Отпева́ние; чин погребения — название службы, имеющей название после́дование ме́ртвенное; одна из треб, совершается над телом умершего и только однажды, обычно в храме после заупокойной литургии(Викепедия)
Отпевание - богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и архиереев, младенцев. В чин отпевания мирян входят 90 пс., непорочны, тропари, 50 пс., канон, восемь стихир Иоанна Дамаскина, чтение Апостола и Евангелия, ектения, стихиры, отпуст, разрешительная молитва, читаемая священником, и вынос тела умершего с пением трисвятого. Отпевание монахов отличается другими стихирами. В чин отпевания младенцев непорочны не входят и поются другие стихиры. Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В пасхальную неделю отпевание совершается по иному чину - с пением пасхальных тропарей, канона, ипакоя. Чинопоследование отпевания содержится в требнике.В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется "Последование мертвенное мирских тел". Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними/
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания.
Отпевание- это специальное Богослужение, оно бывает только заупокойным и совершается лишь единожды над телом усопшего. Значение отпевания велико. Ранее его относили даже к Таинствам. Во время отпевания священник читает особую молитва - разрешительную молитву. В этой молитве у Господа испрашивается отпущение грехов, клятвы которые были на нем, грехов которые были забыты и не исповеданны. Текст молитвы усопшему вкладывают в правую руку.
С момента разлучения души с телом долг родных и близких умирающего — поддерживать его душу молитвой. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв — «Канона молебного на исход души», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. Народное название этого канона — «отходная молитва». Может быть, умирающий уже и не слышит молитвословий, но как при крещении младенца отсутствие у него осознания не умаляет тайного действия благодати Божией на душу умершего, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у смертного одра.
молитва об исходе души:
"Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи!
Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя), воля Твоя - воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю
поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия."
Служба отпевания состоит из многих песнопений. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его . родными или близкими.
Текст разрешительной молитвы;
текст молитвы:
Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь
В заключение привожу разъяснение обряда из книги протоиерея Максима Козлова «Клир и мир» по поводу использования обряда Отпевания при колдовстве:
.
«отпевание живого или панихида по живому есть род распространенного колдовства — это верно. И здесь известный принцип оборотного обращения к Церкви — еще со Средневековья идущее: теневое использование церковных обрядов якобы ведет к подобному магически надежному результату. Если против живого силу Церкви так использовать, то этого человека туда и потянет, о чем Церковь помолилась.
Это классическая форма магического сознания, которое предполагает, что само по себе правильно совершенное ритуальное действие повлечет за собой результат по отношению к тому объекту, на который оно было направлено. Это тот же самый шаманизм : пляшут дикари у костра, протыкают нарисованное на шкуре изображение оленя, и это должно закончиться тем, что на ближайшей охоте они этого оленя убьют. Охота будет успешной, если хорошо проткнули шкуру. Здесь то же самое.
Отслужили панихиду за живого — значит, помрет или заболеет, в общем — в ту сторону устремится. Понятно, что человек, делающий так, своей душе наносит урон, потому что он тем самым показывает, что он не христианин, а язычник. А во – вторых, потому что он пытается Церковь, которая есть институт спасения и принесения блага для души, использовать во вред человеку для его погибели, если не вечной, то временной, по крайней мере, или для нанесения ему ущерба, что есть уже гpex против веры в благого Бога и в Им основанную Церковь."
Целесообразно применять данный обряд в своей магической практике или нет, решать только вам.