Недавно смеялся: в так называемой Традиционной Сангхе России на полном серьёзе муссировался вопрос - какой год на самом деле наступил, Металлического Быка или Железной Коровы? Дескать, быка не может быть в Дхарме, потому что на быке ездит Эрлик-хан, а ведь он Царь нижнего мира, сиречь ада. Я молчу про то, что монгольский Эрлик-хан - это народное отражение Ямараджи, или Дхармараджи (Чогьял), и у него вахана действительно бык, а точнее, водяной буйвол. И у него самого - голова буйвола. Но ведь Ямараджа - один из главных защитников в школе гелуг, к которой принадлежит Традиционная Сангха России. И главный йидам у них - Ваджрабхайрава - тоже с головой быка. Когнитивный диссонанс))).
Но если вы думаете, что такое невежество - характерная черта нашего времени, то зря. Сам приход тантры Ямантаки-Ваджрабхайравы в Тибет сопровождался такими же суевериями, а принесший её Рало Дордже Драгпа был вынужден стать магическим дуэлянтом - из-за преследований со стороны подчас весьма и весьма именитых лам. Впрочем, характер его и темперамент вполне соответствовали обстоятельствам, и его нельзя назвать безвинным)).
Ра Лоцава Дордже Драг, (1016–1198 гг., Rwa lo tsA ba rdo rje grags) родился в Ньенаме, в месте под названием Нангьюл (snye nam / gnya 'nang snang yul), где проходили важнейшие тибетские торговые пути. Его отцом был Ратон Кончог Дордже (rwa ston dkon mchog rdo rje), а матерью - Дордже Палдзом (rdo rje dpal 'dzom). Его отец был держателем ньингмапинской линии Янгдаг Херуки и Ваджракилы, и он передал их своему сыну. По преданию, вскоре после рождения богиня Ремати одела Рало в свою одежду и два месяца путешествовала по Тибету. Впрочем, это характерный легендарный ход - то же самое рассказывали про Лонгченпу и не только.
В возрасте четырнадцати лет Рало совершил свою первую поездку в Катманду, прибыв в Патан в период политической и социальной нестабильности, но большого культурного расцвета. Несмотря на значительные подробности его пребывания там, приведенные в агиографии XIII века, недавние исследования показали, что мало чему из приведенной информации можно доверять, начиная от названия монастыря, в котором он проживал, и заканчивая обстоятельствами его рукоположения, когда ему дали имя Дордже Драг.
Говорят, что Рало обучался у мастера по имени Бхаро, это титул влиятельных членов клана торговцев. В «Голубых летописях» учителя называют Бхаро Чагдум. Бхаро был специалистом по ритуальным системам Ваджраварахи и Ваджрабхайравы, передачу которых Рало получил во время своего первого визита. Согласно агиографии, во время этой поездки он уже проявил свою склонность к магическому бою, вступив в схватку с шиваитским учителем, чье учение он оскорбил, доведя в итоге шиваита до самоубийства. Вдобавок он тренировался с Махакаруной, мастером линии учеников Наропы. От него он получил ряд тантрических посвящений, в том числе Чакрасамвару и Манджушри Намасамгити.
Вернувшись в Тибет, Рало быстро оказался вовлеченным в клановые распри по поводу собственности и брачных соглашений, и он использовал свои новые магические способности, чтобы сражаться со своими врагами. Многие из его врагов были переводчиками и ламами, пропагандирующими конкурирующие тантрические системы. Кхон Шакья Лодро ('khon shakya blo gros, du), 11-й в линии царского рода Кхон (этот род позже положил начало традиции Сакья) и носитель тех же линий передачи Янгдак Херуки и Ваджракилы, видел в Рало серьезного соперника своему влиянию и, вследствие того, материальному положению, поскольку Рало стал востребованным учителем. Он обвинил Рало в распространении небуддийского учения, которое приведет всех тибетцев в ад. Согласно агиографии, Рало убил Шакья Лодро с помощью обряда убийства Ваджрабхайравы, и свидетели видели в небе Ваджрабхайраву, несущего мандалу с 58-ю божествами Яндак Херуки, как знак превосходства Ваджрабхайравы. Затем ученики и подданные Шакья Лодро стали учениками Рало.
Позже подобное состязание возникло между ним и Ланглабом Чжангчубом Дордже (lang lab byang chub rdo rje, d.u.), другим важным мастером Ваджракилы. Рало отправился засвидетельствовать свое почтение этому учителю, но Ланглаб, как и Шакья Лодро, отверг Рало как распространителя небуддийской магии. Однако в последующем поединке Рало был побежден, а его ученики были убиты превосходящей по силе магией Ланглаба. Согласно агиографии, Рало тогда увидел явившуюся ему Тару, которая отправила его в Непал для получения дальнейших наставлений от Бхаро и других непальских мастеров. По возвращении в Тибет он снова вступил в бой с Ланглабом, на этот раз победив и убив его.
Чтобы не возникало предубеждений, сразу скажу - Ланглаб Чжангчуб Дордже вовсе не был белым и пушистым. Об этом вы можете прочесть в примечании*.
