Черный цвет.
черное — один из основных элементов цветовой символики, выступающий в оппозиции белое — черное (противопоставлен белому цвету как "темный", непрозрачный, "плохой", "злой") или в триаде белое — красное — черное.
По сравнению с другими цветами, особенно белым и красным, черный цвет обладает более конкретной и однозначной символикой, ассоциируясь с мраком, землей, смертью, нечистотой, с "чужим", злым или демоническим началом, с потусторонним миром.
Этим, возможно, обусловлен запрет на приложение эпитета "черный" к предметам и объектам, наделяемым сакральным статусом: например, нельзя говорить о хлебе "черный", следует сказать — "ржаной" (рус. рязан., Владимир.).
Эпитет "черный" придает слову дополнительное отрицательное значение, ср. черныеслова (рус.) "брань", "проклятие", черные дни (рус.) "бедность, неудача, горе", черное жыто "ядовитое растение спорынья" (полес. брест.).
Черный цвет противопоставляется белому как злой — доброму, грешный — праведному.
В "Chronica Slavorum" Гельмольда (XII в.) упоминается Чернобог — злое божество, которому древние славяне приносили жертвы наряду с добрым богом (Белобогом).
По поверьям поляков Вармии и Мазур, грешные души являются в виде черных теней, праведные — в виде белых; души грешников появляются также в виде животных черной масти (собаки или кошки).
По чешскому поверью, души висельников блуждают в виде черных псов.
Души некрещеных детей (mavje, movje) летают в облике черных птиц (словен.)
Черный цвет в народных представлениях — цвет смерти, ср. приметы: если черная корова смотрит в окно в избу, в доме кто-нибудь умрет (бел.); если у новорожденного жеребенка черно во рту — волк съест его в то же лето (бел.); если запоет черная курица — к добру, она "отпевает" врагов (бел.). У всех славян черный цвет считается траурным, соответственно велика символика черного в погребальном обряде.
Для снятия мерки с больного использовали черную нитку (бел.).
Если ребенок мучился в агонии, лицо его прикрывали черным платком (бел.).
В гроб покойнику клали черную ленточку или кидали ее в могилу (бел. бреет).
Мужчин хоронили в черном гробу, девушек и парней — в белом или светло- сиреневом, детей — в голубом (пол. краков.).
На Рязанщине взрослых хоронили в черных гробах, молодых мужчин — в голубых, девушек — в розовых.
В Полесье в семьях, где был траур или если в прошедшем году в семье был покойник, пасхальные яйца красили в черный или другие темные — зеленый, фиолетовый, синий — цвета (гомел.).
В Боке Которской (Сербия) "траурные" пасхальные яйца также были черного цвета.
Черные яйца относили на могилы на первый или на второй день Пасхи для поминания умерших (черногорцы племени Кучи).
Черный цвет — одна из характеристик потустороннего мира, "того света" (ср. макед. църна "тот свет").
В заговоре на изгнание болезни покойника, который лежит в гробу в черной хате в черном лесу, просили забрать болезнь: "Мне белы свет, табе чорны лес" (бел. могилев.).
Местами изгнания болезней в заговорах являются "черное море" (бел., болг., серб.), "черная земля" (бел., серб.), "черная гора" (болг., серб.), "черное поле" (серб.).
По карпатским поверьям, клады сторожат черный орел, черный медведь, большой черный "гад".
В некоторых регионах жертвенное животное, предназначенное для обитателей потустороннего мира, должно было быть черного цвета, например, в районе Разлога для курбана предназначались черные бараны (с.-з.-болг.).
Черный цвет является одной из основных характеристик персонажей, которым в народной культуре присвоен статус "чужих"-инородцев, иноверцев, мифологических персонажей. В севернорусских и уральских легендах фигурирует черная (чернокожая) чудь.
Признак "черный" в польской фольклорной традиции прилагается к шведам, цыганам и жмудзинам, что отражают клише czarny jak Szwed, czarny jak Cygan, czarny jak Zmudzin.
У поляков бытует поверье, что русины (карпатские украинцы) обладают "черным нёбом"; те в свою очередь считают, что "u mazura czarna шга [глотка]" [9. S. 180-181]. Аналогичный признак приписывают мазуры — "литвинам" и "жмудзинам", краковяки — гуралям, поляки — цыганам; в русской традиции чернонёбыми называют жителей Коломны.
Согласно полесской легенде, прародителем цыган является некий "черный человек", от которого и пошел весь этот народ (волын.).
Черный цвет может выступать как показатель того, что персонажи, отмеченные им, совершили в прошлом неблаговидный поступок, за что и были наказаны.
По болгарским легендам, от непочтительного сына Ноя, насмеявшегося над наготой отца, произошли "пияниците, резилите, църните и темните луге" (пьяницы, насмешники, черные и темные люди), а также цыгане и "арапи".
