связывает в качестве причины этого преступления «структурный расизм и религиозный фундаментализм, который был установлен в общинах, что приводит к отказу от форм духовности и медицины майя».
В области здравоохранения долгое время было несколько предложений, которые повышают признание и уважение к работе терапевтов из числа коренного населения, одно из них во время администрации министра здравоохранения Лукреции Эрнандеса Мака, где это предложение было продвинуто, что первый уровень здравоохранения включал модель медицины майя, и что он имел дело с большим количеством проблем со здоровьем, чтобы разгрузить остальную часть сети обслуживания. Это предложение поступило от гражданского общества, включая терапевтов майя, ученых и НПО.
Панамериканская организация здравоохранения определяет традиционного психотерапевта как «человека, признанного сообществом, в котором он живет, как компетентного для оказания медицинской помощи посредством использования растительных, животных и минеральных продуктов и применения некоторых других методов социального происхождения». культурные и религиозные, основанные на знаниях, взглядах и убеждениях сообщества, касающихся физического, психического и социального благополучия, а также происхождения болезней и инвалидности ».
Утверждение, что религии иудео-христианского происхождения являются единственной социально приемлемой формой, является расистским актом, который приводит к ненависти к группам, исповедующим другие формы духовности, такие как майя. Депутаты Конгресса Республики 3 марта 2020 года получили Библию с выгравированным на обложке именем, а многие из тех, кто входит в «пагубный пакт», почти проповедовали о морали и о Боге.
Президент Алехандро Джамматтеи использует лозунг «Боже, благослови Гватемалу» из своей политической кампании в действиях своего правительства. Для пандемии Ковид-19 он предложил пост и молитву и способствовал встречам с «гражданским обществом», где он исключил омбудсмена по правам человека и действительно включил в число гостей одного из самых влиятельных евангельских пасторов, Денежную Луну Церкви. Дом Божий и Монсеньор Альваро Рамаззини.
Этот взгляд коренных народов, их мировоззрение майя, духовность и медицина стали причиной преступлений, в данном случае против терапевтов и духовных наставников, поэтому дискуссия по расизму и дискриминации остается открытой. Мы сделали запись как минимум 20 из них, которые были убиты за последние 16 лет:
Хосе Андрес Лопес. 01/23/2020. Он был фермером и также известен как традиционный целитель. Он шел по главной улице у входа в муниципалитет, он стал жертвой прямого нападения двух незнакомцев, которые дважды застрелили его в лоб. Он умер на месте. Согласно гипотезе PNC, Лопес совершил бы «злые чары» в отношении нескольких человек, поэтому двое решили его убить.
Бернардино Сольвал Моралес (68 лет). 06/13/2017. Он рано покинул свой дом в Самаяке, когда ему позвонили с просьбой провести церемонию в районе, известном как Эль-Серрито. По дороге неизвестные покончили с собой.
Себастьян Саич Кордова (Иксил, 70 лет). 09/15/2015. Преступление произошло в городе Санта-Авелина-де-Небай, где испытуемые атаковали духовного наставника с помощью мачете, он был противником горных проектов. Он также стал жертвой геноцида и боролся с местными жителями за то, чтобы диктатор Эфраин Риос Монтт расплатился за свои преступления.
Бенджамин Родерико Ик Ко (q'eqchi) из «Совета майя Петена Поп Батца». 03/11/2016. За несколько дней до преступления он сказал своей жене, что ему угрожали смертью на участке в муниципалитете Сан-Луис.
Висенте Катарино Яксон Чумил. 02/25/2012. Он был духовным гидом майя и членом CUC с 1990 года в регионе Гаспара Кулан (Солола). Он подвергся нападению с применением огнестрельного оружия неизвестными лицами, которые бежали после бегства. Висенте Яксону было 55 лет, и он начал борьбу в CUC в 1990 году.
Lisandro Guarcax. 08/23/2010. Учитель, духовный гид, танцор и деревенский художник из Сололы. Его похитили по дороге в сельскую школу, где он преподавал в Чуакрусе, Солола. Ее тело было найдено со следами пыток.
Антонио Поп Каал (q'eqchi 61 год). 12/18/2002. Предыдущий 9 октября был похищен правозащитник, чье тело было опознано с явными признаками того, что он стал жертвой стрельбы и пыток.
Диего Ксон Салазар. 04/03/2003. Он был убит при подготовке земли к возделыванию в кантоне Команчай.
Четыре духовных проводника. Трое выжили. 04/22/2002. Один из них был убит в линчевании.
Герардо Кано Мануэль (54 года). 05/02/2003. Он был убит огнестрельным оружием во время церемонии майя.
Альберто Икал Чок (60 лет). 09/22/2003. Его обвинили в том, что он практиковал колдовство, и группа пыталась его сжечь в общине Сантуарио-Саякше, Петен.
Педро Кок Бо (75 лет). 09/22/2003. Его обвинили в том, что он практиковал колдовство, и группа пыталась его сжечь в общине Сантуарио-Саякше, Петен.
Маркос Сикаль. 02/26/2002. Двое незнакомцев застрелили его.
Антонио Месия Эскина. 05/29/2004. Он был убит огнестрельным оружием
Николас Джучан. 05/29/2004. Он был убит огнестрельным оружием
Маркос Икал Перес. 12/16/2002. Убит при работе над локацией и эксгумацией останков исчезнувших с войны.
Мануэль Гарсия. 09/06/2002.
Хосе Калель Читич. 12/12/2003. Он был убит огнестрельным оружием.
Хуан Карлос Тени. 06/17/2004. Он был убит группой жителей деревни, потому что не смог вылечить человека, который позже умер.