Черная Магия - заговоры, обряды, ритуалы. Магическая помощь

Объявление


18+ Форум Черная Магия несет информационно-познавательный характер в области эзотерики, оккультизма и магии и не является пропагандистским. На нашем форуме на постоянной основе действует школа деревенского колдовства, курсы по изучению различных магических техник и проводятся постоянные семинары на разную тематику.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube и будьте в курсе новых видео от практиков форума!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



святые-демоны

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Не знаю, куда разместить, чтобы точно было по теме, а статья интресная и полезная.

C.М. Толстая, О.В. Белова — «Святые-демоны»
--------------------------------------------------------------
Святые — персонажи христианского культа, усвоенные устной народной традицией и претерпевшие в ней существенную трансформацию своего образа, основное направление которой — мифологизация, сближение с персонажами низшей мифологии, связь с сельскохозяйственным календарем, магией и медициной.

С о с т а в, иерархия и п р о и с х о ж д е н и е святых

<…> Тесная связь C. с народным календарем порождает в ряде случаев почитание «ф а н т о м н ы х» C., обязанных своим происхождением персонификации праздников и дней в образе соответствующего святого. Именно так появился у болгар и сербов святой Младен — олицетворение праздника Сорока мучеников (который во многих регионах называется Младенци). К Младену, как и к настоящим святым, обращаются с молитвами и просьбами: «Свети Младен да омлади — да Бог да» [Святой Младен пусть омолодит, дай-тο Бог] (Нед.ГОС:159). Подобного же происхождения и почитаемые в некоторых районах Болгарии св. Тодорица, представляющая собой персонификацию Тодоровой субботы, св. Костадинка, возникшая на основе почитания дня Константина и Елены; у сербов — св. Ображда, покровительница полевых работ (пахоты и сева), в образе которой персонифицирован праздник в честь первой борозды (серб. бразда); святые Пятница и Неделя, олицетворяющие соответствующие дни недели и почитаемые у вост. и юж. славян; в народных рассказах они выступают как покровительницы женских дел и ремесел и вершат суд и наказания над теми, кто не соблюдает праздничных запретов.

В заговорах к народному пантеону оказываются причислены такие персонажи, как: св. Дарья-Корова (рус. карел.); св. Козлик (бел. кутья св. Козлика — в канун Нового года пьют первую чарку со словами: «Св. Козлик, Святой Василлейко, надзяли, Боже, здоровейком!», см.: Шейн МИБЯ 1/1:44—45); св. Препин или св. Препиналка (болг., на основе родопской легенды об истреблении великанов от препин: великаны спотыкались, запутавшись в зарослях ежевики, падали и разбивались насмерть — так их наказывали святые; АрхЕИМ 934(ІІ)Вак.:248, АрхЕИМ 853(ІІ)Вак.:19).

Канонические имена С. в народном узусе подвергаются видоизменению и упрощению, становятся объектом народной этимологии и переосмысления, наделяются эпитетами соответственно приписываемым им характеристикам и функциям (ср. полес. Иван Головосек, Иван Ведьмак, болг. Герман-градушкар, Трифон-зарезан, Прокопи-пчелар серб. Блага Mapиja и т.п.).

Ф у н к ц и и святых

В народной традиции С. воспринимаются как покровители разных сторон природной, хозяйственной, семейной и общественной жизни. Все жизненно важные области имеют своего покровителя среди С. Патронажнне функции святого определяются его каноническим или легендарным житием, приписываемыми ему достоинствами, подвигами и чудесами, характером его смерти, его иконографией и т.п. Так, св. братья Кузьма и Демьян, прославившиеся в Риме своим умением лечить, почитаются у болгар как целители и носят имя Св. Врачове [‘знахари’]. У словаков св. Флориан, который, по преданию, был утоплен в реке, стал патроном водной стихии и покровителем пожарных (его фигуры ставили возле пожарных вышек), а св. Ян Непомук, принявший такую же смерть, — защитником от наводнений; болгары чтят в этом качестве св. Пантелея, который считается также искусным целителем; св. Власий, изображавшийся на иконах в окружении скота в соответствии с его легендарным житием (жил в пещере, к которой приходили дикие звери и во всем повиновались святому), стал в народной традиции покровителем скота, и т.д.

