Эрлик 🔹

Согласно тюркской и монгольской мифологии Эрлик является владыкой подземного мира, высшим правителем царства мёртвых. Сложный образ владыки царства мертвых формировался у тюрко-монгольских народов с древнетюркского времени. Эрлик неоднократно упоминается в древнетюркских рунических текстах, где он явно соотнесен с подземным миром.

📕В этнографической литературе встречается обращение Эрлик-бий и Аба-Эрлик.

Согласно алтайскому преданию о сотворении мира и происхождении разумных существ, до начала творения Ульгень, пребывал в пространстве «над безбрежным мором», не имевшим тверди. Из воды к Ульгеню вышла Ак-эне (священная Белая мать) и научила его, как сотворить землю и небо. Эрлик был создан первым из живых существ. Сначала он был «товарищем и меньшим братом» Ульгеня, но постепенно стал отдаляться и, в конце концов, стал главным его врагом.

По другой версии, Эрлик и Ульгень были родными братьями, и старшим из них был Эрлик. Он сотворил половину того, что есть на земле. Созданных Эрликом животных называли животные с холодным дыханием «соок тынышту мал». А Ульгень создавал животных с горячим дыханием «изÿ тынышту мал». Эрлик считается одним из создателей человека, который оживил его. Эрлик отводил человека в свой мир. Согласно одному из вариантов исследований, в традиционных убеждениях жителей Алтая рая самого по себе не было. Поэтому все души направлялись в потусторонний мир, где владычествовал Эрлик.

Образ Эрлика в религиозных взглядах жителей Алтая сложен и разнообразен. Часто встречаются мнения современных ученых, основанные на исследованиях В.И. Вербицкого, которые представляют этот образ только с одной стороны. По их мнению, Эрлик является злым божеством смерти. Однако алтайцы связывали мир Эрлика с идеями о существовании злых духов, олицетворявших болезни, смерть, те неподвластные силы природы, с которыми жители Алтая встречались регулярно.

На самом деле образ Эрлика противоречив. Он представлялся не только злым, но и веселым, добрым и доверчивым. Согласно представлениям алтайцев, Эрлик не был божеством смерти.

У алтайцев не существовало таких понятий как грех и добродетель в качестве критериев будущего загробного существования. Эрлик «забирал свое» в независимости от того, кем был человек и чем он занимался при жизни. В соответствии с этим и было сформировано отношение к Эрлику как к хозяину будущего посмертного мира. Ульгень и Эрлик пребывают в вечном сговоре-противоборстве – и в некоторых мифах именно по поручению Ульгеня Эрлик забирает в свой мир людей, где они продолжают жить обычной жизнью. И если Ульгень отождествлялся с добрым всеблагим началом, то Эрлик воплощал в себе древнюю неуправляемую и непредсказуемую силу, но с ней можно было договориться. Истинным источником страданий на Алтае считаются многочисленные злые духи.

📗В этнографической литературе по традиции полагается, что Эрлик пребывает в подземном мире, в котором, согласно одной точке зрения, отсутствуют солнце и луна, а согласно другой – оба небесных тела светят слабо.

По внешнему виду Эрлик, согласно мировоззрениям жителей Алтая, изображался как старик с атлетическим телосложением. У него были следующие отличительные черты: черные глаза и брови, раздвоенная длинной борода, закрученные усы, которые закидывались за уши, курчавые волосы, могучие рога и челюсти. Алтайцы не делали его изображений.

📘Согласно материалам А.В. Анохина, голова Эрлика увенчана рогами, подобными корню дерева. В дополнение к этому, у хозяина подземного царства длинная раздвоенная борода, усы, заправленные за уши и курчавые волосы. Весь его облик ассоциируется с корневищем мирового древа. Здесь, у самых корней, проходит дорога «алыс jол» – «дорога, лишенная солнечного света», «темная тропа», непосредственно ведущая из алыс jер «темной земли», или «дальней земли», т.е. царства Эрлика.

Также можно встретить упоминания о его атрибутах – мече из зеленого железа и чаше из человеческого черепа.

У Эрлика было ездовое животное – могучий бык, на седло для которого было недостаточно даже шкуры лошади. Упоминание о том, что владыка подземного мира ездит на быке, есть и в легенде, приводимой А. В. Анохиным: «Когда-то Эрлик ездил на белом коне, но отдал его высшему божеству за душу богатыря. Но высшее божество обмануло его и вместо души дало ему черного быка, велев садиться на быка лицом назад и погонять, вместо плети «ай малта» (луновидным топором)».

📖 Несколько по-иному представляли себе Эрлика северные алтайцы. В сказании «Эрзамыр», записанном у туба, указывается:

«С переброшенными через два плеча двумя грудями,
С волочащимися по земли волосами на голове,
Не имеющий человеческого вида Эрлик-бий,
Опираясь на бело-пеструю палку, вышел».

Также по-разному описывается дворец Эрлика. Согласно одним представлениям, он сделан «из черной грязи или синего железа», согласно другим – из черного железа и окружен оградой. На берегу подземной реки обитают чудовища тютпа (ютпа, дютпа), охраняющие мост. Они охраняют подступы к жилищу Эрлика. Судя по изображениям, семантике, алтайские дютпа больше всего похожи на драконов и восходят к образу этого фантастического животного. Без борьбы по дороге к дворцу Эрлика проходят только шаманы, но и им угрожает множество опасностей.

Кроме Эрлика в подземном мире обитают его сыновья и дочери, злобные духи и души умерших людей, которые существуют там в виде полупрозрачных сущностей.

У Эрлика есть семь сыновей и две дочери. Сыновья управляют подземным миром и часто посылаются на землю для управления там злыми духами, а иногда и для охраны жилищ людей. Поэтому люди, хотя и боятся их гнева, относятся к ним с уважением и приносят им жертвы. Дочери Эрлика характеризуются как праздные и распутные девицы. Они стремятся завлечь к себе на ложе шаманов, попадающих в подземный мир во время камлания, и заполучить жертвы, которые шаманы несут Эрлику. Неустойчивые камы гибнут в объятьях этих дев.

📚По материалам:
1. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. – Ленинград: Издательство Российской академии наук, 1924 год. – 150 с.
2. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. – Горно-Алтайск, – 1993. – 257 с.
3. Мендешева В. М. Образ Бай-Ульгеня и Аба-Эрлика в традиционном мировоззрении алтайцев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – № 1(4). – С.38-42.
4. Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. – Новосибирск: Новосибирское отделение издательства «Наука», 1984. – 121 с.
5. Тимофеев Д. Г. Образ шамана в мифологическом комплексе алтайцев // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2011. – № 2. – С. 185-192.
6. Яданова К. В. Легенды Кош-агачского района Республики Алтай (по материалам экспедиции) // Религия в истории народов России и Центральной Азии. – Барнаул: АлтГУ, 2011. – С. 251-255.

📷 Иллюстрации:
1) https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5754923d/f253.image
2) http://lyceum-6.edusite.ru/p189aa1.html
3) М.П. Чевалков