Прибежище – это опора сознания, объект, к которому прибегает верующий. Цель буддизма – это достижение Просветления. К Просветлению стремятся, чтобы выйти из круговорота перерождений, и оно возможно только при постижении Пустотности. Сознание может озариться постижением Пустотности двумя способами: путём Сутры или путём Тантры. Для следования одним из этих путей уму нужна опора, нужен объект, на который можно было бы положиться. Этот объект должен быть Просветлённым, высшим, лучшим, святым. Мы должны полагаться на него всей душой, и он не должен вызывать сомнений. Таковым является Будда Шакьямуни.
Прибежище по-тибетски звучит «чавдо», а по-бурятски – «этигэл» и состоит из трех объектов: Драгоценный Будда, Драгоценное Учение и Драгоценная Община (сангха на санскрите). Коротко о них говорят, как о Трех Драгоценностях (кончок сумм по-тиб. илигурбанэрдэнипо-бур.) Мы веруем в Будду, слушаем Учение и учимся у Его последователей. Желание выйти из круговорота перерождений сансары может появиться только при осознании ущербности, пагубности любого вида перерождений. Это осознание служит главной движущей силой для взращивания заботы о следующем перерождении. Именно эта забота – получить благое рождение в следующем воплощении – питает нашу веру в Три Драгоценности. Никто, кроме Будды, не сможет нам помочь в обретении хорошего перерождения и выходе из круга сансары вообще. Уповая на Будду, изучаем Его Учение, чтобы ускорить свое продвижение по пути к Просветлению. Наличие спутников в таком продвижении весьма и весьма помогает. Такими спутниками могут быть современные последователи Учения Будды. В текстах их называют «благой друг». В реальности большинство людей очень редко задумывается о следующем перерождении. Если кто-то и думает, то только как о возможной и весьма далёкой перспективе. Даже людей преклонного возраста почему-то мало заботит будущее перерождение. Обычно же люди приходят в дацан для разрешения насущных проблем и лишь некоторую часть усилий посвящают будущему. Основным отличием практикующего буддиста от обычного человека является внутренняя мотивация заботы о будущем рождении и понимание, что настоящее положение есть следствие «заслуг» прошлых жизней. Известный лозунг, распространенный западным кинематографом – «Живём один раз», с точки зрения буддизма является в корне противоречащим и по своей сути безнравственным, т.к. ведет к эгоистичному, вседозволенному поведению. Можно сказать так: чем больше человек заботится о будущих рождениях, тем больше веры, добродетельной кармы у него. Считается, что нужно обращаться к Трём Драгоценностям хотя бы три раза в день. В идеале практикующие молятся три раза в день и три раза за ночь. Чем больше времени занимает Прибежище в потоке сознания, тем быстрее реализации.
На санскрите мантра Прибежища звучит так: «Намо Гуру бэ, намо Буддая, намо Дармая, намо Сангая». К Трем Драгоценностям добавляется Драгоценный Учитель. Самого Будды сейчас нет, Его Учение постичь трудно, поэтому выбирается кто-то из современных Его последователей в качестве Учителя. Один Учитель должен быть коренным, основным. Однако для изучения разных аспектов буддийского Учения может быть любое количество Учителей. После длительного времени общения, обучения у него, и если он подходит вам как коренной Учитель, тогда лучше думать о нем как о Прибежище. Ибо он один может символизировать, воплощать в себе все Три Драгоценности. Служение такому Учителю, следование Его наставлениям и есть гуру-йога. Буддийская литература изобилует множеством примеров гуру-йоги. Может быть, они покажутся идеализированными, но, тем не менее, весьма вдохновили не одно поколение практикующих.
Для современного бурятского буддизма такие гуру нужны также, как и для любого другого буддийского региона и любого другого буддийского сообщества. Нынешнее поколение бурятских лам большей частью своей является строителями. И это понятно, ведь нужно было заново отстраивать дуганы, ступы, создавать статуи, алтари и т.д. Нужны были новые обители буддийской веры. Когда будут созданы условия, места, где верующие могли бы собираться, общаться, тогда и начнет подниматься общий уровень познания буддийского Учения. На мой взгляд, сейчас это время настало. Ведь большей частью материальная база в бурятских дацанах создана, общество обладает достаточными познаниями, культурой. Поэтому уже есть и ещё появится много хороших буддийских практиков. Для верующих будет гораздо легче понять Учение и следовать за своим гуру, если они будут общаться с ним без переводчика и жить поблизости. Буддийскому практику, познавшему и пережившему те или иные аспекты Учения, легче будет донести эти переживания и чувства на родном языке своему соотечественнику.