Функции святого и верования, с ними связанные, определяются также местом, которое занимает посвященный ему день в народном календаре, народно-этимологическими переосмыслениями его имени и другими факторами. Так, св. Евдокия, день памяти которой приходится на 1/14.IIІ, ассоциируется у вост. славян с окончанием зимы и началом весны, что определяет характер обрядов этого дня. Имя св. Прокопия созвучно глаголу копать, поэтому в вост. Сербии он почитается как патрон рудокопов, а в день его памяти опасаются совершать захоронения (копать могилу); болгары Троянского окр. стараются в этот день не копать огород, боясь, что св. Прокопий ударит (убьет) их мотыгой (Поп.СДБ:199); св. Вит почитается юж. славянами как целитель глазных болезней по созвучию его имени со словами вид, видеть и т.п.

Образ и функции святого часто различны в разных традициях (например, св. Андрей — патрон брака у католиков и укротитель медведей у православных юж. славян), но и в рамках одной традиции святой может иметь несколько функций, а одна и та же сфера природы, жизни и деятельности может быть под покровительством разных С. Так, «скотьими» С. считаются свв. Георгий, Власий, Савва, Афанасий, Антоний, Флор и Лавр, Игнатий, Кузьма и Демьян и др.; целителями — свв. Пантелеймон, Кузьма и Демьян и др.; осадками, громом и молнией «ведают» свв. Илья, Герман, Мария Огненная, Марк и др.

Наиболее чтимые и популярные С. могут покровительствовать одновременно нескольким областям жизни. Так, у сербов св. Илья, помимо своих небесных функций, считается патроном брадобреев, горшечников, золотых дел мастеров и др. Наряду с этим, С. Часто имеют узкую специализацию и закрепленность за определенными сферами жизни, например, св. Трифон у юж. славян ведает виноградарством, св. Прокопий — покровитель пчел и пчеловодов; у русских эта функция закреплена за св. Зосимой и Савватием, и т.д. У вост. славян наиболее универсальным святым по своим функциям считался св. Николай, другие С. были закреплены за отдельными сферами жизни: св. Власий считался патроном рогатого скота, св. Василий — свиноводства, свв. Флор и Лавр — «конские боги» и т.д.

Свв. Кузьма и Демьян почитались русскими как кузнецы, к св. Пантелеймону обращались с молитвами об исцелении (православные), к св. Агате — для защиты от пожара (католики), к св. Бартоломею, Герману — для защиты от погодных стихий (ю.-слав.); св. Стефан признавался у сербов патроном ветра, и в его день (2.VIII) не работали, чтобы ветер не принес с собой болезни. Функцию проводника умерших на «тот свет» исполнял св. Михаил, сторожем райских врат считался св. Петр.

Существовала определенная специализация С. по гендерному признаку: «женские» С. ведали преимущественно сферой брака, родов, пестования детей, лечения и женских домашних работ. Богородица, ее мать св. Анна, св. Екатерина почитались защитницами беременных и рожениц. Параскева Пятница следила за соблюдением норм и запретов, касающихся прядения и тканья, пряла по ночам на оставленной прялке, путала пряжу и нитки, ломала инструмент, наказывая женщин, занимавшихся прядением и тканьем в неурочное время (в пятницу или в праздник, ночью). Функциями контроля и наказания за нарушение запретов и правил поведения женщинами и детьми наделены также свв. Варвара, Люция, св. Анастасия и др. «Женским» С. приписывается также магическое влияние на плодородие.

С о д е р ж а н и е культа и ф о р м ы общения со святыми

Главным проявлением культа С. является почитание дня их памяти, т.е. соответствующих календарных праздников, а также посвященных им часовен, источников, дорожных крестов, икон, скульптурных изображений; соблюдение запретов и предписаний. К С. обращались за помощью во всех случаях жизни с молитвой, им давали обеты, приносили жертвы и дары, на них обижались за неисполнение просьб и даже наказывали, например, отворачивали икону с изображением святого к стене, разбивали ее, бросали в воду и т.п.

Часто люди заключали со С. договор об обмене благами. Окончив жатву, на поле оставляли несжатым пучок колосьев — «на бороду» Христу (или Волосу, Николе, Илье, Кузьме и Демьяну; см. «Борода»). Приносили в жертву святым кур, свиней, баранов и других животных во время семейных и сельских календарных праздников. См. Жертвоприношение.

