Взято с сети
Говорят, что духи уходят из тех мест, где всегда живет много людей. Что там, где люди начинают заботиться только о крове и набивании брюха - нет места почтению Старших, нет места Памяти. Потому городские жители и не видят и не чувствуют их, не будут никогда касаться священных мест и не уйдут после смерти, не станут частью этого мира, защитниками своего рода и своих детей, останутся лежать в земле, пока не съедят их черви (с) Еренак, из-под Фарково, Красноярский край

Селькупы.. Народ, проживающий в Ямало-Ненецком, Томском и Красноярском крае. Народ, чья численность в 3.5 тыс человек может вызвать лишь усмешку, но который до сих пор умудрился пронести через века свою самобытность и видение мира. У них не было церквей, не было специально построенных культовых мест, всё это они видели вокруг. Если селькуп называет место, прибавляя к нему слово лозыль - то это священное место, не важно, озеро это или холм. Одним лишь словом, произошедшим от "лоз" (дух) означается Лозыль-То (озеро духов), Лозыль-Мачи (лес духов) и прочие места. Но больше всего уделялось внимание озерам и рекам. Ведь там, в глубине - нашел свой покой Кощар (Козар или Вэс), гигантский медведь, рогатая щука, старый олень, отжившие свой век - погружались на дно озера и становились Кощаром.
Достингнув совершенной старости уходили эти существа на дно, "каменели мясом" и становились тем, что позже исследователи с удивлением опознают как останки мамонтов. Но не всё так просто с мамонтом. Останки мамонта, нашедшие своё восприятие в Кощаре - это охранитель входа в подземный мир, землю умерших, Латтарыт Тэтты, "покойницкую землю караулящий", дух-хозяин всей земли и воды.
Отдельно внимание уделяли и возвышенностям, поросшим густым, непроходимым лесом. Считалось, что живет там Тэтты Лоз, земляной дух, хозяин места, который обязательно морочил и не выпускал явившегося без почтения или чужака. Но при всем при этом никогда человек, пришлый в эти места, не противопоставлялся Хозяину, он просто отличался от него.
Но как есть Кощар, хозяин земли и воды, то так есть и хозяин леса, Мачиль Лозэ (самое ближайшее к нам по значению - Леший), и живший в холмах как в землянках. И хотя бывало, что шаманы обращались к Мачиль Лозэ с просьбой отпустить из холма незадачливого охотника - никогда Хозяин Лесов не считался "злым" духом, от него зависел проход "темных" мест и буреломов, удача на охоте и работа инструментов "тихой охоты" - ловушек.
Если же пришлый увидел на деревьях вырубленные лица существ - то он попал в "лес духов", Лозыль-Мачи. Такие изображения вырубались в деревьях под руководством шамана или им самим. Это могли быть как изображения Хозяина, несущие удачу на охоте или наказание нарушившим, так и изображения предков, умерших, которые живы, пока жив род, пока жив хоть один мужчина из рода. После смерти последнего мужчины дерево с изображенным Предком-Хранителем усыхало.
Можно ещё много рассказывать, о Илыньтыль-Кота (Богине-матери, рождающей всё живое), о Нень (червях Нижнего Мира, причинах болезней людей), о жуках-плавунцах (вторичное превращение человечьей души, прошедшей "море мертвых"), о Пухоль Эмисыт (помощнице тамошних шаманов, "Матери пауков"), о обычае вешать возле священного озера одежду больного человека. Можно рассказать.. много.
Но кому оно теперь надо?