На носу праздник. Я в него не работала и раньше не знала о нем, вот решила запостить то, что нарылось в интернете.
Считалось, что девушкам и юношам в Андрееву ночь являются образы их суженых.
У славян в народном культе святых Андрей Первозванный почитался как олицетворение мужского начала и покровитель брака, поэтому Андреев день считался удачным временем для гадания о замужестве:
1. Ложась спать, кладут кусочек испеченного своими руками хлеба под подушку, приговаривая: «Суженый ряженый, приходи моего хлебушка отведать».
2. Нужно взять горсть конопляного семени, выйти в полночь на двор, три раза обойти вокруг хаты, сеять в это время семя, высыпая семена из подола, и приговаривать: «Я, святой Андрей, конопельки сею; Дай же, Боже, знать, с кем свадьбу играть». Жених приснится неминуемо.
3. До восхода солнца скрытно от всех взять горсть конопляного (овсяного) семени, завязать в рубаху и носить целый день; вечером посеять и, не сомневаясь, сказать: «Кто мой суженый, тот придет за мною конопельки (овсянки) брать». Суженый непременно придет ночью дергать коноплю. Это гаданье можно использовать и в канун Нового года (старого, на 14 января).
4. Взять по наперстку соли и пшеничной муки; разболтать их в воде, перед сном выпить это. Ночью будет хотеться пить; суженый подаст воды.
5. Взять по наперстку соли и пшеничной муки, да наперсток воды; замесить и спечь коржик. Ложась спать, одну половину коржика съесть; а другую положить под подушку; суженый придет, чтобы съесть остальное.
6. Спечь большой соленой корж и съесть на ночь; суженый подаст пить.
7. Положить кусок хлеба с солью под подушку; суженый придет поделиться.
8. Налить воды в тарелку; положить на нее несколько соломинок в вид мостика и поставить себе под кровать. Суженый придет перевести невесту через мост.
9. Проснувшись утром 12 ноября, подвязаться поясом; целый день молиться и не есть ничего; ложась спать, снять пояс, положить его крестом под подушку; потом сказать громко: «Живу во граде Киеве на горах, кладу крест в головах; с кем венчаться, с кем заручаться, с тем и за руки держаться».Ночью явится жених.
10. На Андрея девушки бегают вокруг хаты и сеют лен, приговаривая: «Андрею, Андрею, я на тебе лен сею. Дай мне знать, с кем лягу спать».Во сне должен присниться суженый.
С древности в ночь под Андрея существовал обычай гадать на женихов. Прежде всего, старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. Чтобы увидеть своего суженого, девушки сеяли семена льна в горшочек с землёй, а потом читали над ним «Отче наш»: девять раз стоя, девять раз опустившись на колени и девять раз сидя. После этого читали специальный заговор: «Святый Андрею, я на тебя лён сею, дай же мне знать, за кем я буду тот лён рвать». Такой горшок ставили под кровать.
В Белоруссии в этот день высевали семена конопли или льна рядом с колодцем, родником или возле дома. Такое высевание было неслучайным – достаточно вспомнить, что весною 15 (28) апреля, также в день Андрея, в белорусском Полесье обычно сеяли коноплю (в других местах — 17 [30] апреля). Результаты этого занятия ощущаются осенью и как бы объединяют общим делом двух тёзок. Само действие гадания — посев, носило явно символический характер: как засеянное должно взойти, так и загаданное должно сбыться в недалёком будущем — «Святой Андрей, я коноплю сею, дай мне знать, с кем буду я рвать». Чтобы загаданное сбылось, девчата накануне целый день постились и избегали разговоров. Если все брошенные семена прорастали весной – это обещало счастливый брак, если всходы были редкими — ожидалось безрадостное замужество, если семена совсем не всходили — это считалось признаком смерти[2].
Чей след от крыльца твоего рано утром идёт: птичий ли? человека? Какой след: что борозда? что яма? Деды советовали: «Не спеши. Погляди. С крыльца опрометью не сходи, не заступи следа чужого. Заступишь – и может случиться так, что переймешь путь того, кто этот след оставил, и тогда чужими думами уязвим будешь, чужой маетой маяться станешь, чужие ноши носить устанешь».
Народный культ апостола Андрея известен всем , но по характеру обрядности выделяются две самостоятельные традиции: почитание Андрея как покровителя брака, олицетворения мужского начала (в соответствии с греческой этимологией его имени «Андрос», т.е. мужчина), и как повелителя диких зверей (медведей и волков). В первой традиции определяющими оказываются матримониальные мотивы (приметы и гадания, связанные с замужеством)