От неблагодарных подданных, оклеветавших своего царя, произошли "болгарские цыгане" — царь проклял клеветников, и они "с виду почернели" [11. С. 53].
Поляки считали, что евреи носят черную одежду якобы в знак траура по Иисусу Христу, которого они распяли, так и не уверовав в него (Подлясье).
Чернота "чужих" может объясняться их связью с нечистой силой (ср. пол. czarny "русин" и "дьявол"). Черный цвет волос у цыган объясняется их родством с чертом: цыгане произошли от черта и хромой девушки из числа фараоновых людей, преследовавших Моисея и евреев во время исхода из Египта (Галиция). Поляки в Подлясье говорили, что евреи похожи на чертей, потому что они черноволосые и смуглые.
"Родство" евреев и черта проявляется также в том, что у них черная, похожая на смолу кровь (гуцул.).
В обрядовых масках "чужих" персонажей ("еврея", "цыгана" и др.), которые часто осознавались как существа, связанные с нечистой силой и демоническим миром, преобладали белый и черный цвета.
Черный цвет маркирует различных демонологических персонажей как в совокупности (например, рус. калуж. чёрная планида "нечистая сила"), так и индивидуально. Локальные названия черта отражают его связь с черным цветом: рус. чёрный, чёрный шут, черняк црни (хорват.), corny (в.-луж.), сагпу (н.-луж.), czarny czarni bog (кашуб.), вран (болг., хорват.), vranic (хорват.).
Русские представляют как существ черного цвета (с черными телами и лицами) домового, обитающего в доме подпечного, банника, овинника, рижника, лешего, полудницу, полевого духа "удельницу", водяного, шуликунов.
Богинки (з.-слав.) и русалки (в.-слав.) имеют черные зубы или клыки.
По поверьям болгар, вампир имеет черную вонючую кровь; украинцы Карпат считают, что у черта кровь тягучая и черная, как смола.
В сербских мифологических рассказах и эпических песнях упоминаются црни Арапи — трехглавые демоны, обитающие под землей; в одной хорватской эпической песне "черный арап" преследует сватов в образе огромного змея с поднятыми крыльями и разинутой до облаков пастью. В виде черного ветра налетает чудовище ала (Хомолье, Болевац), вызывающее болезнь человека.
Черный цвет у демонов может быть приобретенным: черт почернел, обгорев в первом огне, который развел Бог (бел.).
"Черные" мифологические персонажи могли наводить черный цвет на людей и животных. Так, 1 марта девушки надевали красные амулеты, чтобы "не почернеть" при встрече с бабой Мартой, чтобы баба Марта "не сделала их черными" (капанци, Странджа).
В черных одеждах являются богинки, русалки и домовой (Полесье), суденицы — духи судьбы (серб., болг., макед.).
Поляки говорили, что планетник (атмосферный дух, способный разгонять тучи) носит черную шляпу. По сербскому поверью, у черта есть черная палка, с помощью которой он всех дурачит (Чачак).
Колдуны-чернокнижники осуществляют свою магическую деятельность с помощью "черной книги", на черных страницах которой нанесены белые таинственные знаки (в.-слав.).
Происхождение некоторых демонов связано с животными черного цвета, и сами они имеют вид черных зверей или птиц или распоряжаются ими.
Духи-обогатители (словац. zmok, rardsik, skraitok, bozik, хорв. тинтилин, серб, цицкавец) появляются из яйца, снесенного черной курицей, и выглядят, как черный цыпленок.
У болгар известны: мамник, мамниче — черный цыпленок из выношенного ведьмой за пазухой яйца, отбирающий молоко у коров (ю.-родоп.); мамници, мамяци — черные бабочки с желтыми крыльями, выношенные ведьмой за пазухой (карнобат.).
Большую черную бабочку (вещерица) себе в помощь ведьма выводит из большого яйца (пловдив.).
По полесскому поверью, "черта" в виде черного ворона держали за печкой, кормили яичницей, а он в благодарность приносил хозяину краденое добро (бел.).Нечистый дух в виде черной с красными точками бабочки вселяется в женщину, делая ее вештицей (болг.).
По поверьям, нечистый дух, изгнанный из тела человека, является в виде черного паука (пол.), черного червячка (рус. калуж.).
Белорусы считали, что появление черного животного (собаки, кошки, поросенка, курицы) после смерти чародея — свидетельство того, что из него вышел черт; это животное следовало тут же убить, проткнув осиновым колом.
Черт появляется в виде черного козла, барана, кота (бел.), черной птицы с красными глазами (пол. познан.); банник — в виде черного кота (рус. вологод.); вампир — в виде черной курицы (словен.).
Домовой может выглядеть, как черный заяц, черный теленок (рус. тул.).
Коровья смерть являлась в виде черной кошки, собаки, коровы.