Вообще, Рало утверждал, что убил при таких же обстоятельствах тринадцать лам. Среди них были переводчик Гью Монлам Дракпа (rgyus smon lam grags pa, du), переводчик Cakrasavara Samvarodaya Tantra, Go Lotsāwa Khukpa Letse ('gos lo tsA ba khug pa lhas brtses, du), переводчик Guhyasamāja, и сын Марпы Чокьи Лодро (mar pa chos kyi blo 'gros) Дарма Доде (dar ma mdo sde).
Го Лоцава сомневался в легитимности учителей Рало Дордже и, как говорят, использовал черную магию против Рало, ритуалы, взятые из Гухьясамаджи. Конфликт охватил сотни деревень, и когда жители некоторых из них выступили против Рало,  обвинив его в нанесении им вреда, он победил их своей магией (их постигла болезнь с кровавой рвотой), а Го Лоцава погиб.
Многие из ведущих лам того времени провозгласили Ямантаку демоном и что ему не следует поклоняться, и что Ра Лоцава уводил многих в ад. Они применяли множество магических заклинаний против Ра Лоцавы, чтобы остановить само распространение тантр Ямантаки, иногда же они просто хотели убить именно лично его. На его жизнь было совершено множество покушений.  Некоторые из этих лам завидовали тому, что он привлекает внимание, славу и материальную поддержку, но некоторые в самом деле искренне беспокоились, что он распространяет учение демона. Некоторые говорили, что ни у одного Будды не может быть головы буйвола и не существует действующей системы практики этого божества в Индии.
Но Рало Дордже Драгпа не только воевал)) - он потратил свое состояние на восстановление храмов в южных Цанге и Лхато, включая Самье, первый монастырь Тибета, который пострадал от пожара в 986 году. Он также спонсировал переводы, копирование и чтение текстов Дхармы и установку статуй.
Рало Дордже, как известно, присутствовал на знаменитом религиозном соборе 1076 года, созванном королем Пуранга Цеде (rtse lde) для переводчиков, работающих над новыми текстами и новыми версиями священных писаний из Индии. Там он встретил Ньен Лоцаву Дарма Драга (gnyan lo tsA ba dar ma grags), который сопровождал Рало в Индию.
В результате сопротивления и злословия видных и известных лам того времени репутации Ра Лоцавы и тантры Ямантаки был нанесен большой ущерб. Однако, эта система практики не исчезла и на самом деле показала множество чудесных знаков своего превосходства и быстроты в реализации сиддхи, поэтому Ра Лоцава никогда не отступал, не смягчался и не прекращал свою практику и работу по её распространению. Ра Лоцава никогда не отказывался от своей веры в Ямантаку и мастера Бхаро, независимо от того, как сильно публика ругала его за это. Рало Дордже очень страдал, его презирали и унижали. Он был предметом множества шуток и неприятных слухов, порочащих его, но держался своего пути.
Фактически положение изменилось намного позже, несколько сотен лет спустя, когда царь Дхармы Дже Цонкапа обнаружил практику Ямантаки, исследовал ее глубже, прочитал существующие комментарии, провел ретриты и получил множество благоприятных знаков. Он утвердил практику Ямантаки как действительно чистую, могущую дать ревностным практикующим просветление за одну жизнь. Дже Цонкапа занимался практикой Ямантаки и распространил её среди своих учеников в монастыре Гаден. Оттуда она распространилась, как лесной пожар. Благодаря тому, что лама уровня и репутации Цонкапы сделал это, методы Ямантаки-Ваджрабхайравыо распространились повсюду и широко до сих пор. С тех пор Ямантака стала одной из основных тантрических практик буддийской школы Гелугпа наряду с тантрическими путями Чакрасамвары и Гухьясамаджи. Все три изучаются в тантрических колледжах Гьюто и Гьюме. Их называют тантрами Трех Царств. Все монахи гелугпа получают это посвящение - либо 13 Божеств Ямантаки, либо Одиночного Ямантаки, либо обоих.
Примечание: *О противнике Рало Дордже из ньингма Ланглабе Дордже
Жизнь Ланглаба Чжангчуба Дордже (lang lab byang chub rdo rje) сильно окутана легендами, тесно связанными с историей линии передачи традиции Ваджракилы.
Сообщается, что он сильно пострадал от рук своих родственников по отцовской линии. Чтобы помочь ему преодолеть трудности, Дре Атсара Сале (‘bre a tsara sa le), опытный мастер цикла Ваджракилы, научил его этой практике, и он усердно занимался. Ланглаб Дордже использовал силу Ваджракилы, чтобы убить своих родственников по отцовской линии, заработав себе репутацию самого могущественного мастера Ваджракилы. Говорят, что Ланглаб Чжангчуб Дордже жил пастухом в Хоре (‘khor re), к югу от горы Кайлас, на границе с Непалом, и привлек множество учеников.
Основными, сердечными учениками Ланглаба Дордже были Нанам Шераб Цультрим, Чжи Кьянгьел из Монгу, Транг Пурбуго из Ронга и Ньянг Нак из Уюк Ролпо.
Нандзед Дордже