Вместе с тем святых почитали из страха перед ними, из боязни навлечь на себя их гнев. Так, в Полесье говорили: «Мы празднуем Михайлу, чтоб гром не побил хату. В этот день не рубим дров, не стираем, ножом ничего не режем, кросен не ткем. Чтоб не обиделся Михайла» (гомел., Тол.ПНК: 149). «Грозными» святыми считались также св. Илья, св. Касьян, Мария Огненная, св. Пантелеймон (полес. Паликопа) и др.

Культ С. лежит в основе н а р о д н о г о к а л е н д а р я. Имена С. (часто в трансформированном виде) служат названиями праздников, а сами С. воспринимаются как персонифицированные праздники. См. Праздник, Календарь народный.

С календарной функцией С. Связаны представления о родственных отношениях святых. Болгары считают свв. Константина и Елену братом и сестрой или сыном и матерью, супругами и даже двумя сестрами, ср. Констадинка и Еленка. Существуют представления о святых-близнецах или братьях (Козьма и Демьян, Флор и Лавр — в.-слав., Георгий и Димитр, Петка и Неделя, Вартоломей и Герман, Елисей и Вида — болг.) и парных святых (Петр и Павел). Часто парные персонажи сливаются в один образ, ср. полес. Петро-Павло, Петропавля, Савы-Потапы, Казъма-Дамъян прашол; пол. Petrzepawlemikolaj (в молитве от волков) и т.п. В словенской песне в Риме на свадьбе жених — Иисус Христос, невеста — Богородица, старший сват — св. Петр, тетка — св. Елизавета, дружки — Св. Дух и Святая Троица, гости — ангелы.

Народный культ святых находит отражение в системе сельских праздников и почитаемых по обету дней, см. Праздник престольный, Обет. При этом особо выделяется культ местночтимых святых, часто не признанных официальной церковью, неканонизированных или лишь недавно удостоенных канонизации (Евфимий Архангелогородский, Иоанн и Иаков Менюшские на Рус. Севере, о. Николай Трофимов в Вологодской обл., старец Герасим в Нижегородской обл.). <…>

С в я т ы е-д е м о н ы.

В народных верованиях и фольклоре христианские С. подвергаются демонологизации и нередко приравниваются к персонажам низшей мифологии, наделяются сверхъестественными способностями, магическими свойствами, властью над природными явленнями (ср. болг. Герман-градушкар, серб. Илија громовник, Свети Стеван Ветровити и т.п.). К числу «святых демонов» у вост. славян относится, например, св. Касьян, у зап. славян — св. Люция, у южных — св. Тодор, Баба Марта и др. Демоническими чертами наделяются и такие высокочтимые святые, как св. Николай, св. Илья, св. Афанасий и др.

У болгар св. Атанас — покровитель чумы, ему приносят в жертву черную курицу, перья которой используются при лечении болезни (с.-болг.). На севере Болгарин св. Тодор считался покойником, превратившимся в вампира, волколака, который выходил из могилы в первую неделю Великого поста и ездил по ночам верхом на белом коне и мог затоптать каждого на своем пути.

У сербов св. Савва считался покровителем и защитником волков. В «свой» день (14/27.1) он, по народным верованиям, залезает на грушу, созывает волков, угощает их и распределяет, чей скот станет их жертвой в течение года. Св. Савву считали также хозяином градовых туч; когда надвигалась туча, к нему обращались с просьбой «отвести своих говяд от села».

Формы обращения со С. в повседневной жизни мало чем отличались от способов обращения с домовым, лешим, водяным или русалкой. В заговорах их имена соседствуют с именами мифических персонажей, в «заветных тетрадях» обращенные к ним молитвы могут перемежаться рецептами черной магии и т.п. В Рождественский сочельник Бога, Богородицу, C., ангелов приглашали на ужин вместе с морозом, ветром, волками, птицами, демонами туч, нечистой силой (см. Приглашение ритуальное). У кашубов под именем Николая был известен злой дух, который загадывал загадки заблудившимся в лесу; если человек отгадывал, Николай выводил его из леса, а если нет, то человек попадал во власть нечистой силы, продавал душу дьяволу.