По карпатским поверьям, ведьму-босорку сопровождали черные кошки.
Во время грозы из дома выгоняли кошек и собак черной масти, так как считалось, что в них прячется черт (бел.).
Черные животные — обычная ипостась оборотней.
Ведьмы и колдуны оборачиваются в животных черного цвета, особенно в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.).
Волколак превращается в черного коня (серб.), в черного быка (хорват.) или вола (далматин.).
Мора оборачивается в козу, кошку, барана черного цвета (хорв.).
Черный цвет считался опасным: повсеместно у славян известно поверье о том, что сглазить может человек с черными глазами.
В то же время черный цвет выступает как оберег для людей, домашних животных, хозяйственных объектов.
В сербских и карпатских заговорах часто упоминается защитник — черный (красный, железный) человек в черной (красной, железной) шапке с черным (красным, железным) мечом.
По белорусскому поверью, черная собака, черный кот и черный петух, живущие мирно между собой, оберегают дом от нечистой силы.
Согласно легенде с Витебщины, "знающий" избавил людей от змея, посыпав его землей, привезенной в лапте на черном петухе.
Чтобы человека (особенно невесту) не сглазили, ставили черной краской точку на лбу или на лице (макед. охрид.).
Если ребенок много плакал, мать заворачивала его в черное и выносила вечером на крыльцо (серб.).
По поверьям русских Рязанского края, при опахивании женщина, впрягающаяся в соху, должна была быть черноволосой.
Для изгнания ведьм из села в последний день масленицы разводили костер каравештица, калавештица, крлавештица (ю.-в.-серб.), буквально "черная ведьма".
Сербы верили, что черная собака охраняет охотника от черта.Чтобы волки не нападали на скот, пастух должен был держать за пазухой первое яйцо от черной курицы (бел. витеб.).
По поверью, волк боится черных свиней (с.-в.-болг.). От волков накануне "волчьих дней" женщины на пороге шили красными нитками черную тряпку, "зашивая" волку уши, глаза, пасть (болг., Странджа). Сербы и болгары в канун "волчьих" праздников совершали жертвоприношение черного петуха, цыпленка, курицы.
Новорожденного теленка заворачивали в черную мужскую рубаху, чтобы он не был подвержен сглазу (рус. смолен.), или в черную юбку, "чтобы дьявол не пристал" (укр.).
Чтобы предотвратить эпидемию кур, хозяйка в сочельник закапывала под насестом голову от черной курицы (серб., Лесковацкая Морава).
Во время падежа скота сжигали черного петуха перед опахиванием (рус. смолен.), закапывали черного петуха на перекрестке (бел. мин.).Мельники держали на мельнице животных черного цвета или носили при себе шерсть черного козла, поскольку водяной любит черный цвет (рус. Новгород.).
Для задабривания водяного мельники бросали в реку животное черной масти — кота, собаку, свинью, утку, курицу, голубя (сербы-лужичане). Чтобы отпугнуть ведьму, на пасеке оставляли внутренности черного барана (серб.).
При заговаривании и лечении различных болезней, а также в магии использовали предметы и животных черного цвета:
от испуга ребенка клали на черный кожух (бел. витеб.);
нож в черных ножнах защищал ребенка от испуга (серб.) или от зморы (словен.);
черную бусину клали в питье при лечении коклюша (макед.);
черную шерсть использовали для избавления от злого демона живака (серб.);
черную курицу обносили вокруг посевов от града (серб.);
перья черной курицы служили средством от головной боли (болг., серб.);
яйцом черной курицы терли глаза от куриной слепоты (бел.), "угощали" им 77 лихорадок (бел.), ели его от желтухи (словен.), использовали для приворота мужчины (серб.); при лечении "падучей" закапывали живьем черную курицу для женщины и черного петуха для мужчины (болг.); черную курицу купали в воде, и этой водой потом мыли ребенка, чтобы избавить его от "находа" — кожного заболевания, вызванного тем, что на него посмотрела женщина в период месячных (бел.); в воде, в которой сварили неощипанную черную курицу, купали страдающего от эпилепсии ребенка (укр. Житомир.); крыльями живой черной курицы терли спину младенцу от крылищ (зуда между лопатками, вызванного тем, что мать во время беременности грызла куриные кости) (бел.);
ели печень черной свиньи от лихорадки (укр. ровен.);
молоко черной свиньи использовали для изготовления лепешки, применяемой в черной магии (бел.);
молоко черной ослицы — для лечения коклюша — црна кашлица (макед.);
молоком черной коровы тушили пожар, зажженный молнией (полес);
водой после обмывания зада черной коровы изгоняли лихорадку (рус. рязан.);
почки черного ягненка применяли для лечения гениталий (макед.);
кость черной собаки отпугивала вештицу (серб.), на крови из гребня черного петуха замешивали хлеб, который помогал при трудных родах (серб.), навоз черного вола или коровы использовали от коросты (в.-серб.),
за черную кошку, обвитую смоляной веревкой и проданную на базаре в полдень за целковый, можно было выручить неразменный рубль (рус. Новгород.);
черного кота разрывали над ребенком, страдающим эпилепсией (словен.), варили для приворотного зелья (серб.), из черной кошки получали кость-невидимку (рус, бел., пол.);
кончиком хвоста черного кота терли нос от насморка или подпаливали шерсть черного кота и давали нюхать больному (бел.);
черной улиткой мазали тело для профилактики заболеваний (словен.), применяли ее для лечения грыжи (серб.), от зубной боли (хорв.);
шип черного терновника забивали мертвецу под ноготь, чтобы "не ходил" (серб.) и т.п.
