Была ли святая инквизиция на Руси?
Инквизиция на Руси.
В России ещё двести лет назад происходили суды над «ведьмами» и «ведунами». Главным организатором этих судов была православная церковь. Под видом «ведьм» и «ведунов» нередко преследовали и казнили людей, опасных для церковной власти.
В 1649 году было издано «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». В введении к этому документу говорится: «В лето 7156 года (1649)…государь царь и великий князь Алексей Михайлович…советовал с отцом своим и богомольцем…Иосифом, патриархом Московским.., и с митрополиты и со архиепископы, и с епископом и со всем освящённым собором…». Значит, уложение было составлено по благословению высшего духовенства. Первая глава уложения говорит «о богохульниках и церковных мятежниках:
«1. «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек возложит хулу на… Иисуса Христа, или на рождшую его… богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников: и про то сысковати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив казнити, зжечь. 2. А будет какой бесчинник, пришед в церковь… во время святыя литургии и каким ни буди обычаем, божественныя литургии совершити не даст: и его изымав и сыскав про него допряма…казнити смертию безо всякия пощады…».
В 1647 году царь Алексей Михайлович послал шацкому воеводе Хитрому указ: «Ты бы женке Агафьице и мужику Терешке (обвиненным в «еретичестве». – А.С.), дав отца духовного, велел их причастить…велел их вывести на площадь и, сказав им их вину и богомерзкое дело, велел их на площади, в струбе, обложивши соломою, сжечь».
В 1653 году воеводы получили такой грозный указ царя: людей, занимающихся чародейством, «врагов божьих», «в струбах жечь безо всякой пощады, и домы их велено разорить до основания»… (напечатано в книге Н.Новомбергского «Материалы по истории медицины в России», 1905 год, том 3).
В 1666 году гетман запорожского войска Брюховецкий «велел сжечь 5 баб ведьм, да шестую Гадяцкого полковника жену, а сжечь де их велел за то, что мнил на них, что они его, гетмана, жену портили и чахотную болезнь на неё напустили».
Суды над «ведьмами», «лихими бабами», «ведунами» и «еретиками» были на Руси так же жестоки, как и на Западе, где свирепствовала католическая инквизиция.
В 1648 году обвинили некую «Марфицу» в том, что она «портила людей своим волшебством». Несчастную трижды пытали, «трижды к огню привожена и клещами жжена». Кроми неё пытали ещё восьмерых (из них семь женщины, причём пять беременные). Стольник Воейков писал царю: «А иных женок, которых в той же волшебной порче довелось пытать, и оне беременны».
Тогда же был суд над Салаутиным, обвинённым в «волшебстве и порче». «Митька Салаутин пытан накрепко клещами жжен, а с пытки на себя ничего и никакова не говорил».
В 1663 году началось сыскное дело о «еретических волшебных письмах» были обвинены «волшебник Прохорка Прохоров сын Казаринов, да Тришка Микифоров сын Попов». На следствии были пущены в ход жесточайшие пытки.
Что же это за «волшебные письма»? Вот выдержки из них: «Выйду я, раб божий (имя рек) во чистое поле. И как на меня светит месяц, и как звёзды смотрят и держатся месяца, и так бы раба божья (имя рек) смотрела и держалась меня: и как кукушка-птица тужит и плачет по своем гнезде, так бы раба божья по мне тужила и плакала» и т.д. Это – «приворотный» заговор. Из-за него и возникло кровавое судебное дело.
Источник:
Газета «Безбожник» №24 (687) от 21 августа 1939 г, понедельник.
Стр.4
Отредактировано Марийка (2018-08-28 18:02:13)