Есть такая тема, что, мол, раньше магия была сильнее, боги – ближе, деревья – выше, водка – слаще, пи*дюли – суровее. Исходя из этого стереотипа, по умолчанию считается, что древние (и просто старые) амулеты, талисманы и прочие формулы (в широком смысле слова) много эффективнее и рабочее современных.

Как и в отношении любого рассматриваемого предмета, в этом стереотипе есть и доля истины, и доля заблуждения.

Истину подогревает факт, что образцы стародавних магических изысканий и практик дошли до наших дней и многие из них не потеряли ни актуальность, ни полезность (планетарные квадраты тому яркий пример). Эти же образцы и здесь, и там встречаются в виде артефактов разных времен и это показывает, что люди использовали, если не то же самое, то близкие по смыслу модификации, не одну сотню раз и практически повсеместно (но все же в рамках региона распространения по большому счету).

Заблуждение же состоит в том, что нельзя сбрасывать со счетов пресловутый человеческий фактор. Человеку, как известно, свойственно заблуждаться, пускать пыль в глаза, приукрашивать и намеренно искажать исходники для защиты от профанов. Взять, к примеру, исландские гальдраставы. У Л. Кораблева в его видеолекции на эту тему приводится пример со ставом, который видоизменялся со временем, будучи многократно переписанным. Очень многие ставы дошли до нас не напрямую из рук ведунов, колдунов и колдуний, а по материалам судебных протоколов: писцы переписывали изъятые страницы с «проклятыми рисунками» и если встретите неряшливо изображенный знак – велика вероятность того, что это дело пера тех самых писцов, которым приходилось переписывать не один и не два знака, а целую коллекцию и заниматься чистописанием, видимо, у них охоты не было. Нужно ли говорить, что может случиться, когда перепиской занимается несведущий человек? Теряются отдельные графические элементы, другие – искажаются, третьи становятся неразборчивыми. Рукопись доживает до наших дней и мы получаем в обозрение неудобоваримый продукт. Расшифровать такое творение, в большинстве случаев, представляется невозможным – и в силу огрехов переписки, и, разумеется, от того, что нам неизвестен багаж знаний и образов, собранных в отдельно взятой голове автора гальдрастава.

Еще один вопрос – грамотность. Если в заклинательных текстах на родном (исландском) языке нет-нет да и встретятся ошибки, то когда дело доходит до латыни – можно смело тушить свет и бросать гранату ручную оборонительную. Гальдрабок и другие рукописи – каноничные образцы подобного лингвистического данс-макабра. А ведь эти ошибки попадали в «тело» гальдрастава (в тех, в которых шифровались слова, а не автономные символы). Если в наше время люди с высшим образованием испытывают подобные трудности с таким же родным языком (а о иностранных, особенно – древних, диалектах вообще лучше умолчать), то что говорить о людях средневековья?

И, помимо всего прочего, нам неизвестны результаты опытов – насколько были успешны старые привороты, проклятия, защиты от магии и т.д. Мы не знаем, не погиб ли в первом бою обладатель копью с рунической надписью Ranja и помогла ли руническая палочка с воззванием к Одину победить некоему конунгу в битве.

Если обратиться в смежную (а точнее – родительскую) тему, а именно, к наиболее распространенному источнику, точнее – источникам, Большому Ключу Соломона (БКС) и Лемегетону (Малому Ключу), можно встретить такие же занятные сюрпризы. Крайне рекомендую ознакомиться с тем, сколько было копий этих рукописей и от скольки авторов – собьетесь со счета, испорченный телефон in action. На прилавках книжных магазинов и эзотерических лавок можно встретить тупой (а иначе не назвать) копипаст из этих книг. Вы что-то покупали? Что-то использовали? Не сработало? Сработало, но не так? Не удивительно.
Пара небольших примеров:

Рис. 1 - Это «шестой и последний пантакль Луны», нужный для вызывания дождя. Отрывок из псалма во внешнем круге имеет кое-какое к этому отношение, но если посмотреть на сам знак, то можно долго и упорно недоумевать – а что здесь, собственно, «лунного»?
На оси север-юг – геомантический знак Puella (Девочка), планетарное соответствие – Венера.
На северо-востоке – юго-западе – Amissio (Потеря), соответствие – тоже Венера (в большинстве источников, хотя я соотношу эту фигуру с другой планетой, но средневековая традиция имеет свои устои).
На востоке-западе – Caput Draconis (Голова Дракона), северный лунный узел, также соотносился с двумя планетами – Юпитером и снова Венерой.
На северо-западе – юго-востоке – Conjunctio (?), такое изображение отсутствует у Агриппы, но, судя по всему, все-таки Соединение, планета – Меркурий.
Луны нет даже близко. С большущим скрежетом можно было бы притянуть за уши, мол, Голова Дракона имеет отношение к Юпитеру, а он – к дождю, но таки пантакль назван все же «лунным».
Такие дела.
https://forumupload.ru/uploads/000a/0c/a8/16/t616963.jpg

А вот еще: Рис. 2-
Сам пантакль, как сообщается в тексте, нужен для призыва духов Юпитера, которые помогут искать сокровища. Значок, на который стоит обратить внимание обведен красным кружком. Это есть ничто иное как печать духа Сатурна, того самого, что «отвечает» за нужду, нищету, старость, болезни и т.п. Совместить «изобильную» концепцию Юпитера с сатурновым ограничением – это круто.
https://forumupload.ru/uploads/000a/0c/a8/16/t602206.jpg

«А разгадка проста – безблагодатность» ©

Мораль, наверное, простая:

1. RTFM.
2. Человек – существо несовершенное.
3. Имидж древности не есть залог эффективности.
4. Верхняя голова нужна не только для ношения шапки.
5. Есть, есть в этих старых штуках свое очарование и хорошие, годные образцы.
6. Среди нового – ситуация та же: натурально полезного немного, фигни хватает.
7. История – повторяется.
8. Очень забавно читать современные телеги на тему талисманов о энергетических завихрениях от людей, не разбирающихся в самой символике. Припишут всякий адЪ – мама не горюй. Идеальный практик таки тот, кто одинаково хорошо рубит и в приземленном, и в тонком.
9. Не ешьте на ночь сырых помидоров. Это была реклама производителей маринованных овощей.