Святые являются популярными персонажами фольклорных текстов разных жанров. В волочебных песнях Бог и св. Петр назначают порядок следования святых в календаре («каторому святому напярод быть») и распределяют их роли в земледельческом цикле работ: «...Ой, святы Юрай статак запасає, / Святая Мікола яр засявае, / А святи Пятрок пчолкі насаджає, / А святы Іспас жита засявае» (бел., Влчб.п.: 186); «Святы Барыс бабы сеець, / Святы Мікола па межах ходзіць <...> Свята дзесятуха жыта красуець, / Святы Іван пчолы садзіць, / Пад перелазам па шесцера разам. / Святы Пётра жыта родзіць, / Святы Кузьма сярпы робіць...» (там же:115). Ср. в ю.-слав. песнях: Бог каждому святому дает его долю.

В заговорах фигура святого может выступать в роли целителя, чудесного помощника, защитника от злых сил. В архангельском заговоре от лихорадки свв. Кузьма и Демьян и отец Симеон, встретив 12 «косматых, волосатых и беспоясных» дев, «вынимают сабли вострые и ладят сказить им головы» (РЗЗ:350). От зубной боли молились: «Зубной бог Антип, дай слов рабе божьей Анне зубных, мясных и костяных» (там же:241). Св. Петру приписывается способность останавливать кровь: «їхав святий Петро на білім коні: кінь біжить, аж камінь січе; да буде проклята кров, котра потече» (укр., УЗам.:67). Подробнее см. Медицина народная.

В духовных стихах, основанных на сюжетах и мотивах канонических, житийных и апокрифических христианских текстов, образы C., хотя и обогащаются фольклорными чертами, сохраняют свой сакральный ореол. В них повествуется, главным образом, о земных подвигах C., из коих у вост. славян наиболее популярны Николай, Егорий, Димитрий Солунский, Федор Тирон, Михаил-архангел, Кузьма-Демьян, а также Алексей — человек Божий, Иосаф-царевич, Борис и Глеб, почитаемые не столько за их чудотворную мощь, сколько за горькую судьбу.

В сказках и легендах к излюбленным героям относятся св. Петр, сопровождающий Христа в его странствиях по земле; св. Николай, который превращает в коня мужика, неправильно определившего погоду; Кузьма и Демьян и др. С. оказывают помощь нуждающимся и наказывают обидчиков и грешников; нередко, однако, им приписываются действия и поступки, весьма далекие от благочестия (например, св. Петр крадет рубашку, тайком сьедает хлеб, крошки превращаются в грибы). Св. Иван Рыльский, согласно болгарским легендам, — колдун, он переходит реку по своей одежде, умеет накормить царских охотников двумя крошками хлеба, учит людей возделывать землю, карает скупых и т.п.

В топонимических преданиях ярко проявляется связь культа народных святых с природными объектами — источниками, камнями, деревьями. См. Культовые места.

<…> Выделяется ряд мифологических мотивов с участием святых: С. крадет солнце, несет Богу; С. становятся сватами для солнца и месяца или для змей; святой убивает чудовище (мотив змееборчества); запрягает его в плуг; С. усмиряют стихии и болезни; св. Никола отправляет водяного на дно моря; св. Юрий обходит поля, нивы, луга, стада; огорчается, когда все повяло, и радуется, когда все зеленеет; св. Андрей рождается дважды и т.д.

C.М. Толстая, О.В. Белова — Святые || СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Том 4. Москва «Международные отношения» 2009 г. Стр. 589-594

Усвятский р-н Псковской обл. (Музыка русского Поозерья) – 09 Ой св

+4

2

Прошу прощения, если я немного не по теме. Как вы от носитесь к св. Яцеку? У меня за этот год уже несколько человек про него рассуждали. Понятно, что он связан с Киевом. Но один мой дальний родственник утверждает, что ему прямо сниться Яцек требующий спасти  киевские ценности))).
В Вильнюсе его костел был одним из моих любимых мест.

0

3

Здесь, на территории Кенига он не почитается. Тут святителем был св. Адальберт (Войцех) спиливший священые деревья и убитый пруссами.
А о каких ценностях он толкует? Церковь если что сама справится. Или он имеет ввиду - разворовывают?

0