Каким критериям должен соответствовать современный гуру? В первую очередь он должен быть добрым, порядочным человеком. Во вторую очередь должен обладать достаточными знаниями, чтобы мог ими делиться. Ну, и в-третьих, он должен обладать определёнными свободами, т.е. не должен слишком зависеть от чего-либо или кого-либо. Иначе как же он будет обучать отречению от сансары, если сам будет следовать своим желаниям чрезмерно, если будет себя любить больше всего? Или же будет «скован» какими-то обязательствами, обстоятельствами, ограничениями и т.д. Понятно, что сейчас нет великих практиков, таких как Миларепа, Соодой лама и т.д. Одной из главных причин этого является отсутствие в народе соответствующей силы намоленного Прибежища.
Основой, фундаментом буддийской практики являются так называемые «четыре стотысячные». Начинаются они с гуру-йоги. Сначала в затворе начитывается сто тысяч раз мантра Прибежища: намо Гуру бэ, намо Буддая, намо Дармая, намо Сангая. Затем совершаются сто тысяч простираний, затем начитывается сто тысяч раз мантра Ваджрасатвы для очищения кармы. И, наконец, сто тысяч раз подносится мандала. Обычно для сокращения времени гуру-йогу совмещают с простираниями, т.е. на каждое простирание читается одна мантра Прибежища. И только после завершения четырёх стотысячных практик рекомендуется переходить к последующим. Нередко бывает, что люди спешат и без этих предварительных практик, считая их неважными, для дилетантов, так сказать, сразу садятся на другие. Однако, спустя годы, начинают понимать свою ошибку, и им приходится возвращаться к четырём стотысячным. Потому что Прибежище – это всё, это основа, опора сознания. Простирания, помимо духовных, очистительных качеств для тела, также здорово помогают в плане лечения и профилактики своего здоровья. Ваджрасатва значительно очищает сознание от негативной кармы. Практика подношения мандалы расширяет умственные способности, даёт много добродетелей, заслуг. В итоге человек идеально подготавливается для последующих практик, уже специализированных. Это все с точки зрения Сутраяны.
В Тантраяне немного по-другому. Прибежище там состоит также из Трёх Драгоценностей, но уже из Гуру, Идама и Дакини. В текстах пишут: гуру, дэва, дакини. Как и многое в буддийской Тантре, Прибежище является тайным учением. Сутра больше делает упор на внешние аспекты, на отказ от негативных факторов. Тантра же работает внутри человеческого сознания, с внутренней энергией и использует негативности путем их преобразования, т.е. сразу, напрямую идет работа с сознанием. Цель одна, способы отличны, ведь люди все разные. Кому-то лучше подойдёт Сутраяна, кому-то – Тантраяна. Однако весьма популярно среди буддийских практиков совмещение обоих учений. Внешне – это практики Сутры, очень дисциплинированны, чисты. А внутренне – это тайные адепты Тантры, скрытые от посторонних глаз.
Считается, что если за жизнь начитать сто тысяч раз мантру Прибежища, тогда Будда гарантированно сможет защитить в момент перерождения, т.е. человек получит благое человеческое рождение в семье практикующих буддистов в буддийском регионе. Помимо выдающихся качеств благого тела будет исключительным и ум. А ведь это самое главное: быть здоровым и умным. Можно начать гуру-йогу в любой день или в один из благоприятных дней лунного календаря. Для этого надо установить дома алтарь, ухаживать за ним, молиться от 3 и более раз в день. Например, утром после установки алтаря почитать хотя бы 1 круг на чётках мантру Прибежища. Это займёт около 5-7 минут. Днём обратиться к алтарю хотя бы на 1-2 минуты и почитать 21 раз мантру. Затем вечером перед уборкой алтаря ещё круг или 21 раз почитать Прибежище. Подготовка и уборка алтаря отнимут ещё минут 8-10. Если делать 108 простираний, то это ещё 20-25 минут, а если 21 простирание, тогда вообще это займёт всего лишь 4-5 минут. И эта домашняя практика даст огромные позитивные кармические заслуги. По времени недолго, зато эффективно и вполне доступно. С Прибежища начинается всё в буддизме. Без данной практики не будет реализаций, результатов. С гуру-йоги начинали все практики Сутры и Тантры прошлого и настоящего. И не будет в будущем иного начала. Намо Гуру бэ, намо Буддая, намо Дармая, намо Сангая.
Еши Намжил лама.