Йом-Киппур (Судный день, День всепрощения, День искупления)- в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.
В этот день исполнялся обряд "Козел Отпущения" (Азазель). В Иерусалимский храм приводили жертвенный скот: овна во всесожжение, тельца и двух козлов. Первосвященник бросал жребий, и по его жребию одного из козлов закалывали в жертву вместе с тельцом (за грехи священника и народа), их кровью освящали скинию, а туши позже выносили и сжигали вне стана; а на другого козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа, его уводили в пустыню и отпускали на все 4 стороны. Отсюда - «козёл отпущения». Считалось, что тот, кто заберет этого козла - возьмет на себя грехи евреев (по некоторым данным, козла сбрасывали с крутой скалы, тем самым уничтожая грехи, а не перекладывая их на кого-то, кто возьмет себе это животное).
По преданию, именно в Йом-Кипур пророк Моисей, выведший евреев из пустыни, получил Скрижали Ветхого завета. Считается, что Скрижали являются основным историческим документом еврейского народа. Именно передача Моисею Скрижалей — ключевой момент в многовековой истории иудейства. В результате этого был достигнут союз между еврейским народом и Господом, простившим все грехи иудеям.
В некоторых общинах распространён обычай «капарот» (обряд искупления), когда произносится ритуальная формула «Да будет это моим искуплением…», и живую курицу или петуха крутят над головой. Символическое значение этого обычая - перенос на птицу бедствий, сужденных человеку за грехи в ушедшем году. После совершения обряда в некоторых общинах птицу относят к резнику и дарят её бедным, в других — заменяют её деньгами для раздачи бедным.
Обряд капарот проводят в канун Йом-Кипура, на рассвете, когда, согласно Каббале и Талмуду, в особой степени раскрывается милосердие Всевышнего.
Но можно проводить его и раньше, в дни, предшествующие Йом-Кипуру. Идея этого обряда предполагает осмысление того, что и нас за наши грехи могла бы, не дай Бог, постичь судьба зарезанной птицы.
Если обстоятельства не позволяют приобрести для капарот кур и петухов, разрешается использовать деньги, которые потом отдают на цдаку(пожертвование). Птица для капарот стоит обычно 50 шекелей.
Взяв в руки деньги, читают:
Сыны человеческие - узники, сидящие во мраке и в могильной тьме, в кандалах и железных оковах. Вывел Он их из мрака и могильной тьмы и разбил оковы их. Безумцы, из-за путей своих грешных, из-за пороков своих страдают они. Душа их не приемлет никакой пищи, близки они к смертным вратам. Воззвали они к Господу в горе своем, и Он спас их из беды. Послал Он им слово Свое, и исцелил их, и спас их от гибели.
Будут благодарить они Господа за милость Его и за чудеса, что явил Он сынам человеческим. Если есть у человека один ангел-заступник из тысячи, чтобы возвестить о человеке правоту его, то помилует Всевышний этого человека, и скажет ангелу-спасителю:
Воспрепятствуй его падению в преисподнюю; Я нашел искупление для него. Произнося следующие слова, трижды вращают деньги над головой: Зэ (женщина говорит зот) халифати, зэ (зот) тмурати, зэ (зот) капарати. (перевод - Это – замена мне, это – вместо меня, это– выкуп мой)
Затем произносят:
Пусть уделом этих денег станет цдака(пожертвование), а моим уделом -благополучная долгая жизнь и мир!
Затем всю процедуру повторяют еще два раза. Таким образом, в общей сложности текст капарот читают 3 раза, а конверт с деньгами вращают над головой 9 раз.
Если есть близкие люди, судьба которых вам небезразлична, следует сделать капарот за них также.
На листке бумаги следует написать их имена и имя их матери. Лист вкладывается в конверт вместе с деньгами, все вращается над головой, как описано выше.
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Киппура, пожелание «хорошей записи» в Книге Жизни («Гмар хатима това»), «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.