В народной медицине и магии применяются "черные" растения — черный терн, боярышник, черная шелковица, чернобыль (полынь), черная напороть (наделяемая магическими свойствами разновидность папоротника).
В качестве способа мести устраивалась так называемая чорна служба в церкви (заказывался молебен, во время которого свечу следовало держать так, чтобы с нее капал воск — так же истает жизнь врага) (укр.).
У восточных славян было широко распространено гадание о судьбе с помощью черной курицы.
Черный цвет часто присутствует в названиях тяжелых и эпидемических болезней, например рус. чёрная смерть, серб, црна чума, црна болка. Болезни персонифицируются как существа черного цвета, например чума появляется в виде черной цыганки (болг.).В качестве защитных средств против "черных" болезней выступали различные предметы черного цвета.
В Полесье во время припадка эпилепсии {чорна хвороба) накрывали лицо больного черным платком, сукном, кожухом. При "черной болезни" окуривали больного черной лентой, взятой в церкви (Житомир.).
В народном календаре "черные" дни — это Тодорова неделя, первая неделя Великого поста (болг. Чернота неделя), вторник, среда и пятница на Тодоровой неделе (болг. Черен вторник, Църн вторник, Черна сряда, Черният петък Тудуришки),
первый день 40-дневного поста ("Пепельная" или "Черная среда" у чехов и словаков, когда было принято мазаться сажей),
среда на Страстной неделе (полес. пин. Черная середа),
пятница на Страстной неделе (рус. прикам. Черная пятница),
первый вторник после Юрьева дня ("Черный вторник" — серб.).
В эти дни соблюдали пост и запреты на различные виды домашних и полевых работ — для сохранения здоровья людей и скота, чтобы вороны и галки не разоряли посевы и т.п.
В Родопах и Фракии отмечено почитание дня св. Черны (св. Анастасии) (праздники 19.1 и 3.V), следующего за днем св. Атанаса (вероятно, народный культ св. Черны сложился под влиянием христианской персонификации смерти, болезни).
В Охридском крае дни, следующие за зимним (18.1) и летним (2.V) Атанасовым днями (т.е. собственно дни св. Черны) называются "черными днями". В эти дни проводится жертвоприношение черной курицы — для умилостивления чумы (макед.).
Существуют мужские "двойники" св. Черны — св. Черняй и св. Тимньо (20.1). Братьями св. Черны считаются свв. Антон и Атанас, кузнецы, чумины светци. У родопских болгар в день св. Афанасия (Черен ден, Света Черна, 5/18.VII) женщины соблюдают запреты на все виды работ, чтобы насекомые не поели посевов.
Приметы относительно черного цвета разнообразны, но в основном неблагоприятны: муравейник с черными муравьями на месте строительства дома — к несчастью (гуцул.);
увидеть черного паука — к несчастью (банат. болг.);
на Новый год увидеть первым черного ягненка — не к добру (серб.);
встреча с животным черной масти (кошкой, собакой, лисой, зайцем) — к несчастью (укр.);
черная корова идет впереди стада — к ненастью (рус. костром.; бел.).
Ряд примет основан на принципе уподобления.
Много весной черных жуков — к урожаю бобов (бел.).
Черные овцы родятся, если написать на стене что-нибудь углем, вынести на двор головешки или вымазать обувь черным (бел. витеб.).
В Рождество нельзя чернить обуви — ягнята родятся черными (бел. витеб.).
Чтобы родились черные овцы, головни заливали крещенской водой и выносили в хлев(бел.).
Символика черного цвета в сновидениях (наряду с символикой объекта или предмета, которому атрибутируется черный цвет) имеет отрицательный характер. В Полесье считали, что увидеть во сне черную корову — к смерти, тяжелой болезни, к покойнику, к пожару; черный конь во сне означает болезнь, смерть, "черноту" (т.е. печаль), ссору, пожар и, в то же время, приход сватов [5].
Увидеть во сне черный платок или черную одежду — к печали или кто-то тебя очернит (бел.).
Черные ягоды во сне предвещают горе (бел.).